Отопление нежилых помещений в многоквартирном доме


Подключение теплоснабжения в многоквартирном доме

Перед тем как организовывать теплоснабжение нежилого помещения нужно произвести первостепенный анализ характеристик строения.

Чтобы правильно выполнить этот этап нужно:

  1. Выбрать тепловой режим работы на основе назначения помещения.
  2. Произвести расчёт теплоснабжения, взяв за основу размерные показатели.
  3. Определиться какой именно теплоноситель будет использоваться.

На основании сведений, полученных в результате упомянутых процедур, выбирается способ, которым будет отапливаться помещение.

Далее всё делается так:

  1. Выполняются мероприятия, в результате которых становиться возможна подача теплоносителя на нежилую площадь, то есть подводятся нужные коммуникации.
  2. Не стоит забывать, что отопление не появиться само собой. Чтобы всё заработало необходимо заключить договор с поставщиками тепла на его подачу.

Важно. Стоит отметить, что именно с анализа возможных разновидностей отопления должен начинаться любой проект здания административного или производственного назначения.

Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

Какие законодательные акты и нормативы регулируют плату за тепло?

Поскольку в нежилом помещении, возможно, произвести отопление, то кто – то должен оплачивать тепло. Этот факт чётко прописан в Постановлении Правительства РФ No354.

Ещё в этом законодательном акте чётко прописаны формулы, по которым производятся расчёты сумм, выплачиваемых за отопление помещение, не являющегося жилым.

Ещё в упомянутом законодательном акте прописано, что расчёт размера оплаты отопления по обозначенной формуле может производиться, если речь идёт о нежилой площади в МКД, в котором есть коллективный, то есть общедомовой прибор учёта поступающей тепловой энергии.

Однако в такой ситуации в конкретном здании не все площади, как жилые, так и не жилые, могут быть оборудованы индивидуальными счётчиками. При этом постановление, о котором идёт речь, содержит не только сведения относительно оплаты отопления нежилых помещений.

Оно также включает в себя формулы, по которым при определённых условиях могут быть произведены расчёты по оплате отопления жилых площадей. Еще описанный документ содержит информацию относительно расчёта оплаты других услуг ЖКХ таких, как горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия и т.д.

Смысл поправок ПП РФ от 26.12.2016 № 1498

А теперь разъясним в целом суть поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила 354 в части порядка поставки коммунальных ресурсов в нежилые помещения МКД.

Абзац 2 пункта 7 Правил 354 в редакции, действующей до 01.01.2017, устанавливал:

«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

В редакции ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 приведенное положение незначительно изменено, его смысл остался практически тем же самым, однако необходимо обратить внимание на существенную деталь. С 01.01.2017 абзац 2 пункта 7 Правил 354 в новой редакции устанавливает:

«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

Одновременно внесены изменения в абзац 3 пункта 7 Правил 354, который в новой редакции стал абзацем 4, а именно: предложение «Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг» заменено на предложение «Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг».

Для чего же Правительству РФ понадобились уточнения о жилом помещении?

Ответ прост – новые поправки, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливают, что коммунальные услуги потребляются исключительно в жилых помещениях МКД. И в случае, если лицо, управляющее МКД (УО/ТСЖ) является исполнителем коммунальных услуг, то такие услуги оно предоставляет исключительно потребителям в жилых помещениях.

А как обстоит ситуация с нежилыми помещениями?

В тот же пункт 7 Правил 354 добавлен абзац (абзац 3), устанавливающий:

«Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».

Необходимо обратить внимание, что в нежилом помещении не осуществляется предоставление коммунальных услуг! Виды коммунальных услуг определены пунктом 4 Правил 354, их исчерпывающий перечень включает в себя семь видов , «горячее водоснабжение», «водоотведение», «электроснабжение», «газоснабжение», «отопление», «обращение с твердыми коммунальными отходами».

В абзаце 3 пункта 7 Правил 354 применены совсем иные термины: не «холодное водоснабжение», а «холодная вода»; не «электроснабжение», а «электрическая энергия» и т.п.

Откуда такое расхождение в терминологии?

Обратимся к пункту 2 Правил 354, абзац 10 которого определяет:

««коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения».

Именно использованные в приведенном положении термины применены в абзаце 3 пункта 7 Правил 354, а это означает только то, что в нежилое помещение поставляются коммунальные ресурсы.

То есть, в нежилом помещении не предоставляются коммунальные услуги, в нежилое помещение поставляются именно коммунальные ресурсы!

Поэтому неважно, кто является исполнителем коммунальных услуг (с 01.01.2017 коммунальные услуги могут предоставляться только в жилых помещениях МКД), в нежилом помещении коммунальные услуги не предоставляются в принципе.

И Правила 354 в редакции ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, императивно устанавливают, что в нежилое помещение МКД осуществляется исключительно поставка коммунальных ресурсов, осуществляется такая поставка на основании договоров ресурсоснабжения и исключительно ресурсоснабжающими организациями.

Тогда для чего суды изучают, вносились ли изменения в договоры управления, является ли УО исполнителем коммунальных услуг? Вероятно, желание изучить такой вопрос при рассмотрении спора о поставке коммунальных ресурсов в нежилые помещения возникает у судов в силу недостаточной компетентности судей, образующих составы таких судов, их непонимания сути поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, и схемы взаимодействия РСО с собственниками нежилых помещений, императивно установленной с 01.01.2017.

Абзац 3 пункта 6 Правил 354, введенный ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливает:

«Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией».

Приведенная норма также императивно устанавливает, что в нежилое помещение поставляются именно коммунальные ресурсы, поставщиком таких ресурсов является именно РСО, а регулируют такие отношения именно договоры ресурсоснабжения (договоры управления в принципе не могут включать положений о поставке коммунальных ресурсов, а коммунальные услуги с 01.01.2017 предоставляются исключительно в жилых помещениях МКД).

Более того, Правительство РФ предусмотрело и случай отсутствия договора ресурсоснабжения. Этому вопросу суды также уделяют внимание и делают выводы, что якобы если договор между собственником нежилого помещения и РСО не заключен, то продолжают действовать положения договора управления, заключенного между УО и собственником нежилого помещения МКД, в части предоставления коммунальных услуг.

Странно, что суды не видят нормы, прямо регулирующей ситуацию отсутствия договора, а выдумывают какие-то несуществующие нормы, прямо противоречащие положению, утвержденному Правительством РФ (тем самым суды, разумеется, превышают свои полномочия).

Абзац 5 пункта 6 Правил 354, введенный ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливает:

«В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования)».

То есть, при отсутствии договора ресурсоснабжения между собственником нежилого помещения и РСО, необходимо не договор управления применять, выискивая в нем положения о предоставлении коммунальных услуг, которые (коммунальные услуги) в соответствии с новой схемой в нежилых помещениях не предоставляются, а применить прямо регулирующую такой случай норму, а именно: признать факт бездоговорного потребления и признать право исключительно РСО предъявить к оплате собственнику нежилого помещения коммунальный ресурс в объеме, рассчитанном для случая бездоговорного потребления.

Разумеется, УО в таком случае не может иметь никакого отношения к взаимодействию РСО с собственником нежилого помещения, в том числе не может признаваться исполнителем коммунальных услуг по отношению к нежилому помещению в МКД.

Понимая логику поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, становится довольно просто понять ошибки судов, заключающиеся в применении норм, не подлежащих применению.

Например, суды, устанавливая обязанность УО взаимодействовать с собственниками нежилых помещений (и отсутствие такой обязанности у РСО), ссылаются на следующие нормы:

1) Пункт 13 Правил 354, которым определено: «Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям».

Указанной нормой по мнению некоторых судов установлено, что именно УО/ТСЖ/ЖСК обязаны предоставлять коммунальные услуги собственникам нежилых помещений.

С учетом ранее приведенного анализа и того обстоятельства, что в нежилых помещениях МКД коммунальные услуги с 01.01.2017 не предоставляются в принципе, становится понятно, что пункт 13 Правил 354 не только не устанавливает обязанности УО/ТСЖ/ЖСК предоставлять коммунальные услуги в нежилых помещениях МКД, но и вообще никак не регулирует взаимодействие УО/ТСЖ/ЖСК с нежилыми помещениями.

2) Часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ: «Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации».

Разумеется, УО/ТСЖ, предоставляющие потребителям коммунальные услуги и получающие от потребителей плату за эти услуги, обязаны оплачивать соответствующий коммунальный ресурс, приобретенный у РСО для целей предоставлении коммунальных услуг.

Вот только УО/ТСЖ не предоставляет в нежилых помещениях коммунальных услуг, а коммунальные ресурсы, потребляемые в этих нежилых помещениях, поставляет непосредственно РСО.

3) Часть 1 статьи 161 ЖК РФ: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг».

Приведенная норма действительно устанавливает, что «управление МКД» включает в себя предоставление коммунальных услуг. Следовательно, УО, осуществляющая именно управление МКД, по общему правилу обязана предоставлять коммунальные услуги. Вот только такие услуги в соответствии с приведенной нормой предоставляются «гражданам, проживающим в таком доме». Граждане, как известно, проживают в жилых помещениях. Речи о нежилых помещениях в приведенной норме нет!

Формула расчета

Как уже упоминалось выше, формула, по которой осуществляется расчёт отопления помещения, не являющегося жилым, например подвала, чётко прописана в Постановлении Правительства РФ No354.

Формула выглядит так: P = S x V x T. Где:

  • S – общая площадь определённого помещения, расположенного в МКД.
  • V – объём тепловой энергии, потребляемый в среднемесячном режиме и рассчитанной за прошедший год. Он рассчитывается как отношения показаний общедомового счётчика к числу календарных месяцев в году и общей площади как жилых, так и нежилых площадей, располагающихся в МКД.
  • T – тариф на поступающую теплоту, чётко обозначенный так, как велят законы РФ.

Стоит отметить, что результат, полученный по прописанной выше формуле, может корректироваться, когда наступит первый квартал следующего года. Таким образом, расчёт отопления в нежилом помещении чётко регулируется законодательством РФ.

Все возможные корректировки чётко прописываются в упомянутом выше постановлении. Благодаря ему, любое отклонения от формул, установленных законом, является незаконным деянием. Если какой – то гражданин случайно или специально совершил подобную ошибку, то его вполне можно привлечь к ответственности, соответствующей законодательству.

Как работает на практике?

Как упоминалось выше, подобный расчёт производится по формуле: P = S x V x T. Это значит, что если площадь помещения равна 34 квадратных метра, объём тепловой энергии, потребляемой в среднем составляет 0,085 Гкал, а тариф на отопление, поступающее в помещение равен 1371, то 34 x 0,085 x 1371= 3962,1 руб.

Не стоит забывать, что если в здании установлен счётчик тепла, то управляющая компания должна производить все расчёты показанным способом и не как иначе.

В такой ситуации порядок начисления оплаты должен составляться из нескольких шагов. Сначала следует согласовать общую площадь недвижимого объекта с величиной конкретного нежилого помещения.

Потом всё делается так:

  1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
  2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
  3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
  4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.

Внимание. Если не выполнить описанные шаги и не получить упомянутые сведения, то произвести расчёт по обозначенной формуле будет невозможно.

Дополнительные формулы для подсчета

Счетчики для расчета теплоэнергии в многоквартирном доме устанавливают до здания. Прибор показывает, сколько тепла поступает в квартиры всего строения. Тепло рассчитывают пропорционально по всем квартирам. Подсчет проводят таким образом:

П = (Обт + (Плж x (От — ∑Обт)) / Плоб) x Тт

Плж — площадь квартиры. Плoб — общая площадь жилых и нежилых помещений в здании. От — объем теплоэнергии по показаниям ОДПУ при оплате в течение отопительного срока или по среднему показателю теплоэнергии по месяцам за предыдущий год. Тт— тариф установленный на теплоэнергию. Обт — объем тепла, который нужен для обогрева всей жиплощади. ∑Обт — объем всей теплоэнергии, которую потреблена в жилых и нежилых помещениях многоэтажки.

Чтобы рассчитать показатель Обт, тоже нужна формула:

Обт = Плж x (От / (Плоб — Плинд + Плои))

Плои — площадь тех помещений, которые относятся к общему пользованию. Плинд — площадь жилых и нежилых комнат, в которых нет отопительных приборов или установлены собственные обогреватели.

Расчет происходит по такой формуле:

∑Обт: От/ (Плоб + Плои) x Плоб

Если в одном жилом доме хотя бы в одной из квартир установили индивидуальный прибор учета (ИПУ), его включают в расчет общего платежа за отопление. Для расчета платежей в домах, где в нескольких квартирах поставлены ИПУ, используют ту же формулу, что и для домов с ОДПУ, но без ИПУ.

Для тех помещений, в которых нет ИПУ, показатель Обт рассчитывают так:

Обт = Плж x (∑ОбтИПУ / ∑ПлжИПУ)

∑ОбтИПУ — общая сумма по показаниям ИПУ, если расчет и начисление оплаты происходит в отопительный сезон. Или по среднемесячному объему тепла за предшествующий год. ∑ПлжИПУ — площадь всех комнат с ИПУ.

В первый раз подсчет провести непросто, но даже во второй раз, становится понятно какой показатель и какие показания со счетчиков куда подставить

Как происходит отключение тепла?

По действующему законодательству ни собственник помещения, ни ТСЖ не может прекратить отопление нежилого помещения в МКД. Тепло не будет отключено, даже если у собственника имеется огромная задолженность по его оплате. В этом случае по закону поставщик тепла должен в судебном порядке взыскивать с хозяина площади долги, а не отключать отопление.

Такое явление обусловлено тем, что прекращение подачи тепла может повлиять на работу помещения, не предназначенного для проживания. Таким образом, прекращение подачи теплоносителей, обеспечивающих благоприятную температуру добиться очень сложно, особенно если учесть тот факт, что подобное деяние считается незаконным и влечёт за собой уголовную ответственность.

Если собственник помещения добровольно хочет отключить отопление нежилого помещения в МКД, то у него тоже ничего не выйдет, так как это противоречит Постановлению Правительства РФ No354.

Оплата отопления, как и его расчёт мало отличается тех, что установлены для жилых площадей, особенно если учитывать то, что расчётные формулы для них прописаны в одном законодательном акте.

Однако некоторые отличия всё – таки имеются и владельцам площадей, не предназначенных для проживания, лучше всего ознакомиться с ними во избежание возможных проблем и трудностей в будущем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: