Описание мазутной котельной
Мазутная котельная – это хорошо организованная и укомплектованная качественным оборудованием тепловая установка. Популярность таких комплексов объясняется, в первую очередь, достаточно невысокой ценой топлива.
Принцип работы котельной на мазуте заключается в использовании данного вида топлива для нагрева теплоносителя до нужных параметров. Предлагаемые установки могут использоваться в качестве аварийных либо резервных систем в случае сбоя в работе систем с основным видом топлива (например, газом).
Мазутные котельные (СПб) в своем составе имеют мазутные хозяйства. Если данный вид топлива является «запасным», то для его хранения предусмотрен один резервуар. В случае если мазут – основное топливо, используют две емкости. Количество вещества рассчитано на автономную работу системы определенное время.
Мазутные котельные установки (системы) работают на высококалорийном топочном материале. Наиболее приемлемый вариант для качественной работы комплекса – марка Ф 40, но, как показывает практика, чаще всего применяют марку М 40, М 100.и М 200.
Котельные на мазуте в России (Санкт-Петербург) предлагают многие компании. Но, стоит потратить время и найти самую достойную, так как правильный проект и грамотная сборка – залог будущей успешной работы комплекса.
Тема 10. Подготовка жидкого топлива к сжиганию.
Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной. Подготовка мазута к сжиганию (температура подогрева, применение присадок).
Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной.
При эксплуатации котельных установок мазут используется в качестве: основного и единственного вида топлива; резервного и аварийного топлива, когда основным топливом является газ; растопочного топлива, когда основным является сжигаемое в пылевидном виде твердое топливо.
Доставка мазута обычно осуществляется железнодорожным транспортом в цистернах. К установкам, находящимся на небольшом расстоянии от нефтеперерабатывающих заводов, мазут подается по трубопроводам.
Мазутное хозяйство при доставке мазута железнодорожным транспортом состоит из следующих сооружений и устройств: сливной эстакады и промежуточной емкости; мазутонасосной с насосами для перекачки мазута; мазутохранилища с железобетонными или металлическими резервуарами; систем мазутопроводов между емкостями мазута, мазутонасосной и котельными установками; устройств для подогрева мазута и очистки сточных вод; установок для приема, хранения и ввода в мазут жидких присадок; систем пожаротушения.
Схема мазутного хозяйства изображена на рис. 10.1. Из железнодорожных цистерн, располагающихся в период слива на эстакаде, мазут по переносному сливному лотку поступает в сливной желоб и далее по отводящей трубе – в приемную емкость. Из нее мазут насосами закачивается в емкости мазутохранилища (как правило, устанавливается не менее двух емкостей). Из нее по мере необходимости через фильтры грубой и тонкой очистки и подогреватели насосами мазут подается в горелки котлоагрегатов. Часть разогретого мазута направляется по линии рециркуляции в маузтохранилище для разогрева находящегося там мазута. Во избежание застывания в трубах мазут непрерывно в них циркулирует — пройдя вдоль котельной, возвращается на площадку мазутохранилища. Вместе с мазутными линиями прокладывают паровые и снабжают общей изоляцией.
Рис. 10.1. Схема подготовки мазута: 1 — цистерна; 2 — канал (лоток); 3 — приемный бак; 4 — насос перекачки из приемного бака; 5 — основной резервуар; 6, 10 — фильтры грубой и тонкой очистки; 7, 11 — насосы I и II ступеней; 8 — подогреватель мазута; 9 — линия рециркуляции мазутной насосной; 12 — аварийные задвижки; 13 — регулятор давления мазута; 14 — расходом мазута; 15 — форсунки котла; 16 — рециркуляционный мазутопровод из котельной в мазутную насосную
Мазутные фильтры предназначены для грубой и тонкой очистки (число отверстий на сетке 5 или 40 на 1 см2) мазутов от твердых остатков нефтяных фракций и механических примесей.
Подготовка мазута к сжиганию.
Для снижения количества донных отложений при длительном хранении, уменьшения количества образующейся при горении сажи и уменьшения загрязнения поверхностей нагрева котла к мазуту добавляют жидкие органические или водорастворимые минеральные присадки (0,5 – 2 кг/т), например, серии ВНИИНП[8].
Подогрев мазута необходим для обеспечения его тонкого распыливания по условиям интенсификации горения. Мазут марки М40 следует подогревать до температуры 80 – 100 °С, марки М100 — 100 — 120 °С, марки М200 (наиболее высокопарафинистый) — не ниже 135 °С.
Для обогрева сливных лотков и подогрева мазута в приемных и основных резервуарах до 70 °С обычно используется пар с давлением 0,6 – 1,2 МПа или горячая вода с температурой до 150 °С.
Преимущества мазутной котельной
Явные преимущества (плюсы) мазутной котельной блочно-модульного исполнения выгодно отличают ее от аналогов (например, твердотопливных):
- Заводская готовность. Качественная сборка в условиях производства.
- Автоматизация. В автоматизированных мазутных котельных оптимально подобрано и распределено оборудование, а все датчики и системы работают без помощи техперсонала.
- Экономичность. Отсутствие затрат на капитальное строительство, на постоянное присутствие оператора и низкая себестоимость топлива.
- Безопасность. Минимальный риск возгорания.
Также стоит отметить минимальный срок изготовления мазутной котельной – точнее об этом всегда можно узнать у специалистов.
Выгода от использования мазутной котельной
Считается, что котел на мазуте превосходит своей эффективностью любой твердо- или жидкотопливный. К минусам относится содержание мазутного хозяйства. По многим параметрам он может поспорить с газовыми, отличаясь следующими преимуществами:
- Нефть, дизель, газ стабильно дорожают. Мазут — отход переработки нефтепродуктов. Он отличается более выгодной ценой;
- Мазутное топливо считается пожаробезопасным;
- У него высокий КПД;
- Согласовывать и утверждать проектную документацию мазутных котельных намного проще, чем газовых;
- Возможность автономной работы вдали от газопроводов и населенных пунктов;
- Заводская сборка обеспечивает высокую эксплуатационную готовность;
- Стандартная комплектация предусматривает автоматическую работу котельной, без участия операторов и персонала.
Преимущества природного газа бесспорны. Но когда вдали от газовых магистралей подбираются котлы отопления, мазут остается самым перспективным и выгодным типом горючего.
Комплектация мазутной котельной
Так как данные комплексы относятся жидко-топливным, производство мазутной котельной зависит от разных факторов:
- Требуемой мощности.
- Количества запаса мазута.
- Вариантов доставки топлива и его хранения.
Качественное строительство котельных на мазуте основывается на точном расчете и тщательном подборе соответствующего оборудования:
- Здание.
- Котлы.
- Насосная группа.
- Расширительный мембранный бак.
- Система подачи, разгрузки и хранения топлива.
- Фильтры очистки топлива.
- Дымоход.
- Система управления.
- Сигнализация и пр. составляющие.
Взвесив все «за» и «против», многие заказчики выбирают мазутные котельные, цена которых варьируется в разумных пределах. Стоимость системы по большей части зависит от требуемой мощности и размеров.
При создании проекта котельной на мазуте, схема, чертеж, технологическая карта и другие расчеты – обязательны. Сотрудники всегда готовы: правильно рассчитать требуемое количество топлива, общую мощность установки, учесть наличие и необходимость заказа соответствующих комплектующих, вывести общую сумму капиталовложений и пр.
Узнать стоимость и купить мазутную котельную лучше всего в профильной компании, которая имеет:
- Немалый опыт работы в данной сфере.
- Все разрешительные документы.
- Много хороших отзывов от состоявшихся клиентов.
Область применения серийных ПМ
Мазуты играют важную роль в топливно-энергетическом балансе РФ. Более 30% добываемой российской нефти в процессе ее переработки переходит в топочный мазут, основными потребителями которого являются тепловые электростанции и котельные. Для повышения эффективности работы котельных агрегатов необходимо снижать вязкость мазута до величины, придающей ему более текучую рабочую консистенцию перед подачей в форсунки горелок жидкотопливных котлов. Тем самым достигается качественное распыление мазута при его сжигании и обеспечивается его полноценное сгорание. Нагрев мазута с целью его разжижения выполняется специальными подогревателями, использующими тепловую энергию пара, горячей воды, раскаленного масла, электричества. В промышленных энергоустановках теплоснабжения применяют подогреватели серии ПМ с паровым теплоносителем, нагревающим мазут перед подачей на горелку в температурном диапазоне 95-125 градусов Ц.
Типы паровых котлов
ПК классифицируются по нескольким параметрам и их надо знать, потому что от этого зависит, как работает паровой котел.
По видам сжигаемого топлива:
- газообразное топливо;
- паровые котлы на твердом топливе;
- жидкотопливные: мазут, солярка;
- электрическая энергия.
По назначению:
- Котел утилизатор — участвует в схемах экономии топлива и переработки вторичного тепла, выбрасываемого в процессе производства или от уходящих газов на ТЭЦ.
- Энергетические – паровые котельные участвуют в схеме генерации электроэнергии, как источник пара для турбин, работают с высокими расходом и параметрами пара.
- Отопительные для центрального теплоснабжения и ГВС, на которые распространяются правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов.
- Промышленные – участвуют в производственных процессах предприятия.
Классификация паровых котлов по конструкции топки:
- Камерные – используют пылевидное топливо.
- Слоевые твердотопливные – сжигающие твердое топливо.
Водотрубные
Работа водотрубных котлов (ВК) характерна тем, что основной теплоноситель – питательная вода проходит по экранам, а топочные газы по межтрубному пространству. Достигая точки кипения, вода переходит в пар.
Эффективность парообразования зависят от схемы устройства экранных труб и типа циркуляции питательной воды, эти показатели учитывают, перед тем как рассчитать мощность. Самые применяемые схемы ВК — барабанные и прямоточные. Конструкция парового котла первого типа выполняется горизонтально или вертикально.
Типовая схема барабанного котла — топка ограниченная трубными экранами , пакеты которых внизу соединены коллекторами, а верх закреплен в верхнем барабане. Второй пучок котловых труб соединяет оба барабана ВК в один контур, работающий в зоне более низких температур.
Тепло от сгорания топлива через трубную систему передается конвекцией и радиацией воде, пароводяная смесь поступает в верхний барабан, где происходит сепарация пара от влаги.
Освобожденная вода в нижний барабан и топочные коллекторы. Скорость циркуляции внутреннего контура ВК зависит от его типа. Самые популярны на российском рынке котлы с естественной циркуляцией.
Производство паровых котлов выполняют на Бийском котельном заводе: ДКВР-2,5; 4; 6,5; 10; 20.
Жаротрубные
Газотрубные или жаротрубные котлы – это ВК «наоборот», то есть вода движется по межтрубному пространству, а уходящие газы в одной или нескольких трубах. Эти паровые котлы малой мощности остались в эксплуатации от довоенного периода 19 века.
Процесс получения пара:
- Топка размещена непосредственно в трубной части котла, где протекает горение топливной смеси и образование дымовых газов.
- Эти устройства ы изготавливаются с жаровыми или дымогарными трубами.
- В первом процесс горения протекает прямо в трубе, для чего на входе устанавливают газомазутная горелка с вентилятором, способствующему равномерному сжиганию по длине топки.
- В дымогарных трубах, топливо непосредственно не сжигают, а вода нагревается за счет нагретых дымовых газов.
Для этих котлов с давлением пара ниже 0.7 Мпа не распространяется правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. Котловая вода, движется по межтрубному пространству и нагреваясь превращается в пар, процесс завершается в верхней части котла и с помощью перепускного клапана пар переходит в магистраль.
Дизельные котлы имеют ограничение по температуре уходящих газов на выходе до 150 С. Это требование вызвано необходимостью технологического обеспечения тяги в дымовых трубах. Этот факт снижает мощность котлов — порядка 400 кВт, с давлением пара до 10 кгс/см2.
Чугунные секционированные
Котлы с чугунными пакетами или секциями широко распространены в сетях отопления и ГВС. Конструкция таких агрегатов имеет преимущества из-за возможности быстрой сборки или демонтажа, а также простого увеличения мощность котла путем добавления секций.
Эксплуатация паровых котлов при удачной конструкции, имеет существенный недостаток, в случае поломки одного пакета, придется демонтировать все секции агрегата.
Для владельцев котлов не требуется разрешительных документов, поскольку на них не распространяются правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов.
Эти котлы эффективные, и быстро разогреваются, поскольку топочная камера образуются непосредственно внутренними поверхностями секций.
Блоки хорошо противостоят коррозионным процессам в агрессивной среде дымовых газов и обладают повышенной теплопроводностью, но не способны работать при высоких параметрах пара, максимальные показатели по давлению менее 100 кПа, по мощности не более 200 кВт, паропроизводительность – до 4,3 т/час, расход твердого топлива — 300 кг/ час.
Прямоточные
Прямоточные паровые агрегаты относятся к вертикальным паровым котлам и сконструированы так, чтобы вода в экранных трубах принудительно выполнила только один цикл и при этом полностью перешла в парообразное состояние, поэтому в этих типах парогенераторах кратность циркуляции равняется 1.
Такие котлы конструктивно намного проще и не требуют сложной автоматики процесса горения. Они энергонезависимы и не могут обходиться без питательного насоса, поэтому намного взрывоопаснее циркуляционных котлов, при том, что их тепловая эффективность и производства пара невысоки.
Прямоточная установка
В прямоточном агрегате движение воды происходит благодаря гравитационной конвекции, поскольку вода тяжелее пара. В последнее время, для устройств, наработавших нормативный ресурс, для снижения нагрузки выполняют перевод паровых котлов в водогрейный режим.
Особенности работы одновиткового ПК:
- Топка выполнена из труб, которые обогреваются дымовыми газами.
- В нижнюю часть водяного контура нагрева поступает котловая вода, а из противоположной верхней отбирается сухой пар.
- В экономайзере поступающий теплоноситель подогревается до температуры насыщения, а в экранных трубах и перегревательном контуре – происходит дальнейший рост параметров пара до проектных значений.
- Эти поверхности не имеют четкого разделения между собой, а геометрия их зависит от проектной нагрузки агрегата. С уменьшением температуры уходящих газов и увеличения скорости котловой воды границы экономайзера и испарителя смещаются, а длина соответственно растет и наоборот.
- Паропроизводительность ограничена ростом гидравлических сопротивлений и не может быть более 10 т/ч. Для более мощных котлов, требуется многовитковые конструкции агрегата.
Паровые БМК
Блочно-модульная котельная (БМК) изготовленная в виде компактного модуля с полным набором вспомогательного оборудования.
Она предназначена для отопления и ГВС, а также выработки пара на технологические нужды предприятий, расположенных в районах с энергодефицитом. БМК не требует постоянного участия оперативного персона, а в случае аварийной ситуации срабатывает защита с сигнализацией.
Работа агрегата полностью автоматизирована: датчики следят за внутренней температурой помещения, данные передаются на пульт управления, где происходит корректировка работы БМК.
Блок может оперативно подключаться к действующей системе отопления в качестве независимого аварийного источника тепловой энергии.
Транспортировка к месту монтажа БМК выполняется в полной заводской готовности и с дымовой трубой, на месте ее только подключают к действующим инженерным сетям. Такая заводская сборка сводит к минимуму монтажно-наладочные работы и повышает КПД установки до 93%.