Экономное отопление частного дома: лучшее топливо для этих дел

О выборе источника тепла

Хорошо, если Вам повезло и на участке есть газ. А если его нет, то, что делать? Можно использовать сжиженный газ пропан, зарыть газгольдер, не забывая при этом его периодически обслуживать и вовремя заполнять.

Можно использовать электрокотел, если, конечно, хватает лимита по мощности электричества, можно твердотопливный, дровяной, паллетный котел, а можно котел с дизельной горелкой или, набирающий сейчас популярность, тепловой насос. Главное знать расходы на отопление дома.

Прикинуть сколько стоит оборудование, его монтаж можно достаточно точно, позвонив в профильные конторы, но не каждый поинтересуется, сколько он будет потом платить ежемесячно за энергопотребление. Даже, если задумается об этом, то вряд ли найдет ответы.

Вот мы сейчас и разберемся, сколько стоит отопление дома, точнее, сколько стоит 1кВт тепла, в зависимости от выбора источника энергии?

Дизельный вариант отопительных котлов

Свои конкурентные преимущества есть и у жидкого топлива. Хоть солярка стоит уже и недешево, но популярностью пользуется установка котлов с дизельными горелками в «режиме ожидания», когда магистральный газ планируют подвести к дому в ближайшем будущем, но когда точно оно наступит никто не знает. Как только газ подведут к дому горелку меняют на газовую, а дизельная остается в резерве, что обеспечивает системе отопления более высокую надежность. Жидкотопливные котлы выпускают многие компании: ACV, BAXI, BIASI, BUDERUS, СНАРРЕЕ, СТС, DAKON, DE DIETRICH, FERROLI, FONDITAL, KITURAMI, LAMBORGHINI, MORA, PROTHERM, ROCA, SIME, VAILLANT, V IE S SM AN N , WOLF, КИРОВСКИЙ ЗАВОД.

Жидкотопливные модели отопительных котлов:

Buderus Logano G125SE — напольный жидкотопливный котел

DE DIETRICH GT 120 — напольный жидкотопливный (газовый) котел

VIESSMANN Vitorond 200 — жидкотопливный (газовый) котел с газовой или жидкотопливной горелкой

Wolf CNK — жидкотопливный (газовый) котел с наддувной газовой или жидкотопливной горелкой

Стоимость модели Viessmann Vitola 200 VB2A (мощность 33 кВт) от 75000 руб., а отечественного дизельного котла КЧМ-5-К-38 (38 кВт) — около 55000 руб. Для хранения жидкого топлива устанавливают емкости (обычно пластиковые, блочного типа). В самой котельной допустимо поставить бак объемом не более 750 л. Такую емкость можно приобрести за 10000 руб. В Подмосковном регионе дизельное топливо поставляется за 23000 руб. за тонну. Но цены на дизель постоянно меняются в зависимости от цен на нефть и сезона.

Нужно отметить еще один важный фактор, пусть и не финансовый: солярка имеет устойчивый запах, который будет постоянно присутствовать в бойлерной и к этому надо быть готовым.

Наиболее близки к газовым котлам по техническим и функциональным характеристикам жидкотопливные котлы, что объясняется следующими факторами:

1) Высокий КПД. Этот показатель у дизельного и газового котла практически одинаков и достигает 91-92%.

2) Возможность автономной работы котельной на дизельном топливе. Выбор панелей управления — от самой простой механической до программируемой погодозависимой.

3) Возможность быстрого перевода котла с жидкого топлива на газ в случае его подключения.

4) Экологические показатели жидкотопливных котлов, конечно, немного ниже, чем у газовых, однако они не являются критичными. К минусам данного оборудования относятся довольно высокие затраты на организацию и эксплуатацию котельной.

Принципы выбора энергоносителя

Экономное отопление частного дома базируется на стоимости и доступности теплоносителя. При выборе следует ориентироваться не только на текущий расклад (к примеру, возможность по знакомству доставать уголь или дизельное топливо по ценам ниже среднерыночных либо получать бесплатно отходы деревообработки) но и здраво оценить перспективы.

Если дом без газа, выбирать надо минимум два альтернативных источника энергии – для основного и дублирующего источника тепла. Такой подход позволяет обезопасить дом от серьезных проблем, связанных не только с низкой температурой в жилых помещениях, но и с размораживанием водяной системы отопления.

Перед тем, как сравнивать экономичность энергоносителей (исключая магистральный газ), следует выделить те виды топлива, что максимально доступны среднему потребителю.

К примеру, за черту стоит вынести солнечный коллектор, поскольку всерьез его можно рассматривать только как дополнительный источник энергии в силу того, что солнечных дней в году на основной территории России недостаточно много, кроме того, оборудование стоит недешево.

Также пока в стороне оставим тепловой насос – он добывает даровую энергию, но чтобы ее получить, требуется использовать электричество. Плюс к тому система сложна в монтаже и требует серьезных затрат на профессиональный расчет и строительство.

Таким образом, в список доступных теплоносителей попадает

  • сжиженный газ в баллонах (монтаж газгольдера требует единовременного вложения серьезных средств);
  • дизельное топливо (солярка);
  • электричество;
  • дрова обыкновенные;
  • уголь;
  • пеллеты;
  • евродрова.

Внимание! Если есть доступ к такому топливу, как дешевые торфяные брикеты и т.д., рассчитать их показатели для сравнения можно по методу, который приведен ниже.

Дизельное топливо

Отопление дизтопливом очень похоже на газовое. Есть только дополнительные минусы. Котел еще дороже, нужно иметь резервуар для солярки, нужно следить, чтобы солярка не кончалась и вовремя ее заказывать, кроме того, все дизельные котлы используют электроподжиг и не будут работать при отсутствии электричества.

Дизельный котел невозможно установить в жилом помещении. Будет запах. Диз топливо значительно дороже газа и, возможно, дороже электричества.

Если хотите топиться соляркой, то уж лучше рассмотреть вопрос отопления баллонным газом. Заправить баллоны – легко! Кроме того, появились предложения по установке специальных цистерн для сжиженного газа прямо на участке и регулярного их заполнения из газовоза.

Чем дешевле отопить дом? Сравнительная таблица

Выбор оптимального способа отопления загородного дома сводится к сравнению всех видов топлива и технических характеристик отопительных систем.

Таблица сравнения видов топлива:

Источник теплаКПД котлаТеплотвор. 1 кг на кВт*чПотребность для дома 100м2Затраты на сезон
Дрова704,52500025000
Евродрова705,52500034000
Пеллеты705,22500033750
Уголь907,72500029250
Солярка7511,92500071500
Сжиженный газ75132500065500
Электричество. Один тариф9925000112500
Электричество с учётом ночного тарифа992500089131
Электричество. Два тарифа992500059300

* — магистральный газ в данном расчете не учитывался, так как он вне конкуренции.

Проведя все расчёты и сравнив положительные и отрицательные стороны всех видов отопления, мы узнаем, чем дешевле отопить дом и это оказались обычные дрова. Целесообразно установить два вида котлов. Эксплуатироваться будет тот, который выгоднее и удобнее в определённый период.

Самое дорогое и дешевое топливо для отопления частного дома

Рассматривая вопрос о выборе топлива, необходимо обратить внимание на тот факт, что именно дрова являются самым дешевым видом топлива для отопления частного дома. Интересно кому-то будет узнать, что электричество дешевле сжиженного газа.

Самый дорогой вид топлива – солярка. При рассмотрении предлагаемой таблицы мы видим следующие данные по затратам на топливо на отопительный сезон. Совсем не трудно понять, что все цифровые данные носят приблизительный характер. Многое в расходах определяется качеством строения, его площадью.

Итак, если вы отапливаете дом дровами, вам потребуется 25000 рублей. Использование угля в качестве энергоносителя обойдется несколько дороже – 29250 рублей, евродрова — 34000 рублей, электричество с подключенным ночным режимом – 59300 рублей, сжиженный газ -65500 рублей, солярка – 71500 рублей.

Эти цифры даются без учета КПД котла. Если брать во внимание этот параметр, стоимость отопления значительно возрастает: дрова потребуют затрат 35714 рублей, уголь – 41785 рублей, евродрова – 48571 рубль, электричество с подключением ночного режима обойдется для семейного бюджета 59898 рублей. Согласно приведенного рейтинга, на первом месте по дешевизне отопления стоят дрова, самое дорогое топливо для отопления частного дома – электричество с подключенным одним тарифом. Его место в рейтинге 9.

Сравнительный анализ по другим критериям

Помимо чисто экономического расчета стоимости отопления, есть и другие факторы, оказывающие влияние на выбор энергоносителя. К примеру, пенсионеру в возрасте трудно колоть и таскать дрова в котельную. Кому-то не нравится запах солярки или грязь от угля, а кто-то не имеет возможности хранить запас пеллет либо брикет. То есть, выбирать горючее для обогрева лишь с точки зрения экономии – неправильно. Нужно учитывать дополнительные критерии:

  • комфорт при эксплуатации;
  • возможность складирования;
  • частота и стоимость обслуживания.

Нюансы эксплуатации

Удобнее всего пользоваться для отопления электричеством, хотя к экономичным энергоносителям причислить его трудно. За электрокотлом не нужен присмотр, система полностью автоматизирована. Агрегатом легко управлять дистанционно, а в котельной тишина, чистота и нет неприятных запахов. Важный момент: отопительная электроустановка не нуждается в дымоходе, что сильно упрощает и удешевляет монтаж.


Электрообогреватели и котлы – самые дешевые отопительные приборы, теплогенераторы на другом топливе значительно дороже

Помимо высокой цены, электроотопление обладает и другим недостатком. Далеко не к каждому частному дому подведена достаточная электрическая мощность либо установлен лимит, не позволяющий использовать энергию для обогрева. А подключение агрегатов мощностью свыше 6 кВт требует 3-фазного ввода с напряжением 380 В.

Почти так же комфортно эксплуатировать котлы, сжигающие природный и сжиженный газ. Но им требуется дымоход и хорошая вентиляция помещения топочной. Сжигание дизеля и отработанного масла уже не столь комфортно, поскольку неизбежно появляется запах и требуется периодическое пополнение емкости с топливом. В этом отношении дизельный теплогенератор схож с пеллетным, но последний выигрывает благодаря отсутствию запахов и грязи.

Чемпионом по неудобству является дровяной и угольный котел, требующий постоянного внимания и физических упражнений. При самом экономичном способе отопления дровами в котельной не избежать запахов горения и пыли вперемешку с грязью (особенно это касается угля). Исключение – автоматический угольный котел, действующий по принципу пеллетного, но и в нем необходимо периодически пополнять бункер.


Автоматические котлы: пеллетный (на фото справа) и угольный (слева)

О складировании топлива

Нюансы складирования и хранения проще обозначить в перечне:

  1. Электрическая и газовая система отопления частного дома функционирует от внешних источников, хранилища не нужны.
  2. Для надежной работы любых твердотопливных котлов нужен запас горючего, соответственно, надо организовать его хранение. Придется сделать дровницу под навесом либо склад в сарае.
  3. Запас солярки и отработки тоже нужно где-то хранить и, желательно, вне жилого дома. Необходимо купить и установить емкость достаточного объема.
  4. Сложнее всего организовать складирование при автономном отоплении сжиженным газом как альтернативе газу природному. Стоимость подземного газгольдера и его монтажа быстро заставит вас забыть об экономичном обогреве дома.


Поставить газгольдер не всем по карману, а постоянно таскать баллоны на заправку – тяжелый труд

Есть и другой, более дешевый способ хранения сжиженного газа – в баллонах. Но «благодаря» частой замене и заправке баллонов комфорт при эксплуатации котла на пропане приравнивается к упражнениям с дровами при загрузке твердотопливного теплогенератора.

Обслуживание оборудования

Практически не нуждаются в обслуживании электрические отопительные установки (проверка и очистка 1 раз в 2 года). Если бы не драконовский дневной тариф, то с помощью электроэнергии можно было организовать систему «экономный умный дом». Чаще придется обслуживать газовые котлы, они требуют ежегодной профилактической очистки теплообменника и дымохода. Но здесь можно сэкономить, если прочищать агрегат своими руками, как рассказано в этой статье.

Из-за низкого качества солярки дизельные теплогенераторы понадобится прочищать по мере загрязнения, что может случиться несколько раз за сезон. То же касается и котлов на отработанном масле, причем процесс очистки весьма грязен. Столкнувшись с подобными проблемами посреди зимы, вы дважды подумаете, нужно ли вам экономичное отопление на отработке.

Дымогарные трубы с топливником котла на дровах и пеллетах желательно очищать 1 раз в неделю, а зольник – ежедневно. При работе на сырых дровах из камеры сгорания важно почаще удалять сажу и деготь, пока они не прикипели окончательно.

Магистральный природный газ

Газовое отопление тоже очень и очень удобно и пока является самым выгодным. Кроме того, помните, что я говорил про форсмажор? Так вот у нас, то есть в местности, где я живу, все топятся газом, а это значит, что его никто никогда не отключит. И не отключают! Была попытка отключить газ на полмесяца для профилактики насосной станции, но власти так быстро и сильно дали газовщикам «по мозгам», что больше, я думаю, такой идеи ни у кого не возникнет. В нашем случае просто сделали обводную временную трубу, чтобы газоснабжение не прерывать и спокойно ремонтировали свое оборудование. С технической точки зрения газовое отопление чаще всего делается на водяном котле. Котел бывает накопительный или проточный. В последнем случае, я думаю, КПД и эффективность отопления чуть выше, но без циркуляционного насоса не обойтись.

Стоимость газового котла очень сильно зависит от его мощности и от используемой автоматики. Как я выяснил, главное, чтобы автоматика была надежной. Все остальное от «лукавого». Всякие электроподжиги, хитроумные устройства, при которых можно регулировать температуру котла в обе стороны — все это может понадобиться крайне редко, а цену накручивает значительно. Да действительно, на моем простейшем котле можно регулировать температуру только в сторону увеличения. Для того, чтобы отрегулировать ее в сторону уменьшения, например, жарко стало, нужно выключить отопление, подождать, пока оно остынет, а затем уже закручивать регулятор автоматики и настраивать ту температуру, какая нужна. Производится такая операция раза два-три в год и не беспокоит абсолютно. Хотя, кому как. Тут я галантно промолчу.

Все, что касается форсмажоров с электричеством касается и отопления на магистральном газе.

Нужно иметь ввиду, что на рынке есть комбинированные котлы, которые имеют камеру сгорания и можно топить углем или дровами. К этим же котлам можно докупить газовую или дизельную горелку, которая присоединяется к котлу прямо на отверстие для дров. Получается, что горелка в этом случае ставится вместо дверки. Таким образом, пламя от такой горелки идет вбок и вверх, как если бы мы подставили к печи паяльную лампу. Не думаю, что такой способ сгорания способствует увеличению КПД котла, но и уменьшается КПД, я думаю, незначительно. На дом 250 квадратных метров котел нужно покупать 30-40 квт. Такой котел однозначно будет стоить более 30 000 рублей. Иностранный котел может стоить значительно дороже.

Как уже упоминалось, котлу необходимо иметь две вытяжки. Диаметр вытяжки котла точно соответствует мощности котла. Для котла на 30-40 квт труба будет диаметром не меньше 20 см. Это тоже не очень удобно, поскольку придется покупать специальные элементы. Асбестоцементных труб такого диаметра можно и не подобрать. Занижать диаметр труб тоже не желательно. Котел будет плохо гореть, коптить и ничего хорошего из этого не будет. Газовое отопление нужно регистрировать и к помещению с котлом предъявляются определенные требования. Да, еще придется покупать газовый счетчик.

Стоимость газового отопления постоянно растет. Полагаю, что скоро она сравняется с электрическим. Происходит это, как мне кажется, по следующим причинам. Государству выгодно тратить газ на производство электричества. В этом случае газ преобразуется в электричество с феноменальным КПД – до 98 процентов! Отопление на электричестве обладает таким же значительным КПД. Это значит, что вопрос преобразования газа в электричество и продажи населению именно электричества вместо газа является приоритетной задачей экономики в целом. При этом экономится газ, а он, в свою очередь, является нашим стратегическим продуктом. Вот основная причина того, что стоимость отопления на газе будет постоянно приближаться к стоимости отопления на электричестве. Однако, этот процесс пока еще очень слаб и находится в стадии формирования тенденции.

Отапливаем дом электричеством

Сегодня на рынке представлено два основных вида электрических отопительных систем:

  • водяное отопление;
  • и с применением конвекторов.

Первый тип требует наличия теплоносителя, который нагревается и подается, по отопительной системе, в комнаты, которые следует обогреть.

Как и в любой водяной системе, здесь естественно необходим котел, который будет греть воду в трубах. Данный тип отопления очень эффективен, так как вода имеет большую тепловую инертность.

При конвекторном отоплении, для обогрева каждой комнаты, устанавливается большое количество радиаторов. Их можно ставить для автономной работы, а можно объединить в общую систему с единым управлением.

Монтаж такой отопительной системы достаточно прост и много материалов для него не нужно. Достаточно на стене закрепить конвектор и подвести к нему питание 220В. Доступные цены и простота монтажа — основные достоинства этого типа отопления.

Преимущества электрического отопления

По мнению многих застройщиков, отапливаться электричеством более выгодно для владельцев загородных домов, поскольку для этого не нужно присоединяться к магистральному газопроводу, который, к тому же, есть далеко не везде.

Какое топливо выгоднее для отопления

Выбирая оптимальный вариант для отопления дома, в первую очередь нужно определиться с типом котла. Выделяют несколько самых популярных видов:

Котлы на жидком топливе

Котлы на жидком топливе практичны и автономны. Они обладают массой недоступных для конкурентов преимуществ, среди которых:

  • Большая эффективность работы. Котлы работают на экономичном топливе, и обладают эффективностью в 95%. Это позволяет получать полную отдачу, не теряя лишнее тепло.
  • Простое обслуживание. Подобные котлы, как правило, не обладают серьезной электроникой. Благодаря этому разобраться в системе сможет любой, а поломки исправляются очень быстро и без привлечения специалистов.
  • Большая мощность. Используя котел на жидком топливе, вы можете обогревать помещения любых размеров. Независимо от того, будет это небольшой загородный дом, или производственный цех.

К минусам можно отнести:

  • Обязательное наличие помещения для хранения топлива.
  • Обустройство котельной.
  • Высокие требования к качеству топлива.

Твердотопливные котлы

Твердотопливные котлы имели широкое применение в прошлом, но на сегодня их популярность практически свелась к нулю. Они работают на большом количестве видов горючего, однако, сказать какое топливо экономичнее всего очень сложно.

Из основных преимуществ таких котлов можно выделить:

  • Экологичность.
  • Длительность эксплуатации.
  • Вариативность энергоносителей.

К недостаткам относится можно отнести неудобное хранение и транспортирование горючего, невысокую мощность, относительно котлов на жидком топливе, ручную загрузку и т.д.

Газовые котлы

Газовые котлы наиболее распространены. Их выбирают благодаря таким преимуществам как:

  • Высокая мощность.
  • Небольшие габариты.
  • Простота эксплуатации.

Однако, назвать газ самым экономичным топливом нельзя. А многим людям он вообще недоступен в связи с отдаленностью газопровода. В таком случае, наиболее привлекательным вариантом окажется котел на жидком топливе, со своей автономностью и высокой мощностью.

Расходы с электрокотлом

Теперь рассмотрим возможности электрокотла. В данном случае необходимо понимать, хватит ли Вам выделенного лимита мощности? Во-вторых, уже практически повсеместно осуществляется двухтарифный учет электроэнергии.

Давайте рассмотрим два варианта: однотарифный и двухтарифный.

Однотарифный вариант

В однотарифном варианте расходы на отопление дома так и получаются, что стоимость 1кВт/ч электричества в Московской области на 2021 год составляет 4,04 рублей. При этом КПД электрического котла равен 1.

Соответственно, стоимость 1кВт/ч тепла от электрического котла составляет 4,04 рубля. В данном случае экономии можно добиться, используя автоматику, чтобы не перетапливать помещение понапрасну.

Двухтарифный вариант

В двухтарифном варианте, совместно с электрическим котлом, устанавливается накопительная емкость соответствующего объема. В данном случае котел в основном работает в ночное время, на максимальной мощности, по ночному тарифу.

Он отапливает помещение, а избыток тепла идет в бак-накопитель. Затем в дневное время помещение отапливается за счет накопленного в ночное время по ночному тарифу тепла.

Иногда этого тепла не хватает и котел не отапливает дом, иногда этого тепла получается с избытком, поэтому принимаем во внимание, что отопление происходит только по ночному тарифу.

Стоимость 1кВт/ч электричества в Московской области на 2021 год (по ночному тарифу) составляет 1,26 рублей.

КПД электрического котла равен 1. В этом случае стоимость 1кВт/ч тепла от электрического котла равна 1,26 рублей.

То есть, стоимость будет составлять аналогичную цифру стоимости электричества по ночному тарифу и будет равна 1,26 рублей.

Сравнение затрат на отопление газом и другими видами топлива

Использование для отопления природного магистрального газа – залог минимальных эксплуатационных затрат. Более дешевого топлива в России нет!

Отопление с применением сжиженного газа заметно дороже.

Как будет видно из расчетов ниже, отопление с использованием магистрального газа почти на порядок дешевле, чем при использовании электроэнергии, солярки или сжиженного газа и в несколько раз дешевле, чем при использовании угля или дров.

Давайте сравним расходы на отопление стандартного 200-метрового дома при использовании различных видов топлива.

При сравнении затрат будем исходить из одинаковых условий: котел находится в работе примерно половину общего времени, а отопительный сезон длиться 7 месяцев.

Ориентировочно, для отопления 10 кв. м (до 30 куб. м) хорошо утепленного помещения требуется примерно 1 кВт тепловой мощности (вне зависимости от используемого топлива, мощность котла обычно измеряется в кВт).

Следовательно, для дома площадью 200 кв. м потребуется котел мощностью примерно 20 кВт.

Если бы котел работал непрерывно, то в месяц понадобилось бы:

20 кВт х 24 часа х 30 дней = 14 400 кВт*ч.

Принимая во внимание, что котел будет работать примерно половину всего времени (или на половину максимальной мощности), делим 14 400 кВт⋅ч на 2 и получаем 7 200 кВт/ часов. Это затраты в среднестатический месяц отопительного сезона. Умножаем на 7 месяцев отопительного сезона, и получаем 50 400 кВт⋅ч в год.

В зависимости от различных факторов (наружная температура, утепление стен и т.п.) эта цифра может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

Но для сравнения затрат при использовании отопления на различных видах топлива это не важно. Ведь мы будем сравнивать затраты для одного и того же дома при одних и тех же условиях.

1) Затраты на отопление с помощью газового котла, работающего на природном (магистральном) газе.

Стоимость природного газа в Подмосковье с 1 апреля 2010 г. составляет 2,75 руб./м3.

Для производства 1 кВт⋅ч. тепловой энергии расходуется примерно 0,1м3 газа.

Т.о., стоимость производства 1 кВт⋅ч тепловой энергии при использовании природного газа равна примерно 0,275 руб.

Умножаем годовые затраты тепловой энергии (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт⋅ч при использовании магистрального газа (0,275 руб.) = 13 860 руб./год

2) Затраты на отопление с помощью газового котла, работающего на сжиженном газе.

Для получения тепловой энергии в 1 кВт⋅ч потребляется примерно 0,1 кг сжиженного газа (в зависимости от КПД котла и т.д.).

1 кг сжиженного газа стоит примерно 23 руб.

Т.е. 1 кВт в этом случае стоит примерно 2,3 руб.

Умножаем (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт⋅ч при использовании сжиженного газа (2,3 руб.*) = 115 920 руб./год

3) Затраты на отопление с помощью твердотопливного котла работающего на дровах.

Назвать точную стоимость «дров» практически невозможно. Существует масса факторов, влияющих на этот параметр, среди которых, порода дерева, влажность, колотые дрова или нет и т.д.

Попробуем привести усредненные данные.

Средняя стоимость дров без доставки составляет 1 300 руб. за 1 м3.

Масса 1 м3 дров равна примерно 650 кг. Т.е., 1 кг дров в среднем стоит около 2 руб.

Для получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии расходуется примерно 0,4 кг/час дров.

Т.о., стоимость получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии при сжигании дров равна примерно 0,8 руб.

Умножаем годовые затраты тепловой энергии (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт⋅ч при использовании дров (0,8 руб.) = 40 320 руб./год

4) Затраты на отопление с помощью твердотопливного котла работающего на угле.

Стоимость угля в зависимости от его качества составляет примерно 5-7 руб. за 1 кг.

Для получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии расходуется примерно 0,2 кг/час бурого угля.

Т.о., стоимость получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии при сжигании угля равна примерно 1,20 руб.

Умножаем годовые затраты тепловой энергии (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт/часа при использовании угля (1,20 руб.) = 60 480 руб./год

5) Затраты на отопление с помощью электрического котла.

Для получения тепловой энергии в 1 кВт⋅ч потребляется примерно 1,03 кВт/часа электроэнергии.

Стоимость 1 кВт⋅ч электроэнергии в различных регионах различна. В среднем в Центральной части России 1 кВт⋅ч стоит примерно 3,20 руб.

Т.о., стоимость получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии при электроотоплении равна примерно 3,30 руб.

Умножаем годовые затраты тепловой энергии (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт/часа при использовании электроэнергии (3,30 руб.) = 166 320 руб./год

6) Затраты на отопление с помощью жидкотопливного (универсального) котла, работающего на солярке.

Стоимость 1 литра солярки примерно 20 руб.

Для получения 1 кВт⋅ч тепловой энергии потребляется примерно 0,1 литр солярки (в зависимости от КПД котла и т.д.). Т.е. 1 кВт⋅ч стоит примерно 2 руб.

Умножаем годовые затраты тепловой энергии (50 400 кВт⋅ч) на стоимость 1 кВт⋅ч при использовании солярки (2 руб.) = 100 800 руб./год

Отапливаемся газом

Газовое отопление справедливо можно считать более выгодным, если газовая труба находится в непосредственной близости от дома. Чтобы сэкономить на подключении к магистрали, рекомендуется воспользоваться следующими правилами:

  1. Все услуги должны быть заказаны в одном месте. Это и проект, монтаж и последующее сервисное обслуживание;
  2. Нужно грамотно подготовить место для котла;
  3. Сам котел должен соответствовать площади дома;
  4. Следует выбрать оптимальный размер дымохода.

Основной плюс газового отопления — это низкая стоимость энергоносителя. Однако, по сути, все плюсы на этом и заканчиваются.

Недостатки газового отопления

  1. Если дом изначально не был подключен к газовой магистрали, то стартовые затраты на присоединение настолько велики, что не каждому будут по карману. И если у владельца дома с участком роста доходов в перспективе не предвидится, то можно смело ставить электрокотел. И не беспокоиться о разнице в стоимости носителей энергии;
  2. Не стоит еще забывать о том, что газ — это достаточно взрывоопасная субстанция. И тут уж поневоле еще раз подумаешь, прежде чем устанавливать газовое отопление в дом;
  3. Газовая водяная отопительная система неудобна для кратковременного использования, она слишком долго прогревается (когда дом используется в холодные месяцы от случая к случаю).

Твердым топливом

Обогрев зимой и в прохладное время с помощью твердого топлива напрямую зависит от того, где планируется отопление. То, что может быть использовано для гаража, не подойдет, например, для дома. Всегда необходимо учитывать потребности конкретных помещений, не забывая о том, что отопление должно быть максимально экономным, безопасным и действенным. Давайте рассмотрим, какие есть варианты обогрева с твердым топливом для загородного дома зимой. Сразу обратите внимание, что помимо самого устройства необходимо будет закупать и топливо для разогрева:

  • угль;
  • дрова;
  • паллеты;
  • топливные брикеты;
  • дровяная щепа;
  • опилки;
  • торф.

Отказываться от газа полностью или проводить трубы для подачи синего топлива – вопрос сугубо индивидуальный. Если продумать варианты и комбинации отопления электро- или твердым топливом, то газ может и не понадобиться вовсе.

Твердотопливный котел

Выбирается в зависимости от выдаваемой мощности по отношению к объему дома. Чем больше отдача, тем больше тепла. Требует специально выделенного места в дома, но не нужно электричество. Сырье закупается самостоятельно. Акцент необходимо делать в зависимости от того, какой результат необходимо получить. Влажное сырье приводит к плохому прогреву, поэтому старайтесь не допускать попадания воды или другой влаги. Автономность и отсутствие зависимости от подачи газа – это явные преимущества твердотопливного котла, которые выделяют его среди остальных участников при выборе отопительных приборов.

Металлическая печь (Буржуйка, печка Булерьян с водяным контуром)

На выбор металлической печи влияет площадь дома и количество отапливаемых комнат. Для просторных домов необходима печь длительного горения с высокой теплоотдачей. Для меньшей площади подойдут и стандартные металлические печи, выполненные вручную. На этапе подготовительных работ перед установкой буржуйки следует учитывать, что стена обязательно должна обладать жаропрочными свойствами. Конечно, печку можно поставить и посреди кухни, что будет просто не удобно. Поэтому стену хорошо предварительно защитить термостойкими материалами, а выкладку экрана произвести с использованием кирпича или керамической плитки. В случае с отоплением Булерьяном процес происходит благодаря воздушной конвекции, при котором кроме общего нагрева, создается эфект теплого пола. Воздух внизу попадает на трубки печи и прогревается. Потому, чем ближе он к полу — тем эфективнее. В целом, отопление печкой очень экономное и легкое в установке, но минимум 3-5 раз в день к ней нужно подходить для дозаправки.

Кирпичная печь

Кирпичные печи бывают разных вариантов. Печь может иметь исключительно варочную поверхность, отопительно-варочный вариант или использоваться только для отопления помещений. И хотя, для ее установки требуется большее количество усилий, чем в случае с электричеством, все же электроприборами невозможно прогреть весь дом полностью в сильные морозы. А вот кирпичной печью при правильной установке – да. Для ее установки лучше всего прибегнуть к помощи инженера или того, кто разбирается в этом процессе, чтобы правильно разработать дизайн в соответствии со стилистикой дома, купить все необходимое количество элементов для строительства печи и получить результат без риска для здоровья.

Камин

Камины, как и печи, также бывают разных типов. Если в доме не нужен запах золы и низкая теплоотдача, то свое предпочтение стоит отдавать закрытому варианту. Он выполняется с дополнительными комбинациями из чугуна, шамота или металлокерамики. Таким образом хозяин получает безопасный элемент обогрева дома зимой, в сочетании с обогревом всего дома.

Отопительные котлы на твердом топливе

Жители удаленных от центра регионов, скорее всего, предпочтут отапливать дом твердым топливом, благо дрова, торф или уголь общедоступны, в России запасы этих ресурсов огромны. На обогрев дома площадью 150-200 м² за сезон расходуется 22 м³ дров или 6 т. угля. Процесс закладки дров в топку автоматизации не поддается, поэтому твердотопливный котел вполне может обойтись без современной компьютерной автоматики, а значит, и без электричества.

Котлы на твердом топливе:

Твердотопливный котел от компании BOSCH — Junkers Supraclass SW

Твердотопливный котел от компании BUDERUS — Logano S111

Твердотопливный котел от компании JASPI

Твердотопливный котел от компании Protherm

Твердотопливный котел от компании VIADRUS — U 22

Твердотопливный котел от компании WIRBEL — Eko-EL

В результате получается полностью автономная система, идеальная для тех, кто рассчитывает только на себя. Но это же и становится главным минусом, когда условия не столь суровы и стремление к комфорту оправданно. Ведь твердое топливо быстро сгорает (уголь за 6 ч, дрова в два раза быстрее), так что приходится регулярно посещать котельную, чтобы подкинуть дровишек.

Помимо дров используют уголь, торф, брикеты (древесные, торфяные, каменноугольные) или более современные — пеллеты. Все эти виды топлива отличаются по характеристикам (теплоотдача, время горения, зольность, выход летучих веществ), по стоимости, упаковке, удобству хранения и применения.

Пеллетные модели отопительных котлов:

Твердотопливный котел, работающий на пеллетах BIOMASTER CS

Твердотопливный котел, работающий на пеллетах SIME Solida 8 PL

Твердотопливный котел, работающий на пеллетах Junkers Supra Pellet

Твердотопливный котел, работающий на пеллетах от компании BIOTECH

Работа котла BIOTECH может обеспечиваться с помощью шнековой и/или пневматической системы подачи гранул из бункера к горелке.

Для использования в твердотопливных котлах все чаще рекомендуют применять различные топливные брикеты, в Европе их производят и используют для отопления домов уже несколько десятилетий, но для России это все еще диковинка. Хотя у нас уже появилось довольно новое понятие — евродрова, то есть топливные брикеты из прессованных древесных опилок и стружки, продаются упаковками по 10 кг. Одна тонна таких брикетов занимает 1,5 м³ и дает такое же количество тепла, как 5 м³ березовых дров, образуя в десятки раз меньше золы при горении. Стоимость древесных топливных брикетов — от 6000 до 8000 руб./т.

Евродрова — топливные брикеты из прессованных опилок

Каменноугольные брикеты фасуют в мешки по 15-20 кг и предлагают по цене от 8000 до 9000 руб. за тонну.

Угольные брикеты

Торфяные брикеты в полипропиленовых мешках по 25 кг стоят 5000 руб./т.

Торфяные топливные брикеты

Производителей же, выпускающих твердотопливные котлы сейчас довольно иного как среди зарубежных компаний, так и среди наших российских: ATMOS, BUDERUS, DAKON, BOSCH, ОРОР, VIESSMANN, WIRBEL, КОНОРД, КИРОВСКИЙ ЗАВОД.

Чтобы облегчить задачу истопнику, выпускают котлы с увеличенной камерой сгорания. Так, например, модель Wirbel ЕКО-14 (мощность 14 кВт, цена 38000 руб.) вдвое увеличивает интервалы между закладкой топлива по сравнению с обычным котлом.

Новые перспективы открывают и технологические новинки — пиролизные (газогенераторные) котлы длительного горения, отличающиеся высоким КПД (до 85%) и возможностью управления процессом сжигания топлива. Их работа основана на принципе газификации древесины, топливо в них не горит, а тлеет, поэтому топить такой агрегат достаточно два раза в сутки. Недостаток — зависимость от электроэнергии, необходимой для автоматики.

Viessmann Vitoligno 100-S — напольный твердотопливный пиролизный котел

Буржуй-К Т — напольный твердотопливный пиролизный котел

Котел отечественного производства Буржуй-К Т-30 мощностью 30 кВт стоит порядка 65000 руб., импортный Viessmann Vitoligno 100-S той же мощности — около 140000 руб.

Другое изобретение, позволяющее автоматизировать процесс загрузки и сжигания твердого топлива, — пеллетные котлы. Пеллеты — это древесные гранулы диаметром 6-8 мм и длиной до 50 мм, производимые из опилок, стружки или лузги. Теплотворная способность пеллет в 1,5 раза выше, чем у сухих дров. Но главное даже не это, а сыпучесть гранул, благодаря чему загрузка топлива может быть автоматизирована. Пеллеты хранят в гидроизолированном бункере, откуда шнековой подачей передаются к горелке. Встроенный фотосенсор останавливает подачу при наполнении камеры сгорания. Решающий минус таких тведротопливных пеллетных котлов — все еще достаточно малая доступность гранулированного топлива — пеллет. Но рост производства пеллет с каждым годом все выше и все чаще такие производства начинают развиваться и в регионах.

Пеллеты — топливные гранулы, спрессованные опилки цилиндрической формы

Сегодня производством пеллет занимаются уже сотни предприятий. Однако, перед покупкой пеллетного котла обязательно определитесь с надежными каналами поставки топлива от производителя. Стоимость гранул — от 5000 руб ./т. Расход топлива у агрегата мощностью 25 кВт примерно 3 кг/ч. Пеллетные модели дороже стандартных твердотопливных. Котел ОРОР BioComfort на 24 кВт стоит от 140000 руб., Astor (25 кВт) — 120000 руб.

Твердое топливо или жидкое? Затраты сравнимы, на выбор влияют: доступность топлива, возможности его хранения, уровень желаемого комфорта.

Жидкое топливо

Преимущество жидкого топлива перед деревянным в том, что весь процесс автоматизирован. Больше не нужно подкидывать дрова. Просто заполняете стальные или пластиковые емкости топливом и запускаете процесс обогрева. Если добавить ко всей системе еще и дизельный генератор, то тогда можно решить вопрос с электроэнергией.

Использовать жидкое топливо довольно удобно и рационально, но для этого вам обязательно стоит при расчете строительства дома заложить дополнительную комнату, которая будет использоваться исключительно под котельную. Также при хранении большого количества материала отдавайте предпочтение не просто пластиковым контейнерам, а емкостям с двойными стенками.

Все виды топлива: бензин, биодизель, электричество, спирт и… дрова!

Бензин дорожает, к электромобилям пока много вопросов, да и в целом от проблем с энергетикой лихорадит весь мир. Drom.ru попытался разобрался в нынешней ситуации вокруг каждого из существующих видов автомобильного топлива, а также в том, какие перспективы ждут российских автомобилистов.

Ископаемое горючее

По запасам нефти РФ занимает седьмое место в мире. По запасам газа — первое.
Российских запасов нефти осталось всего на 28 лет, утверждает глава Минприроды Сергей Донской. Мировых разведанных запасов хватит не намного дольше — лет на 50. Но шумиха последних лет вокруг электромобилей не может отменить очевидного: в сегодняшних реалиях мы вынуждены ездить на нефтепродуктах, и, откровенно говоря, рады делать это. Разнообразие прекрасных моделей с ДВС пока гораздо шире, чем выбор электромобилей. Да первые и гораздо дешевле.

Жидкое топливо и двигатели внутреннего сгорания, работающие на нем, появились в конце XIX века и по сей день полностью доминируют в автопроме. Автомобили ведут свою родословную от первой серийной модели, выпущенной немцем Карлом Бенцем в 1885 году. До сих пор не получается изобрести более доступное транспортное средство, обладающее достаточным запасом хода и мощностью.

Самый дешевый бензин в мире — в Венесуэле: цена литра — 60 копеек. В Туркменистане — 16 рублей. В Кувейте, Иране, Алжире и Египте — около 20 руб.

Нефть и газ давно превратились в ресурс, из-за которого ведутся войны и определяется стратегическое партнерство между странами. Наличие или отсутствие этих ископаемых влияет на курс развития любой страны порою в большей степени, чем историческое наследие, культурные ценности, политический строй или военная мощь. И каждая страна мечтает избавиться от такой зависимости. Это касается не только бедной полезными ископаемыми Центральной Европы, но и богатой Норвегии, и сверхбогатых Арабских Эмиратов. Все страны в мире встали на курс отказа от ископаемого топлива. У России, к сожалению, именно в этой области серьезные проблемы.

Дело не только в том, как тяжело бьет по нашей экономике каждое падение цен на нефть. И не только в том, что по мере исчерпания ресурсов и перехода экспортеров нефти на другие источники энергии пострадает не только наша экономика, но и влиятельность страны на мировой арене. Возможно, самый тревожный для страны фактор заключается в том, что нефтяные сверхдоходы 1970-х и 2000-х были инвестированы крайне бездарно. Короткие всплески экономического развития оба раза закончились одинаково: деньги ушли на затыкание дыр и в итоге просто испарились. Самый свежий пример: созданные в прошлом десятилетии резервный и стабилизационный фонды, начиная с 2014 года в основном проедались, и к началу 2021 года резервный фонд прекратил свое существование.

Самый дорогой бензин в мире — в Гонконге, Скандинавии, Монако и Исландии, цена литра — около 114 рублей.

Что происходит с ценами на бензин в России?

Федеральная антимонопольная служба называет шокирующую цифру: российская розничная цена бензина на 65% состоит из налогов. То есть без них литр 92-го сейчас стоил бы чуть больше 13 рублей. При этом налоговая нагрузка на стоимость топлива не только не снижается, а постоянно растет. В последние два года государство планомерно повышало налог на добычу полезных ископаемых, а с 1 января 2021 года были в очередной раз увеличены акцизы на готовое горючее — бензин и дизельное топливо.

Есть и другие причины непрекращающегося роста цен. В последние годы сразу несколько нефтеперерабатывающих предприятий останавливались на ремонт и профилактику. Случается и недостаток свободных емкостей для хранения резервов.

Кроме того, многие автомобилисты убеждены, что нефтяные компании устроили заговор против граждан. И подтверждения тому имеются! ФАС зафиксировала огромное число нарушений антимонопольного законодательства. С 2008-го по 2021 г. было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три волны дел по фактам нарушения законодательства на оптовом рынке: пять крупнейших нефтяных компаний заплатили штрафы в 20,7 млрд руб., пишут «Ведомости».

Несколько недель назад в соцсетях стал распространяться вирусный текст, предлагающий устроить массовую акцию бойкотирования сетей АЗС, принадлежащих крупнейшим производителям топлива. Мол, если месяц-два тысячи автомобилистов станут «давить» на основные заправки в своем регионе, то последние будут вынуждены снизить цены, и это подтолкнет игроков поменьше. На успех этой акции сложно рассчитывать.

Альтернативой нефтепродуктам может служить природный газ. Во-первых, бензиновый двигатель без серьезных переделок способен работать на газе, который дешевле, а падение мощности составляет лишь около 10%. Во-вторых, его запасов пока гораздо больше. Россия занимает первое место в мире по запасам и второе место в мире по добыче (после США). Российских запасов должно хватить на 80 лет. Но это при текущих и прогнозируемых объемах расходования. А если перевести весь мировой транспорт на ископаемый газ, то продлить жизнь двигателям внутреннего сгорания особо не получится. Автопром всерьез на газ не рассчитывает.

Искусственный газ

Существуют любопытные проекты по созданию искусственного газа, аналогичного природному. В одну из таких разработок несколько лет назад вложилась марка Audi. Суть технологии в том, что промышленная установка, работающая на электроэнергии, получает из воды водород методом электролиза, а далее водород соединяется с СО2 из атмосферы и превращается в CH4 (метан) — то, что мы привыкли называть природным газом. Но коль скоро первично в этой цепочке все же электричество, то эффективнее питать им электромобили, без расходов на синтез горючего.

Перспективы: есть, но ненадолго. Автопром будет отказываться от жидкого топлива, не дожидаясь истощения запасов нефти. Уже в 2030 году в Германии может вступить в силу полный запрет на производство автомобилей с ДВС, и аналогичные меры готовят многие другие европейские страны. Даже в правительстве Китая уже озвучили планы полного отказа от бензина и дизельного топлива, хотя и без конкретных сроков.

В более близкой перспективе парк бензиновых и дизельных автомобилей будет только увеличиваться. Это касается и газомоторных машин. Кстати, в России парк таких моделей, составляющий сейчас всего 150 тыс. штук, уже к 2021 году, по прогнозу Министерства энергетики, должен удвоиться.

Откуда берется некачественное топливо?

Бензин, «разбавленный ослиной мочой», беспокоил наших сограждан еще во времена фильма «Джентльмены удачи» (1971 г). Проблема сохранилась и в XXI веке. Долгое время иностранные производители вообще отказывались поставлять к нам дизельные модификации, поскольку качество такого топлива слишком нестабильно по стране. Проблема признана на государственном уровне. В конце 2021 года Росстандарт объявил данные своих проверок: более 20% баз нефтепродуктообеспечения занимаются «бодяжным» топливом.

Происхождение некачественного горючего объясняется так. «Существуют мини-НПЗ, и на этой стадии система дает сбой, — заявил заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кудряшов. — Продукт непонятного происхождения производства этих НПЗ, которые часто производят топливо из ворованной нефти в том числе, без системы контроля качества, без документов поставляется на базы нефтепродуктообеспечения, и там происходит смешение хорошего топлива с топливом непонятного происхождения. Затем эта смесь отправляется на АЗС с документами от крупных НПЗ, в том числе с паспортом качества, без выходного контроля на базах».

Спирт

В нашей стране этанол в качестве автомобильного топлива не производится, однако в мире это активно развивающаяся отрасль. С 2007 года объемы производства удвоились, достигнув 97 млрд литров в год. Львиная доля приходится на США и Бразилию. Вместе они занимают 87% мирового производства.
В третьей части фильма «Назад в будущее» герои, оставшиеся без топлива, первым делом закупились самым крепким алкоголем, который смогли найти, и залили его в бензобак Делориана. Двигатель несколько секунд бился в конвульсиях и потом испустил дух. Все верно: обычный бензиновый двигатель не способен работать на чистом спирте, хотя смесь бензина и спирта (где спирта не больше 15%) вполне успешно переваривает. А если мотор изначально имеет так называемую многотопливную конструкцию (flex-fuel), то бензин и спирт в него можно лить в любых пропорциях, хоть чистыми. Такой вариант является вполне работающей альтернативой традиционным автомобилям. Правда, лишь в отдельных точках земного шара.

Спирт, использующийся как топливо, получил название «биоэтанол», хотя это тот же самый C2H5OH, который пьют люди. Первой серийной машиной на этаноле стал Fiat 147, выпущенный в 1978 году в Бразилии. И по сей день именно в Бразилии машины на спирте имеют наибольшее распространение. Объясняется это очень просто: выгоднее всего делать этанол из сахарного тростника, а в этой стране условия для его производства — самые подходящие. В США биоэтанол делают из кукурузы, но это менее эффективно и попросту дороже.

Можно сказать, что в Бразилии заправляют машины ромом, а в США — бурбоном.

Для машин flex-fuel чаще всего используют биоэтанол Е85, в котором 85% спирта и 15% бензина. Цена литра такого топлива в Америке — 31 рубль, а бензин стоит примерно как у нас. Также большое распространение получили марки топлива Е5, Е7 и Е10 (в них 5%, 7% и 10% этанола). Этим горючим заправляют обычные машины.

Перспективы: неоднозначные. В принципе, спирт можно делать из любого растительного сырья, и это является гарантией того, что двигатели внутреннего сгорания продолжат свою жизнь и после того, как нефть и газ будут исчерпаны. Но все упирается в посевные площади и климат. В Европе себестоимость биоэтанола в два с половиной раза выше, чем в Бразилии, а избытка посевных площадей нет ни на одном континенте. Из-за производства биоэтанола уже происходит рост цен на продовольствие. Да и экологи бунтуют: мол, под посевные площади уходят те районы, которые еще недавно были тропическими лесами. Но есть и позитивный для природы аспект: при сжигании этанола образуется значительно меньше парникового газа СО2, чем при сжигании бензина.

Биодизель

Мировые объемы производства искусственного дизельного топлива уже давно исчисляются миллиардами литров в год, однако в России подобная индустрия существует только на стадии идеи.
Растительные масла оказались подходящим сырьем для синтезирования топлива, очень похожего по характеристикам на обычную солярку. Биодизель можно лить в бак дизельного транспорта в чистом виде либо в смеси с обычным дизелем. Для работы на таком топливе двигатель не требует никаких изменений.

В Европе биодизель делают из рапса, в США — из сои, в Азии — из пальмового или кокосового масла. На государственном уровне биодизель поддерживают во многих странах и даже запрещают продавать дизельное топливо в чистом виде! Небольшой процент биодизеля содержится в дизеле в Европе, некоторых штатах США, а в Индии с недавних пор — 20% биодизеля+этанола.

В России нет государственной программы развития биодизельного топлива, но в некоторых регионах власти обещают поддерживать строительство заводов по производству такого горючего.

Перспективы: дорого и недостаточно. С точки зрения экологии это очень выгодное топливо: количество СО2, образующееся при сгорании, примерно равно количеству, которое было потреблено из атмосферы растениями — теми, что являются сырьем для биодизеля. К тому же в случае аварии при транспортировке попадание биодизеля в воду не наносит вреда ни растениям, ни животным. Но посевные площади ограничены, а розничная цена получается выше, чем у любого другого вида горючего. Скажем, в США биодизель почти в полтора раза дороже бензина!

Электричество

Суммарная мощность российской электрогенерации составляет чуть более 1% от общемировой. Для сравнения: Китай — около 6%, США — около 5%.
Электромобиль появился на дорогах раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Первым пригодным для эксплуатации электромобилем стала в 1884 году повозка английского изобретателя Томаса Паркера. Идею подхватили многие: электродвигатель по конструкции гораздо проще парового и ДВС, скорости электромобилей — выше. Но дело уперлось в аккумуляторы. Отсутствие достаточно емких и компактных батарей затормозило развитие этой области более чем на 100 лет. Но теперь электромобили превратились в главную надежду автопрома. Наверное, нет в мире страны, которая бы не планировала постепенное замещение нынешнего автопарка электромобилями.

Серийные электромобили

Первыми крупносерийными электромобилями стали Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf, вышедшие на рынок в 2010 году. По сей день Leaf удерживает титул самого массового электромобиля в истории, хотя по годовым продажам его сейчас превосходит Tesla Model S. Эта машина сыграла историческую роль. С ее выходом стало ясно, что электромобили не обязаны оставаться скучными мелкими машинками для поборников экологии. Tesla — это скорость и отличная управляемость, богато отделанный салон и продвинутые технологии автопилотирования. Но восторги вокруг электромобилей пока преждевременны: на такой транспорт приходится менее 1% мировых продаж.

Железная дорога и городской общественный транспорт перешли в основном на электроэнергию еще в глубине XX века. Эффективность электричества не оставляет сомнений. Как минимум потому, что КПД электродвигателя составляет около 90%, а сам двигатель очень надежен. Электроэнергия — дешевле других видов топлива, а перспективы у мировой электроэнергетики, мягко говоря, лучше, чем у нефтедобычи. Но только в последние годы электрические автомобили громко заявили о себе. Аккумуляторы, наконец, «дозрели». Реальный запас хода все-таки приблизился к удовлетворительному (300–500 км). Хотя время зарядки по-прежнему довольно долгое.

Перспективы: альтернативы нет. Несмотря на то, что электромобили не имеют выхлопа, экологические преимущества этих машин часто критикуют. Всех пугает атомная энергетика (а без нее не обойтись). Производство аккумуляторов совсем не безвредно, а их утилизация — еще более проблемная тема. Тем не менее в долгосрочной перспективе альтернативы электроэнергии, похоже, нет.

Водород

Широкое производство водорода для транспорта не получило развития нигде в мире. Кроме того, отсутствует инфраструктура по его хранению и доставке потребителям.
Если водород сжигать в двигателе внутреннего сгорания, то это безумно дорого. Литр водорода обходится в 500 рублей, а расход получается в три раза выше в сравнении с бензином. Причем у водорода столь высокая летучесть, что половина автомобильного бака неизбежно испаряется примерно за 10 дней. С учетом того, что водородный ДВС еще и сложнее в конструкции, чем бензиновый, то стоимость эксплуатации такой машины выше в 100 раз по сравнению с бензиновым аналогом. Тем не менее некоторые производители мелкосерийно выпускают такие модели. Скажем, в 2007–2008 годах производилась водородная (точнее, битопливная) «семерка» BMW на базе флагманской 12-цилиндровой бензиновой модификации 760i. За нее просили $118 000.


При любом раскладе с водородом масса проблем из-за его взрывоопасности. При малейшей утечке, а тем более при серьезном ДТП, взрыв водорода будет куда мощнее, чем взрыв бензина.

Но кроме сжигания водорода есть и более эффективный вариант его использования. Есть производители, возлагающие надежды на машины, работающие от водородных топливных элементов. Подобных экспериментальных моделей создано множество. Суть конструкции в том, что специальная установка производит из водорода электричество прямо на борту автомобиля. То есть это, по сути, электромобиль, который нужно не заряжать, а заправлять газом. Но практика показала, что аккумуляторы — выгоднее.

Перспективы: туманны. Полного отказа от идей использования водорода пока не произошло, но сколько-нибудь массовое распространение подобных разработок под большим вопросом.

Дрова

В нашей стране сосредоточено 25% мировых запасов древесины и 5,5% — угля.
Это не только самый первый в истории вид автомобильного топлива, но и самый долгоживущий. Автомобили, работающие на древесине (или как их красиво называют — «автомобили с газогенераторами»), до сих пор широко распространены в Северной Корее и Китае, причем в КНР это направление имеет даже господдержку. Любопытно, что именно в Китае было создано первое в мире транспортное средство с паровым двигателем. В 1672 году такая машина появилась у китайского императора, впрочем, это была игрушка. Ездить на этом устройстве было нельзя. А вот трехколесная повозка с паровым двигателем, созданная французом Николя Кюньо в 1770 году, уже была вполне функциональным грузовиком и тягачом для пушек. Грузоподъемность машины составляла 4 тонны, а максимальная скорость — 4 км/ч.

Принцип работы паровой машины, наверное, не требует пояснений, а вот газогенераторные автомобили не так просты. В движение такую машину приводит привычный нам ДВС, но вот только потребляет особый газ (смесь СО и водорода), который получают прямо на борту из дров, угля или угольных брикетов. Твердое топливо сгорает в замкнутой печи при условиях ограниченной подачи воздуха, и продукты горения, пройдя через охладители, подаются в ДВС.

КПД газогенератора (отдельно от двигателя внутреннего сгорания) очень высок — 75–80%. При этом ДВС, питаемый генерируемым газом, развивает почти такую же мощность, как при питании бензином или дизелем. Кстати, газогенераторный автомобиль сохраняет способность работать и на жидком топливе.

Грузовики с газогенератором были распространены и в нашей стране. В 30-е и 40-е годы их использовали в отдаленных районах на лесозаготовках (если говорить прямым текстом, то — в ГУЛАГе). В стране эксплуатировались десятки тысяч таких машин.

Перспективы: отсутствуют. Использовать уголь как топливо для транспорта экономически неэффективно, а древесину — еще и губительно для природы. Также проблема российских угольных запасов в том, что две трети из них непригодны к разработке, так как приходятся на зоны вечной мерзлоты. Наконец, газогенераторная печь и охладители — очень громоздкая конструкция.

Что будет с мировым автопарком?

Если коротко: он будет расти огромными темпами. Сейчас его объемы составляют около миллиарда машин. Автомобилизация стран Азиатско-Тихоокеанского региона идет настолько активно, что, по некоторым прогнозам, за ближайшие 30 лет мировой автопарк вырастет до двух миллиардов транспортных средств. Даже если этим ожиданиям не суждено оправдаться, объемы продаж в Китае уже ставят рекорды год за годом. В 2021 году в КНР было продано 28,8 млн автомобилей.

В США прошлый год закончился со снижением продаж на 1,7% (первое падение с 2009 года). Но в абсолютных цифрах это по-прежнему гигантский рынок: 17,2 млн проданных автомобилей в год. Напомним, что российский рынок, несмотря на 14-процентный рост, так и не дотянул до 1,6 млн штук. Для сравнения: в рекордном 2012 году было продано более 2,9 млн.

Всего мире продается порядка 80 млн машин ежегодно, и если посмотреть на это в разрезе темы нашей статьи, то никакого вытеснения автомобилей с ДВС в реальности пока не происходит. На них приходится более 99% нынешнего рынка. Новые тренды должны окрепнуть в третьем десятилетии века, то есть уже через пару лет. И тогда на наших глазах начнет происходить самая масштабная со времен изобретения бензинового автомобиля транспортная революция.

Современные экономичные технологии

С помощью современных технологий мы можем добиться самого экономичного отопления дома. Но данные технологии мы пока относим в класс неразумных, ибо окупаемость их достаточно продолжительная. От 10 лет и выше.

К такой технологии можно отнести тепловой насос. С помощью земных ресурсов он способен выдавать минимум в 4 раза больше энергии, чем потребляет сам. Если Вам нужен котел на дом мощностью 20 кВт, то для обогрева подойдет тепловой насос мощностью всего 5 кВт. Работает тепловой насос от электричества. Стоит насос так же в 3-4 раза дороже, чем первоклассный газовый котел с высоким КПД.

В качестве обогрева можно использовать солнечные коллекторы. Тут вообще не требуется никаких энергозатрат. При должной установке солнечные коллекторы способны обогреть теплые полы и обеспечить Вас необходимым количеством горячей воды. Но опять же, все упирается в финансы.

За этими технологиями наше будущее. Настанет тот момент, когда и тепловой насос, и солнечный коллектор станут доступными для каждого.

В итоге мы получаем, что используя теплый пол + регулировка температуры + тепловой насос (или коллектор) мы можем получить по-настоящему самое экономичное отопление дома.

Если Вы смотрите далеко вперед и уверены, что можете себе позволить такие траты, то Вы определенно не пожалеете, смонтировав все это у себя дома.

Дополнительные способы получения экономии

Дополнительную экономию от отопления можно получить, смонтировав регулировочное оборудование:

  1. Если у Вас радиаторы, не лишним будут термостатические головки. Устанавливаются они на подаче радиатора вместо обычных вентилей. Выполняют простую функцию – при нужной температуре помещения перекрывают подачу, при остывании помещения, обратно открывают. Регулировка актуальна только для систем отопления с принудительной циркуляцией
  2. Если у Вас теплые полы, то не лишним будет установить коллектор с сервоприводами и в каждой комнате поставить по термостату. Сервопривод сопрягается с термостатом и при достижении необходимой температуры в комнате, он перекрывает подачу теплоноситель в контур теплого пола

Два этих лайфхака позволяют достичь дополнительной экономии на отоплении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]