Мазутное хозяйство отопительных котельных

Устройство самодельной печки на отработке

Создать простейшее отопление на отработке своими руками довольно просто. Отопительная печь на отработанном масле. представляет собой две емкости, которые соединены расположенной между ними трубой. Элементом конструкции также является дымоход, который предназначен для отвода продуктов сгорания.

Емкости обычно изготавливаются из 4-миллиметрового металла, а для изготовления крышки второй емкости подходит листовой металл толщиной 6 мм. Использование стали позволяет существенно повысить срок службы этой конструкции, поскольку слишком тонкий листовой металл будет очень быстро выгорать.

Диаметр соединяющей емкости трубы должен превышать 10 см, а его длина должна превосходить толщину как минимум в 4 раза. В боку трубы необходимо высверлить 48 отверстий, имеющих диаметр 9 мм. Как показывает практика, эти отверстия очень хорошо располагаются в шесть рядов, т.е. в каждом ряду находится восемь отверстий.

Дымоходная труба изготавливается из огнестойкой стали и располагается над верхней емкостью. Верхнюю часть трубы можно сделать из любого материала (жести, керамики), потому что газ, доходя до верхней точки дымохода, значительно остывает. Высота дымохода обычно колеблется в пределах от четырех до семи метров.

Для улучшения теплоотдачи стоит использовать дымоотвод, расположенный под небольшим углом, но верхняя часть должна быть расположена вертикально, что ветер не мог препятствовать выходу дыма. Для защиты от осадков можно установить на трубу зонтик или козырек. Собирая дымоходную трубу, необходимо учесть тот факт, что ее в дальнейшем необходимо будет регулярно очищать от оседающих элементов, поэтому дымоотвод лучше всего сделать разборным.

К крышке приваривается соединительная труба, к которой, в свою очередь, будет прикрепляться верхняя емкость. Дымоход подключается именно к верхней емкости в том месте, которое было для этого предусмотрено. Отверстие в крышке должно быть оборудовано заслонкой, которая при работающем устройстве будет влиять на интенсивность горения. Кроме того, эта заслонка позволяет уменьшить количество копоти, которое выделяется из дымохода. Отверстие, просверленное в нижней емкости, будет использоваться для заливания масла, розжига печки и регулирования тяги.

Конструкция очень проста, и такое отопление на отработке своими руками возводится без особых усилий. Компактный размер и удобная форма позволяет сделать такую печку «выездной», что дает возможность использовать ее, например, для отопления теплицы на даче. Горячий воздух выходит через отверстия, просверленные в соединительной трубе, а его температура может достигать 90-95 градусов по Цельсию. К тому же, нагрев такой печки происходит довольно быстро.

Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки

ПреимуществаНедостатки
Надежность – жидкотопливные котлы, особенно если это европейская дорогостоящая модель, отличаются долговечностью и беспроблемностьюИспользование далеко не всегда оправдано в экономическом плане. У дизельных моделей высокая стоимость топлива, а у модели на отработанном масле сами по себе стоят крайне дорого. Для получения выгоды нужно соблюсти немало условностей.
Эксплуатационные расходы – практически любой вид топлива можно добыть по достаточно низкой цене, особенно отработанное маслоЭнергозависимость – в виду наддувных горелок все жидкотопливные модели требуют подключения к электросети
Автономность – после запуска и настройки котлы практически не требуют вмешательства человека на протяжении всего сезонаДовольно шумная работа горелок и котлов в целом, однако владельцы отмечают, что шум не слышно даже за тонкими стенами котельного помещения
Наличие как одноконтурных, так и двухконтурных моделейНеобходимость в хорошей вентиляции, согласно отзывам владельцев – принудительной, естественная не избавляет помещение от постоянного запаха горючего
Практически все модели оснащены стандартным перечнем систем защиты
На подключение и монтаж не требуется разрешение

Правила эксплуатации

Чтобы отопление на отработке прослужило долго и не стало причиной несчастного случая, необходимо соблюдать основные правила эксплуатации:

  1. Отработанное масло ни в коем случае нельзя менять на бензин, ацетон или другие горючие вещества.
  2. Возле функционирующей печки не должны находиться легковоспламеняющиеся вещества. Расположенные неподалеку от печки канистры с топливом в случае сильного нагрева могут взорваться.
  3. При попадании воды в систему может произойти выброс пламени, поэтому необходимо тщательно следить за тем, чтобы печка была сухой.
  4. В случае возгорания тушить печку водой нельзя ни в коем случае. Для тушения пожара можно использовать исключительно огнетушитель, который должен находиться в помещении, где установлена печка.
  5. Во время работы печки вентиляция должна быть открыта. Если перекрыть доступ чистого воздуха в помещение, то через некоторое время концентрация угарного газа станет опасной для жизни.

Инструменты и материалы

Чтобы самостоятельно изготовить котел, потребуется:

  • листовая сталь толщиной от 4 мм;
  • металлическая труба для воздуховода;
  • 4отрезка арматуры сечением 8 или 10 мм;
  • компрессор;
  • насос;
  • сварочное оборудование;
  • расширительный бачок;
  • болгарка;
  • асбестовое полотно;
  • полудюймовые углы, сгоны и тройники для горелки;
  • стальные переходники;
  • термостойкий герметик.

Котел может иметь любую форму, поэтому. Если нет листового материала нужной толщины, можно взять толстостенную трубу большого диаметра или баллон подходящего размера. Самая простая печь на отработке выполняется из трубы диаметром 50 см, трубы диаметром 20 см, двух круглых стальных пластин толщиной от 3 мм. Несмотря на простоту конструкции, такая печь отлично справляется с обогревом гаража стандартных размеров.

Изготовление котлов на отработанном масле

Котлы являются более сложными по конструкции устройствами, способными работать на отработанном масле. Их можно собрать по чертежам своими руками. но в целях безопасности лучше купить заводские изделия. По принципу работы данное отопительное оборудование схоже с котлами, работающими на дизельном топливе.

При проектировании отопительного котла учитывают размеры помещения, которое планируется обогревать с помощью данного оборудования. Имеет значение и высота потолков. Если предполагается организовать помимо отопления еще и горячее водоснабжение, то устанавливаются двухконтурные водогрейные котлы, которые также работают на отработанном, вторично используемом, масле. Возможно использование для этих целей и одноконтурных котлов, совмещенных с бойлером.


Схема водогрейного котла, работающего на отработанном, вторично используемом моторном масле или мазуте. Размеры всех деталей указаны в сантиметрах

Как видите, организовать отопление на отработанном масле своими руками можно как с помощью самодельных устройств, так и с помощью заводских моделей. Использование последних гарантирует безопасность их эксплуатации, так как при сборке соблюдаются все технологические требования.

Автор так смело предлагает самому сделать котел на жидком топливе, что мне захотелось возразить. Во-первых, продаются готовые отопительные котлы, рассчитанные на сжигание отработки масла. Эти котлы можно установить на тех же станциях техобслуживания и иметь бесплатное отопление и горячую воду. Они безопасны и надежны в эксплуатации. Котлы на жидком топливе гораздо опаснее в эксплуатации, чем газовые или твердотопливные. Если загорится масло, разлитое возле котла, можно получить такой головняк, что мало не покажется. Особенно, если сгорит несколько соседних гаражей вместе с машинами.

Сделал печку на отработке по вышеуказанной схеме — печь воспламеняется и стреляет горячим маслом, хорошо что без последствий обошлось т.к. ставил в гараже. Потолок над печкой чёрный, блин столько времени убил зря. да работы себе добавил.

Навигатор по сайту

Устройство и принцип работы

Жидкотопливные котлы – это как одноконтурные, так и двухконтурные, но исключительно энергозависимые модели, для работы которых необходимо подключение к электросети. По сути, жидкотопливные модели отличаются от газовых лишь горелкой, которая приспособлена к характеристикам конкретного вида топлива и оборудована турбонаддувом, необходимым для распыления топлива по камере сгорания. Любой из видов жидкого горючего требует предварительного подогрева, который также осуществляется в горелке, все это делает ее такой массивной и крупногабаритной.

В остальном принцип работы стандартный:

  1. Топливо из резервуара подается в камеру подогрева горелки, затем с помощью форсунки распыляется и поджигается в камере сгорания.
  2. Над камерой сгорания находится теплообменник, который разогревается и передает тепловую энергию находящемуся внутри теплоносителю (часто теплообменником являются и все стенки камеры сгорания).
  3. Теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отдавая тепло радиаторам отопления.

Существуют и модели с иным устройством и принципом работы, их мы уже описывали при более детальном разборе дизельных котлов и котлоагрегатов, сжигающих отработанное масло:

Все подробности, которые необходимо знать о дизельных котлах для отопления частного дома

Все подробности, которые необходимо знать о котлах на отработанном масле для частного дома

Горелки газовых котлов.

Газовые горелки бывают двух видов: — эжекторные и дутьевые(вентиляторные). Дутьевые газовые горелки аналогично дизельным, применяют на котлах с закрытыми камерами сгорания. Такие горелки могут оснащаться топливной аппаратурой и работать также в зависимости от условий на жидком топливе. Помимо ступенчатого режима некоторые модели горелок работают в режиме модуляции т.е. их мощность плавно изменяется в заданном диапазоне. Эжекторные горелки в отличие от дутьевых встроены в топку котла и являются его неотъемлемой частью. Параметры таких горелок зависят от конструкции теплообменника котла и не могут меняться в процессе эксплуатации. Эжекторные горелки достаточно просты и в то же время надежны в эксплуатации. Принцип действия заключается в следующем:- при прохождении высоконапорного горючего газа с высокой скоростью и давлением через сопло (сужающееся сечение) создается область разряжения в камере смешения, куда устремляется первичный атмосферный воздух. Два потока объединяются, и формируется смешанный поток. Пройдя камеру смешения, поток устремляется в диффузор, в котором происходит его торможение и рост давления. На выходе из эжектора смешанный поток объединяется с вторичным воздухом, поступающим в топку котла, где происходит его горение. Простейшее горелочное устройство состоит из форсунки распыляющее топливо, смесительной камеры, запальника, топливного клапана прерывающего подачу топлива, датчика контроля пламени. В отопительном котле может насчитываться от трех до пятнадцати таких горелок. Загрязнение смесительной камеры горелки приводит к недостатку первичного воздуха, что приводит к горению с недостатком кислорода, т.е. горелка начинает коптить и загрязняет сажей топочную камеру. Ремонт котла при такой неисправности достаточно сложен и включает в себя разборку котла, чистку топки и горелки. Для предотвращения развития такой ситуации следует проводить техническое обслуживание котла не реже одного раза в год. Эжекторные горелки также могут быть ступенчатыми или модулированными, однако снижение мощности, в силу особенности конструкции, может отрицательно сказаться на устойчивости горения факела. Также, на режим работы горелки сказывается величина разряжения в топке котла, которая в свою очередь зависит от параметров дымовой трубы. Основным видом топлива таких горелок является природный газ. При использовании сжиженного газа необходимо, если нет ограничений со стороны фирмы изготовителя, провести перенастройку устройства на другой вид топлива. В эжекторных горелках для перевода на сжиженный газ и обратно, необходимо заменить форсунки на топливной рампе. Конструкция дутьевых газовых горелок схожа с дизельными горелками. Так как газ поступает в горелку под давлением, то отпадает необходимость в топливном насосе. Воздушная часть обоих горелок практически идентична. Регулировку подачи топлива осуществляет газовый электромагнитный клапан, управляемый по команде от топочного автомата. Для изменения мощности горелки проводят регулировку давления газа, на форсунке горелки, и положения воздушной заслонки. Дополнительно горелка оснащается датчиком давления воздуха и топлива.

Что необходимо оценивать при выборе котла, работающего на жидком топливе

Если обстоятельства складываются так, что дизельный котел становится единственной разумной альтернативой, то необходимо суметь правильно подобрать оптимальную модель.

  • Котлы различаются по типу исполнения. Большинство из них предназначены для стационарной установки на полу. Однако, можно встретить и компактные импортные модели настенного исполнения. То есть при выборе необходимо руководствовать имеющимися возможностями размещения прибора – где и какое ему может быть выделено место.

Впрочем, навесные жидкотопливные котлы встречаются нечасто, особой популярностью не пользуются, и в основном все останавливают свой выбор на напольных моделях. А раз так, то важным моментом являются и габариты котла, и его масса – для некоторых моделей придется, возможно, укреплять поверхность пола перед установкой, расширять дверной проем для заноса оборудования в котельную.

  • Тепловая мощность котла должна удовлетворять нуждам создаваемой системы отопления. Этот параметр, кстати, очень тесно связанный и с расходом жидкого топлива, мы рассмотрим чуть ниже и подробнее.
  • Неважно, встроенная или съемная используется горелка, следует обратить внимание на количество режимов ее работы (по мощности). Так, они бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми, трехступенчатыми и даже работающими по принципу модуляции пламени в зависимости от изменения окружающих условий. Чем больше ступеней, тем точнее можно отрегулировать работу котла, тем меньше станет циклов запуска и остановки, тем ниже расход топлива. Правда, пропорционально количеству ступеней растет и стоимость оборудования.


Трехступенчатая дизельная горелка модели «Uret U12VTTU»

  • Безусловно, при приобретении котла или горелки требуется заранее знать, какой же тип жидкого топлива будет использоваться. Подавляющее большинство потребителей отдаёт предпочтение солярке – значит, именно дизельное топливо должно быть указано в паспорте изделия.

Горелки на отработанном масле бывают рентабельны на автопредприятиях, где этого «добра» бывает в избытке и практически бесплатно. Мазут также не пользуется спросом у частников, несмотря на не столь высокую, как у солярки, цену. За биотопливом, надо полагать, большое будущее, но пока еще оно в наших краях воспринимается на уровне «экзотики».

Что такое биотопливо и как его получают самостоятельно?

Многие технические сельскохозяйственные культуры, отходы пищевого производства и деревообработки содержат масла и другие органические соединения, которые после соответствующей обработки можно превратить во вполне полноценное топливо, схожее с дизельным. В чем заключается процесс переработки, и можно ли получить биотопливо своими руками – читайте в специальной статье нашего портала.

Кстати, чем дешевле топливо, тем ниже его теплотворные способности, и тем выше стоимость горелки или котла, предназначенный для работы с его использованием.

И еще – существуют и такие горелки, которые могут работать с разными типами топлива. Универсальность – дело, конечно, хорошее, но вот только не особо хвалят такие приборы, в том числе за слишком завышенную цену, за низкую надёжность и явное снижение КПД. Так что делайте выбор сами…

  • Котел может быть одноконтурным, то есть работать только на подогрев теплоносителя для системы отопления, или двухконтурным, в котором имеется дополнительный теплообменник для горячего водоснабжения.

Надо сказать, что котлы на жидком топливе обычно отличаются немалой мощностью, и к ним лучше завязать бойлер косвенного нагрева – так работа оборудования будет более «плавной», без частых включений-выключений горелки. А потребность в горячей воде будет обеспечена в полной мере, так как ГВС будет организовано по аккумулирующему принципу: всегда необходимый запас – к услугам хозяев.

Никто не запрещает приобретать двухконтурный дизельный котел, но это лишние затраты и дополнительные «уязвимые места» в самом оборудовании, снижающие его долговечность.


Оптимальное сочетание – дизельный котел со сменной горелкой, то есть с возможностью перехода на иной тип топлива, и связанный с ним бойлер косвенного нагрева

  • Система обеспечения безопасности и управления котла (или дизельной горелки) – один из ключевых критериев выбора оборудования. Встроенные термостатические датчики позволяют задавать необходимый температурный режим системы отопления – по достижению требуемого порога котел будет переведен на минимальное потребление. В более современных моделях датчики реагируют не только на предустановленные параметры температуры теплоносителя — они оценивают изменение внешних условий, а автоматика вырабатывает наиболее рациональный режим работы котла.

Специальный электронный контроллер способен регулировать и другие параметры – приток воздуха и горючего для создания топливной смеси, требуемый уровень подогрева солярки, наличие пламени и стабильность факела и другие.

Важнейшей задачей автоматики является обеспечение безопасности эксплуатации оборудования. Так, блок управления должен реагировать на перегрев тех или иных узлов горелки, избыточность или недостаточность давления в трубопроводах питания, на отсутствие или недостаточность тяги, говорящей о необходимости чистки теплообменника и (или) дымоходных каналов, на самозатухание факела, являющееся признаком засорения форсунок, на отсутствие теплоносителя в водяном контуре. Многие современные модели оснащены, помимо этого, системой самодиагностики, и в случае появления каких-либо нарушений или сбоев, на дисплее прибора появляется соответствующая индикация.

Кстати, котлы, работающие на жидком топливе и имеющие современные модули управления, отлично вписываются в концепцию «умного дома», и ими можно управлять дистанционно по различным каналам связи, в том числе IP и JSM.

  • Раз встал вопрос о приобретении кола на жидком топливе, то сразу, вероятно, следует продумать и проблему складирования запасов этого самого топлива.

В настоящее время предлагается немало вариантов вместительных баков, выполненных из металла или прочного пластика, устойчивого к воздействию нефтепродуктов. Пластиковый вариант, наверное, сморится предпочтительнее.

Ассортимент таких емкостей – немал, и различаются они и по форме, и по объему. Безусловно, самым разумным решением станет приобретение бака, в который можно залить запас на весь отопительный сезон, но это – как у кого позволяет место и финансы. В принципе, в продаже есть далее совсем небольшие емкости, рассчитанные на суточное потребление, но вот только об удобстве такого подхода говорить уже не приходится.

На схеме нижа показан один из вариантов бака в стандартной комплектации:


Комплект бака для хранения дизельного топлива для нужд отопления

1 – корпус из прочного пластика, изготавливаемый по бесшовной технологии ротформовки. Наличие ребер жесткости и особая конфигурация корпуса обеспечивают его прочность, устойчивость как к внешним воздействиям, так и к давлению жидкости изнутри.

2 – заливная горловина, герметично закручивающаяся после заполнения емкости.

3 – дренажный кран, позволяющий сливать оставшийся осадок после выработки всего запаса горючего перед очередной заправкой.

4 – необходимый комплект фитингов – для монтажа топливных магистралей и других узлов обвязки бака.

5 – датчик топлива, механический, поплавкового типа – дает информацию о наличии и количестве топлива в емкости.

6 – топливозаборник со шлангом (длина шланга обеспечивает забор топлива по всей высоте емкости). Всасывающий конец шланга оснащен поплавком, что позволяет всегда производить забот топлива с его поверхности, то есть в самом чистом виде.

7 – так называемый «дыхательный клапан», необходимый для сброса избыточных паров топлива в атмосферу. Обычно устанавливается в стволе вентиляционного канала, а с баком связан специальным дюймовым трубопроводом.

8 – набор труб (медных или полимерных) для организации системы подачи топлива от бака к горелке. В ряде случаев, когда этого требует конструкция котла или горелки, организуется и обратный поток. Невыработанное, излишнее горючее возвращается по нему в емкость.

9 – топливный фильтр. Устанавливается опционально, только в том случае, если фильтрация топлива не предусмотрена в конструкции самой горелки.

Установить такой бак по силам двум человекам – ничего сложного в его обвязке не видится. Срок службы такого полимерного хранилища оценивается в 50 лет.

А вот какой объем бака нужен? Как уже говорилось, целесообразнее всего запасаться на зиму сразу – это и дешевле выйдет, и исключаются вероятности неприятных моментов, когда горючее на исходе, а возможности его подвоза (по тем же погодным условиям) в данный момент нет. В крайнем случае можно создавать запасы с расчётом на один или пару месяцев автономной работы. А вот приобретать емкости с заправкой на неделю-другую – совершенно непрактично.

Вот о мощности котла и необходимых запасах топлива — как раз и поговорим в следующем разделе публикации.

Виды регулирования мазутных горелок

Горелки, устанавливаемые для котельных на мазуте, отличаются между собой количеством ступеней — способом регулировки мощности. Основными типами горелок являются:

  • Одноступенчатые — работа происходит на одной мощности, которая предварительно настраивается с учетом допустимого диапазона.
  • Двухступенчатые — при работе возможно использовать как 100% мощности, так и 50%. Выбор режима работы и переход на него производится системой автоматики, при этом допускается настройка режимов с другими показателями в диапазоне мощностей горелки.
  • Плавно-двухступенчатые — имеют два режима работы на разных мощностях, но переход происходит плавно.
  • Трехступенчатые — работа осуществляется в трех режимах работы.
  • Модулируемые — мощность горелки регулируется плавно в зависимости от температуры или давления в котле, теплогенераторе или печи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]