С наступлением холодных дней, рачительные хозяева заботятся о тёплом гараже, который сбережёт их автомобиль.
Требуется правильно выбрать способ отопления, но не менее важно организовать и вентиляцию. Она нужна и людям, и транспортному средству.
Вентиляция в гараже зимой имеет свою специфику. Так как же правильно всё устроить. Разберёмся в деталях.
Особенности вентиляции в зимний период
Влага постепенно накапливается в закрытом помещении. Чем тщательнее утеплены стены и потолок, тем больше гараж подвержен этой проблеме. Особенно, если машина попадёт в снегопад. На кузове и колёсах она «привозит» большое количество воды, которая, если не обеспечить проветривание, будет вызывать коррозию металла.
Негативное влияние отразится и на самом строении. Плесень, грибок, промерзания – всё это последствия большого количества влаги.
Между вентиляцией и отоплением гаража существует взаимосвязь. Во-первых, если выбрано печное отопление, потребуется больше кислорода для процесса горения.
Во-вторых, приток и отток должны соотносится с мощностью обогревателя так, чтобы помещение успевало прогреваться.
Зимой прогревать двигатель требуется дольше обычного.
Для вывода отработавших газов можно предусмотреть гофрированный шланг, который будет надеваться на трубу, и выводить выхлоп прямо на улицу.
Если летом практически неважно, где и как располагать вентиляционные отверстия, то зимой нужно учитывать уровень сугробов, которые могут закупорить входы и выходы кислорода.
Особенности принудительной вентиляционной системы
Принудительная вентиляционная система обеспечивается двумя вентиляторами, установленными на приточное и вытяжное отверстия. То есть, для ее монтаж начинается так же, как и при условии применения естественного проветривания.
Необходимо просверлить сквозные отверстия в стенах, установить в них трубы и защитные элементы от грызунов, птиц и осадков. Но, с внутренней стороны строения устанавливаются 2 вентилятора. Использование такой системы эффективно в больших гаражах, а также при имеющихся в них ямах.
Вариантов обустройства принудительным воздухообменом несколько. Кроме накладных устройств, обеспечивающих хорошее проветривание помещения, также могут использоваться канальные вентиляторы. Они устанавливаются внутрь труб.
Такие системы могут укомплектовываться автоматической системой включения и выключения. К тому же есть возможность дополнительного монтажа нагревательных элементов, которые не дают образовываться наледи в морозные зимние дни.
Одним из самых дорогостоящих, но и эффективных устройств принудительной вентиляционной системы является климатическое оборудование дополнительным обогревом, кондиционированием и фильтрацией воздуха. Но, ее основной недостаток – это дороговизна. Такие устройства часто используются для многоуровневых гаражей, а также к помещениям, пристроенным к домам.
Методы вентиляции
Существует три способа вентиляции:
- Естественный.
- Принудительный.
- Комбинированный.
Все три варианта предполагают наличие отверстий: приточного и вытяжного.
В первом случае, заставлять двигаться воздух по этим отверстиям будут только законы физики. Здесь имеет значение правильное расположение отверстий. Тёплый воздух поднимается вверх, поэтому отток будет под потолком (или проводится сквозь кровлю), а приток – в нижней части стены. Кроме того, на качество такой вентиляции влияют факторы, не зависящие от нас: атмосферное давление, осадки, сила и направление ветра.
Готовая вентиляционная система в гараже
В случае принудительной вентиляции, устанавливается дополнительное оборудование – вентиляторы, которые будут осуществлять забор и вытяжку воздуха в любую погоду. Способ самый дорогой, но и наиболее эффективный.
Что же касается комбинированных вариантов, то тут могут учитываться разные особенности, которые помогут сэкономить на оборудовании. Владелец может поставить вентилятор только на одно из отверстий. А иногда может быть принято решение обойтись без одного отверстия вовсе. Например, если гараж снабжён большой дверью, которая полностью открывается, обеспечивая за несколько секунд полный воздухообмен. Да к тому же владелец уверен, что такое проветривание будет без простоев, потому что пользуется автомобилем каждый день. Возможно он решит, что вытяжки его гаражу будет достаточно.
Решая, какой выбрать вариант, нужно взвесить все конкретные особенности, после чего переходить к воплощению проекта.
Если вы хотите хранить продукты в гаражном погребе, то вентиляция погреба в гараже просто необходима. Схема и основные правила монтажа приведены в статье.
Изготовление обратного клапана вентиляции своими руками подробно описано тут.
Вентиляция в бане – то, чем нельзя пренебрегать, ведь в помещение скапливаются испарения пота и угарный газ, которые необходимо выводить. В этой теме все об устройстве вентиляционной системы в банных помещениях – парилке и предбаннике.
Виды и особенности вентиляции
Существует ряд способов вентиляции: естественная, комбинированная, механическая.
Конструкция системы вентилирования гаража должна разрабатываться во время проектирования помещения. На таком этапе мастеру будет понятно какой тип вентиляции лучше всего использовать исходя из размеров, этажности и планировки будущего места для сохранности автомобиля.
Для всех типов проветривания могут использоваться один или два канала.
Естественная вентиляция
Такая вентиляция самая простая в исполнении, не требующая квалифицированной помощи. Такой вид воздухообмена несложно заметить даже с внешней стороны. Проветривание происходит через входную дверь/ворота и трубу. На дверях присутствует отверстия в виде жалюзи, через которые поступает воздух, а также трубы на крыше, служащая для выхода углекислого газа.
Тем не менее не взирая на простоту такого вида вентиляции, нужно знать определенные правила монтажа естественной вентиляции. Нужно учитывать размер гаража и наличие подвала или отсутствие.
Схема воздухообмена
Для гаража без так называемой ямы достаточно одного отверстия для поступления свежего воздуха и одного для выхода. Кислород поступает через отверстие в двери и проходит через весь периметр и выводится через крышу. Однако при отсутствии ветра и движения воздуха во внешней среде воздухообмен не происходит должным образом, поэтому применяют специальное устройство – дефлектор. Такое устройство, выполняет элементарные принципы аэродинамики, увеличивая тягу воздуха.
Если есть ямы или подвал, то требуются дополнительные вентилирующие отверстия и дефлекторы.
Важно помнить при монтаже естественной вентиляции:
- из-за разности внешних и внутренних температур свежий воздух может скапливаться внизу и не будет происходить воздухообмена;
- минимальное расстояние между отверстием прихода и ухода воздуха должно составлять 3 метра;
- при монтаже отверстия для притока свежего кислорода нужно учитывать направление ветра.
Минусом такой вентиляции является зависимость от погодных условий, что не дает стабильного проветривания гаража.
Комбинированная вентиляция
Исходя из названия, такой тип воздухообмена объединяет в себе элементы естественного и механического вентилирования. Комбинированная вентиляция более эффективна, чем естественная, так как может работать невзирая на погодные условия. Основным отличием такого типа является наличие механического вентилятора, который устанавливается на выходе вентиляционной системы. Однако комбинированный тип проветривания требует постоянной работы вентилятора.
Так выглядят дополнительные средства механической вентиляции.
Механическая вентиляция
Самая дорогая и эффективная разновидность воздухообмена. Она требует два основных модуля в циркуляции кислорода: приточная установка, включающая в себя фильтр или вентилятор; вытяжная система, представленной двумя вентиляторами или одним канальным устройством. Такая система может функционировать зимой и летом, невзирая на погодные условия.
Схема механической вентиляции в гаражном боксе
При установке такой системы нужно грамотно рассчитывать пространство и мощность вентиляции, чтобы помещение не было слишком маленьким для мощной циркуляции воздуха. Температура при этом будет ниже комфортного сохранения автомобиля.
Монтаж естественной вентиляции в гараже
Размещать отверстия естественной вентиляции нужно как можно дальше друг от друга по диагонали.
Для притока идеальна безветренная стена. В нижней части, примерно на высоте 15 см. делается отверстие. В него монтируется труба, один конец которой направляется вверх (учитывая высоту снежного покрова). На конце монтируется решётка, защищающая от мелких животных и зонтик от осадков.
Вытяжка делается в 15 см. от потолка, или в кровле. Она тоже снабжается трубой с решёткой и зонтиком. Чтобы система была максимально эффективной, перепад высоты между краями двух труб должен быть 3 м. и больше.
Схема естественной циркуляции воздуха в гараже
Для совсем небольших и не слишком герметичных гаражей подойдёт установка специальной вентиляционной трубы с ветроуловителем, которая разделена внутри на два канала (притяжной и вытяжной). Каждый из них имеет свою задвижку.
Извечная проблема зимнего периода – наледь на вентиляционных отверстиях. Её приходится сбивать вручную. В некоторых механических блоках есть системы против намерзания, но и они порой дают сбои. По этой причине не стоит использовать трубы с малым диаметром (не менее 10 см).
Узнать, как движутся потоки воздуха в новой вентиляционной системе можно при помощи народного метода: в помещение заносится ведро с раскалёнными углями. Дым от них покажет направление и скорость воздушных масс.
Правила устройства вентиляционных каналов
Существуют определенные рекомендации по устройству труб вентиляции в погребе:
- Вентиляционные трубы должны находиться на противоположных сторонах погреба. Вентиляция не будет нормально работать, если трубы расположить рядом друг с другом. Получится так, что только что поступивший воздух через некоторое время, не «погуляв» по погребу, уйдет через вытяжную трубу.
- Приточная и вытяжная трубы должны иметь приблизительно равный радиус. Вентиляция попросту будет невозможна, если вытяжная труба будет иметь меньший радиус (зимой температура в погребе начнет опускаться ниже нуля, а летом, наоборот, подниматься до критических для хранилища значений).
- Если это возможно, то трубы не должны иметь изгибов вообще. При множестве изгибов вентиляция будет осложнена. А это негативно скажется на микроклимате внутри помещения в зимнее время.
- Приточный канал должен быть расположен на расстоянии в 20-30 см от пола. Это необходимо для того, чтобы свежий воздух поступал в нижнюю часть помещения. Верхний конец трубы рекомендуется закрыть металлической сеткой и колпачком, что летом предотвратит попадание внутрь помещения грызунов и насекомых, а зимой – снега.
- Нижний конец вытяжного канала необходимо расположить прямо под перекрытием погреба. Опять же, здесь играют свою роль законы физики, ведь теплый воздух будет скапливаться в больших количествах именно под потолком. Верхняя часть трубы должна находиться над кровлей здания, а выход необходимо защитить колпачком, который предотвратит попадание дождя и снега внутрь трубы.
- Для возможности контроля над обменом воздуха в погребе рекомендуется оснастить трубы заслонками. Стоит отметить, что заслонки большую роль играют именно в зимнее время, когда их использование поможет соблюсти необходимые для хранения урожая условия.
Надо учитывать и то, что через вытяжной канал будет выходить только теплый воздух. Именно поэтому в зимние месяцы в трубе будет появляться достаточно много капелек конденсата. Эти капли под воздействием отрицательных температур начнут вскоре замерзать, в результате чего вытяжная труба будет полностью закупорена.
Утеплитель для труб — пенополистирол.
Чтобы таких проблем у вас не возникало, вытяжной канал должен быть хорошенько защищен от воздействия отрицательных температур. Иными словами, всю трубу рекомендуется изолировать с помощью современных теплоизоляционных материалов. Важно, чтобы теплоизолятор был устойчив к постоянному воздействию влаги, помимо этого, всю конструкцию нужно систематически прочищать от инея и снега. Идеально, если выходная часть вытяжного канала у вас съемная.
Если вы установили естественную вентиляцию, то никаких проблем при эксплуатации погреба зимой не возникает: обмен воздуха (если, конечно, каналы не закупорены) будет осуществляться в полном объеме, никакого обслуживания (кроме прочистки трубы) не потребуют. Но сложности будут подстерегать вас в теплые месяцы, когда на улице температура поднимется выше, чем в погребе. Единственным спасением в этом случае видится устройство принудительной вентиляции.
Комбинированная вентиляция
Усовершенствовать малоэффективную естественную вентиляцию можно в любой момент, установив в вытяжной воздуховод небольшой вентилятор. Приборы стоят относительно не дорого. При его выборе нужно обращать внимание на мощность и производительность, срок годности и расход электричества.
Погода бывает разная и иногда вентиляция может становиться избыточной. Поэтому хорошо, если заранее продуманы заслонки, которыми можно будет регулировать просвет отверстий, а значит, температуру и влажность в помещении.
Механическая вентиляция
В небольших помещениях, механическая вентиляция делается по той же схеме, что и естественная, но обе трубы оснащаются вентиляторами.
В крупных гаражах на несколько автомобилей, вентиляционная система может включать в себя систему воздуховодов, отдельную вентиляцию для смотровой ямы, рекуператоры для сбережения тепла при выходе и т.д.
Существуют готовые блоки, которые стоят несколько десятков тысяч рублей, но снабжены всем необходимым для всасывания, фильтрации, нагрева и удаления воздуха. Работу такого модуля регулируют датчики.
Вентиляция в подвале и погребе гаража
Зачастую под гаражом располагается погреб для хранения заготовок, который должен иметь свою систему вентиляции. Неважно земляные у него стены, кирпичные или бетонные – температуру в подвале всегда будет повышать естественное тепло земли. Поэтому ни в коем случае нельзя выводить трубу из погреба внутрь гаража.
Вытяжка подвала располагается в потолке и ведётся через гараж на крышу. Чем выше будет труба, тем лучшую тягу она обеспечит. Если крыша гаража имеет конёк, труба должна быть выше него.
Периодически нужно проверять, хороша ли тяга в вытяжке, не «заросла» ли она инеем. Для этого можно поднести к отверстию листок бумаги или зажженную спичку.
Приток можно совместить с гаражным. Общее отверстие, в этом случае, делится на два рукава, один из которых опускается как можно ниже в подпол. При этом остаётся в силе правило делать вход и выход на противоположных стенах помещения.
Чтобы снизить влажность в погребе, в него можно поставить небольшую ёмкость с адсорбентом: чашку с солью, рисом, силикагелем, или налить полстакана тормозной жидкости.
Итак, даже самая простая вентиляция в гараже,- лучше, чем ничего. Но чтобы действительно защитить себя, автомобиль и постройку от ненужной влаги, стоит постараться и сделать вентиляцию по всем правилам.
В плохо проветриваемом помещении кузов автомобиля быстро приходит в негодность. Вентиляция в гараже своими руками – схема устройства и правила монтажа, подробное описание.
Каркасные дома, как правило, строятся из материалов, не пропускающих воздух, поэтому вентиляция в таких помещениях должна быть устроена грамотно. Все об особенностях организации вентиляции в каркасных строениях читайте в этом материале.
Что такое естественная вентиляция и как она работает зимой
Основной движущей силой естественной вентиляции является разность давления и температуры внутри гаража и снаружи. Приточная труба размещается на высоте 5-10 см от пола, вытяжка располагается под потолком и отводится на высоту от полуметра над крышей. Лучше всего вентиляция работает зимой, поскольку именно в этот период колебания температуры, активное перемещение слоев воздуха приводит к частому возникновению разряжения, или наоборот – давления, которое перемещает воздух в гараже.
Все мы знает, что зимой показатель влажности падает практически до ноля в морозы. Влажные массы вытесняются сухим воздухом и эффективно просушивают помещение, а с ним и автомобиль. Естественная вентиляция зимой не потребует установки дополнительного оборудования. В летний период, проблема коррозии снимется благодаря повышенной температуре.
Если система вентиляции не была предусмотрена при строительстве, ее можно легко смонтировать своими руками без использования дорогостоящего материала.
Если планируется активное использование гаража, например, для ремонта, покраски автомобилей или другой деятельности, сопряженной с выделением токсичных паров, пыли, влаги, стоит предусмотреть принудительную вентиляцию. Ее суть проста – механическим способом обеспечивается принудительная циркуляция воздуха в гараже. Достоинством такой системы станет:
- повышенная производительность (перекачка большого объема кислорода) – порой только с использованием насоса или вентилятора можно достичь оптимальной кратности воздухообмена.
- возможность подвода вентиляции к месту возникновения загрязнения или там, где нужно быстро удалять влагу.
- удобно пользоваться принудительной подачей воздуха при пыльных работах.