Классификация воздуховодов
Конструкция воздуховода влияет на способ соединения
Конструктивные особенности системы влияют на выбор метода соединения. Также способ стыковки зависит от эксплуатационных условий, параметров вывода загрязненного воздуха.
Круглые и прямоугольные
По геометрической форме выделяются круглые и прямоугольные конструкции. Преимуществом первого варианта является отсутствие риска появления вихревых потоков. Уровень шума тут ниже. Такой вид воздуховода чаще используется в промышленных помещениях.
Для жилых зданий лучше подходит конструкция прямоугольной формы. Благодаря высокой пропускной способности она обеспечивает хорошую вентиляцию. Такую систему проще спрятать под отделочным материалом. Благодаря плотному прилеганию к стене изделие не занимает много полезной площади.
В редких случаях для формирования системы кондиционирования применяются элементы треугольного сечения. Они имеют значение для интерьера.
Жесткие и гибкие
Пример жесткого воздуховода из пластиковых труб
Жесткие воздуховоды имеют разную форму: круглую, квадратную, прямоугольную. Для изготовления конструкции используется алюминий, нержавеющая сталь, полимерные материалы. Гибкие варианты имеют только круглую форму. Они изготавливаются из алюминия, текстиля, ПВХ. Для придания дополнительной жесткости изделию используется проволока. В эффективной системе комбинируются оба вида воздуховодов.
Располагаются воздуховоды внутри стены или за ее пределами. Первый вариант представляет собой вентиляционную шахту в капитальной конструкции. Он используется в жилых помещениях. Внешний воздуховод больше подходит для промышленных или технических помещений, в которых дизайн не всегда важен.
Особенности установки воздуховодов
Основные требования, предъявляемые к монтажу системы вентилирования зданий, сводятся к обеспечению соответствия воздушной среды в помещениях проектным параметрам.
Это достигается за счет:
- осуществления герметизации воздуховодов;
- поддержания надлежащих эксплуатационных условий;
- своевременного ремонта и замены выведшего из строя оборудования.
Способы и методы установки воздуховода зависят от его формы и размеров. При прокладке трубопровода в неотапливаемом помещении либо снаружи здания проводится утепление трубопровода, чтобы предотвратить образование конденсата.
Этапы монтажа вентиляции:
- сборка конструктивных элементов системы, включая вентиляционные трубы, вентиляторы, калориферы, увлажнители, распределительное устройство и фильтры;
- подсоединение воздуховодов к системе вентилирования;
- подключение к общей электрической сети;
- тестирование готовой системы трубопровода и оборудования с целью проверки работоспособности. Если возникнут сбои, то проводится наладка работы отдельных конструктивных элементов.
При монтаже круглых воздуховодов используется вспомогательная соединительная деталь – муфта либо ниппель, фланец, бандаж. Первые два вида крепления устанавливаются снаружи оборудования либо вставляется во внутреннюю часть.
Данное соединение получило наибольшее распространение за счет простоты монтажа.
На практике редко встречается способ соединения деталей воздуховода с круглым сечением при помощи бандажа. Он надевается поверх оборудования на загнутые торцы детали.
Последовательность монтажа прямоугольных труб:
- расчет требуемой длины воздуховода, включая фасонные изделия;
- крепление к стене помещения при помощи кронштейна либо шпильки, траверсы, перфоленты, хомута;
- соединение оборудования с вентиляционным каналом;
- проверка герметичности соединения путем прогонки воздуха при помощи вентилятора.
Лишний край воздуховода отрезается ножовкой либо труборезом, после чего проводится зачистка поверхности среза.
При его установке в горизонтальном положении используются соединительные детали – фитинги, хомуты и зажимы, фланцы и шины. Они должны быть расположены на расстоянии 1 м по горизонтальной линии, а по вертикальной – 1,8 м.
Допускается использование перфоленты для монтажа труб диаметром 100-200 мм вне зависимости от их формы сечения.
Монтаж оцинкованных моделей проводится при помощи соединительной детали – хомута. Он подвешивается горизонтально к плоскости потолка шпилькой.
Высота подвеса траверсы регулируется гайками. Вибрация, создаваемая воздушным потоком, гасится за счет резины, которая вставляется в месте соединения опоры и оборудования.
Последовательность операций:
- разметка точек, где будут установлены крепления воздуховодов с последующей их фиксацией;
- сборка отдельных деталей сети, предназначенной для отвода загрязненного воздуха;
- вставка приспособлений, наглухо закрывающих верхний торец трубопровода, установленного в вертикальном положении.
Способ монтажа зависит от многих факторов – функционального назначения здания, расположения трубопровода – горизонтальное либо вертикальное, места размещения.
Не исключается вероятность применения холодной либо горячей сварки, позволяющей герметично соединить отдельные участки трубопровода. Они выпускаются стандартной длины — 125 мм.
Технология монтажа гибкого воздуховода:
- разметка оси вентиляционного канала и магистральной линии трубопровода;
- установка креплений;
- определение требуемой длины трубопровода;
- присоединение к вентиляционной решетке;
- герметизация мест соединения отдельных частей трубопровода.
Площадь сечения труб подбирается с учетом расчетного значения воздухообмена и максимально допустимой скорости воздушного потока. Воздуховод должен быть подвешен на металлические кольца диаметром 3-4 мм.
Расстояние между ними должно составлять не более 2 м. Они крепятся к несущему тросу, который протягивается по всей длине трубопровода.
Способы сварки
Сварной способ соединения воздуховода считается самым надежным
Соединять воздуховоды между собой при помощи сварки мастерам приходится нечасто, так как процесс дорогостоящий. Этот способ применяется, если особые требования предъявляются к герметичности конструкции. Сварочный процесс бывает ручным или механизированным.
Ручной
Электродуговая сварка применяется, если толщина материала более 1,5 мм. Газовое оборудование необходимо, если металл имеет толщину 0,8 мм. Второй метод применяется нечасто.
Механизированный
Механизированный способ сварки бывает полуавтоматическим или автоматическим. Он используется на предприятиях.
Популярные виды соединения металлических воздухов
Способы соединения воздуховодов металлических разделяют на сварные и фальцевые. В первом случае края смежных элементов привариваются друг к другу при помощи сварочного аппарата. Для стыковки при помощи второго метода понадобится дополнительное оборудование.
Монтажная шина еврошина
Чтобы соединить вентиляционные трубы прямоугольного сечения часто используют еврошины в формы английской буквы L. Они прикручиваются саморезами на край элемента шахты в зеркальном отражении с установкой на смежной детали.
По углам канала шина фиксируется специальными уголками. Непосредственное соединение деталей воздуховодов между собой осуществляется при помощи монтажных скоб, герметиков и уплотнительной ленты.
Ниппель и муфта
Муфтовое или ниппельное соединение применяется в большинстве круглых магистралей, так как занимает мало времени и достаточно простое в исполнении. Оба элемента стыковки имеют центральный выгнутый ободок и 2 свободных стыковочных конца. Ниппель монтируется внутрь вентиляционного канала, а муфта — накладывается поверх оконцовок.
При использовании муфт фиксация реализуется с помощью хомутов. Ниппельное соединение подразумевает наличие уплотнительной прокладки.
Реечное соединение
Установка прямоугольных каналов с помощью реек, монтируемых на окантовку или еврошину, используется при обустройстве воздушных каналов в помещениях с ограниченной высотой потолков.
Для обеспечения герметичности на стыках устанавливают резиновые или поливинилхлоридные уплотнители.
Бандажное соединение воздуховодов
В случае монтажа вентиляционных шахт с повышенными изоляционными характеристиками применяют бандаж — элемент, схожий по своему функционалу с хомутами. Для его установки края вентиляционных каналов отбортовывают. Затем наносят герметик и зажимают бандаж.
Типы соединений
Ниппельное соединение воздуховода
Соединение вентиляционных труб между собой осуществляется сварным или фланцевым методом. Кроме того, фиксировать элементы можно бандажом, ниппелем или муфтой.
Сварное
Соединять фрагменты воздуховода при помощи сварки можно, если они металлические, при этом толщина их стенок превышает 1,5 см. Чаще такой способ применяется в промышленных помещениях, в которых скапливаются вредные газы. В этом случае швы должны быть максимально герметичными. Для оцинкованных материалов требуется высокопрофессиональная сварка, чтобы избежать коррозии в области шва.
Ниппельное
Ниппель – это часть трубы, посередине которой присутствует выпуклое ребро. Она вставляется в основную конструкцию. Для фиксации используется то самое ребро. На изделие надевается другой участок воздуховода. Стык герметизируется металлизированным скотчем.
Ниппельное соединение осуществляется при помощи муфты. Ее диаметр больше основной трубы. Муфта может объединить 2 фрагмента конструкции. Ребро в этом случае находится на внутренней поверхности элемента. Такой способ используется для соединения круглых воздуховодов.
Фланцевое
Фланец для стыковки двух частей воздуховода
По ГОСТу трубы можно соединять фланцевым методом. Для крепления деталей применяется точечная или сплошная сварка. Между собой фланцы фиксируются гайками и болтами, а также заклепками. Чтобы обеспечить надежную герметизацию сварного шва, его нужно прокрашивать. Между стальными элементами укладывается уплотнительная прокладка. Несмотря на эффективность, фланцевое соединение воздуховодов является трудоемким в изготовлении и дорогостоящим.
Бандажное
Бандажный способ соединения конструкции востребован на предприятиях химической промышленности. Он обеспечивает высокую надежность стыка, но сам процесс изготовления дорогостоящий, поэтому для бытового применения непопулярен. Бандаж крепится поверх соединительного шва. Перед этим торцы требуют отбортовки. Бандажное пространство заполняется химически инертным герметиком. Этот способ применяется для соединения пластиковых воздуховодов меж собой.
Способы стыковки воздуховодов
Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.
Обратите внимание! Сварные соединения на оцинкованных трубах требуют высокопрофессиональной сварки. Прогоревший слой цинка на стыке в процессе эксплуатации конструкции будет очагом коррозии металла, что снизит долговечность коммуникаций.
Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:
- на простом фальце;
- на фальце с защелкой;
- на фальце с отбортовкой;
- на соединительной планке;
- на поперечном фальце;
- встык;
- внахлестку;
- угловые.
Обратите внимание! Прокатка фальцевого крепления грозит смещением соединяемых частей трубопровода относительно друг друга по направляющей оси.
Кроме сварных и фальцевых используют соединения:
- на фланцах;
- с помощью муфты или ниппеля;
- в раструб;
- при помощи шины;
- на бандаже.
Фланцевые соединения
Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.
Рекомендуем ознакомиться: Как сделать переход при замене труб с металла на полипропилен?
Обратите внимание! Наиболее предпочтительно соединение фланцев заклепками, специально обработанными антикоррозийной защитой.
На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.
Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП 3.05.01-85.
Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.
Соединение воздуховодов муфтой или ниппелем
Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.
Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.
Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.
Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.
Соединение в раструб
Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.
Обратите внимание! Соединение в раструб не обладает необходимой степенью надежности и герметичности, которая необходима для монтажа воздуховодов с агрессивными или высокотемпературными газами.
Еврошина
Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.
Обратите внимание! На углах соединения требуется дополнительная герметизация.
Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.
Рекомендуем ознакомиться: Как правильно установить потолочно-проходной узел для дымохода в бане
Бандаж
Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.
Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.
Используемое оборудование и материалы
Аппарат контактной сварки для ручного соединения воздуховода из нержавеющей стали
Для создания ниппельного соединения воздуховодов или сварного стыка требуются такие инструменты и материалы:
- нержавеющая сталь;
- рулетка, маркер;
- молоток, плоскогубцы;
- тиски;
- инструменты для раскроя металла;
- герметик и пистолет для его нанесения;
- сварочный аппарат;
- фрагменты трубы соответствующего диаметра.
Технология монтажа конструкции должна быть соблюдена до мельчайших деталей. Если объединять части воздуховода без герметизации, функциональность системы нарушается. Подключение конструкции к вытяжке осуществляется с учетом диметра всех частей. Перед монтажом воздуховода изготавливается его чертеж.
Способы герметизации ниппельных стыков
Соединение двух труб «одна в другую» невозможно сделать герметичным без применения дополнительных мер. Для того, чтобы стык получился максимально плотным и не пропускал воздух или влагу, используют дополнительные материалы, среди них можно выделить следующие:
- резиновые или каучуковые манжеты, которые приобретают отдельно либо в комплекте с ниппелем;
- ленточные герметики или скотчи на самоклеящейся основе применяются достаточно широко, но служат долго только в сухих эксплуатационных условиях.
Ленточные герметики могут быть изготовлены из полимеров или алюминия. При наличии повышенной влажности или отсутствии отопления ленты быстро деформируются. Стык теряет герметичность и уплотнитель приходится менять на новый. Этот фактор следует учитывать при выборе способа герметизации ниппельного соединения. Резиновые манжеты долговечны, но дороги. Самоклеящиеся ленты – дешевле, но не терпят влажной и агрессивной среды длительное время.
Достоинства и недостатки сварного соединения воздуховодов
Если сварной шов выполнен плохо, со временем он разойдется
Сварное соединение является неразъемным и не требует дополнительных элементов фиксации. Оно имеет такие преимущества:
- возможность изготовления крупногабаритных конструкций;
- снижение веса по сравнению с литыми элементами;
- высокая прочность и надежность стыка;
- относительно невысокая трудоемкость в бытовых условиях.
В сварном соединении нередко возникает остаточное напряжение. В этом случае меняются технические свойства металла, который со временем теряет свою прочность. При неумелом использовании сварки швы могут быть дефектными. После использования аппарата стыки обязательно проверяются визуально и при помощи инструментов. При местном нагреве металла в области термического влияния могут меняться механические свойства материала.
Сфера применения
Правильный шов обеспечивает длительную безаварийную работу вентиляции
Подключать воздуховоды к вытяжке нужно в любом помещении. Сварные соединения используются в системах удаления дыма, перемещения воздуха, насыщенного влагой или кислотными испарениями. Они необходимы в конструкциях, внутри которых присутствует высокое давление или циркулируют горячие воздушные массы.
Данный тип соединения применяется в подвалах, на чердачных перекрытиях. Подходит оно для жилых и технических помещений. Такой вид монтажа воздуховодов огнеупорный, прочный и герметичный.
Сварное соединение воздуховода позволяет обеспечить хорошее качество вентиляции. Однако работа должна осуществляться строго по инструкции.
Типы и виды воздуховодов
Под воздуховодом подразумевается главный элемент системы вентиляции – трубопровод, соединенный специальными фасонными деталями.
Его функциональное назначение заключается в отводе загрязненного воздуха и подаче свежего. Конструкция собирается из труб, диаметр которых должен быть обоснован расчетом.
Как показывает практика, наиболее востребованными являются диаметры 100, 125, 150, 250, 315 и 355 мм.
Воздуховоды подразделяются на типы:
- жесткие – отличаются простотой выполнения монтажных работ. В них воздушный поток движется без образования шума и с незначительной вибрацией;
- гибкие – идеально соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию строительными нормами по шумоизоляции и уровню сопротивляемости.
Производители выпускают трубы с круглым и прямоугольным сечением, которые можно применить для устройства воздуховодов. Каждый вид обладает определенными преимуществами и недостатками, поэтому их подбор должен осуществляться в индивидуальном порядке.
В помещениях с большой площадью рекомендуется установка воздуховодов из оцинкованной стали, способных противостоять воздействию атмосферных явлений и коррозии. Например, в производственном цеху, где воздух содержит химически активные газы и пары.
Гибкий тип следует применять на магистральных участках сети с небольшой длиной.
Виды гибких труб, изготавливаемых отечественными производителями:
- гладкие – с обеих сторон трубы делается покрытие, исключающее потери давления;
- гофрированные – наиболее востребованы благодаря возможности эффективного использования межпотолочного пространства;
- каркасные – изделия отличаются повышенной жесткостью, сохраняя при этом гибкость за счет каркаса из металлической проволоки либо полимерной нити;
- бескаркасные – изготавливаются из цельных листов алюминия.