Принцип работы и правила монтажа байпасного клапана


Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах отопления и водоснабжения. О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.
Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.


Размещение байпаса

Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

Для чего нужен байпас

Байпас используется в качестве резервного пути, который требуется для надежного функционирования инженерных систем при возникновении аварийной ситуации или для проведения ремонтных работ.

Он применяется:

  • при строительстве нефте- и газопроводов;
  • в системах, перекачивающих различные жидкости — в том числе, молоко и бензин;
  • в конструкциях центрального электроснабжения;
  • в водоснабжении и водоотведении;
  • в системах отопления и др.


Байпасная система трубопроводов


Применение байпаса в водоснабжении


Газовый распределительный шкаф с байпасом


Байпас водоснабжения (для узла фильтрации)


Байпасы в стояке центрального отопления


Байпас в системе капельного полива

Байпас представляет собой параллельную ветку трубопровода, монтирующуюся в ключевых местах контура. Этот отрезок трубы резервного назначения, имеющий запорно-регулирующую арматуру, предназначен для отвода транспортируемой среды из основного трубопровода и подачи ее в него же (СНиП I-2). Основное предназначение конструкции — создание параллельного потока рабочей жидкости в обход какого-либо участка коммуникаций.


Резервный трубопровод

В системах водоснабжения, как и в других конструкциях, при возникновении нештатных ситуаций возникает потребность направить перемещающуюся под давление воду по резервному пути, перекрыв аварийную трассу.

  • Одной из задач байпаса в системах подачи воды, является возможность использования резервного трубопровода для снятия индивидуального счетчика учета расхода воды, который нуждается в поверке или ремонте. При этом нет необходимости в отключении воды. Особенно это важно в котельных или медицинских учреждениях, где необходимо постоянное водоснабжение.

На заметку! Запорное устройство на обводной ветке должно быть опломбировано в закрытом состоянии (СП 30.13330).

  • Обводной контур применяется в схеме обвязки узла водоподготовки бассейнов.


Узел водоподготовки бассейна


Общий резервный трубопровод


Общая обводная линия и байпас на универсальный фильтр

  • Устанавливается байпас и на системах фильтрации, что позволяет провести плановое или аварийное обслуживание оборудования без отключения водоснабжения строения. Обводная линия может устанавливаться как на всю систему фильтров, так и на конкретный модуль.
  • Не обойтись без байпаса и в системах с установленными насосами для подачи воды, охлаждающей реакторы или доменные печи, когда нельзя отключать насосы для проведения ремонтных мероприятий. Аварийный участок перекрывают, включив насос на параллельной ветке, что обеспечивает непрерывность производственного процесса.
  • В системах водяного отопления, оснащенных циркулярными насосами, не редки сбои из-за отключения электричества. С помощью байпаса можно организовать естественную циркуляцию воды, перекрыв ее доступ к насосу и пустив по центральной отопительной трубе.


Байпас с циркуляционным насосом

  • При помощи обводной трубы можно при необходимости регулировать объем горячей воды, выступающей в роли теплоносителя, тем самым устанавливая необходимую температуру в помещении и уменьшая расходы на отопление.
  • Также байпас позволяет заменить радиатор в случае его поломки, не отключая отопления в доме. Такую же роль выполняет и перемычка, установленная перед полотенцесушителем — обеспечивает направление потока горячей воды в его обход для проведения ремонта или возможности поддержания нужной температуры теплоносителя в приборе.


Перемычка, установленная перед полотенцесушителем

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:

  1. С краном. Механический вариант байпаса, управление которым осуществляется посредством ручного открывания и закрывания крана. Последний, как правило, расположен по центру трубы-перемычки. Байпасы могут оснащаться двумя типами кранов: шаровым и трехходовым. Друг от друга они отличаются лишь конструкцией, а вот принцип работы обоих кранов практически одинаковый.


    Разновидности байпасов

  2. С клапаном. Автоматический байпас, работающий в автономном режиме и не требующий регулировки со стороны пользователя. Клапан представляет собой резиновый шар повышенной плавучести. Такой байпас используется вместе с циркуляционным насосом: при его включении клапан под давлением открывает путь для носителя, а при выключении – автоматически закрывает.

Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к батареям отопления и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Особенности байпасов

У байпасов можно выделить некоторые особенности:

  • При монтаже байпаса необходимо обратить внимание на диаметр узла. Он должен быть меньше, чем диаметр подводящего трубопровода;
  • Для устройства байпаса лучше всего использовать гайки-американки. Они позволяют быстро разбирать вентили и насос в случае проведения какого-либо ремонта;
  • Для того чтобы избежать завоздушивания в системе узел можно устанавливать только по горизонтали;
  • Необходимо установить заглушки в верхней и нижней части трубы;
  • Узел можно изготовить своими руками. Для этого необходимо приобрести тройник, кусок трубы и сварочный аппарат. Но также можно купить готовые элементы и при помощи резьбовых контактов их собрать;
  • Необходимо установить терморегулятор или регулировочный кран между отверстиями байпаса и входа батареи;
  • Устанавливать байпас нужно рядом с радиатором, но подальше от стояка. Самое подходящее место будет там, где температура не очень большая. А также срок службы байпаса уменьшится, если его установить рядом с отопительным котлом;
  • Особую муфту необходимо устроить на обходную трубу. Это необходимо для ее легкого снятия по резьбе во время ремонта.

Если самостоятельно установить байпас вы не можете, то можно пригласить специалиста. При правильной установке байпаса вы заметите существенную выгоду.

Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах и . О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

  • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.


Байпас в системе отопления

  • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.

Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.

  • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления

Для чего требуется байпас на радиаторе?

Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает система отопления в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.

Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.


Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.

А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.


Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается

Как правило, радиатор сейчас устанавливают с монтажом перед ними запорных кранов с накидными гайками. То есть батарею совсем несложно выключить, перекрыв оба крана, а затем демонтировать для ремонта, замены, профилактики и т.д. Поток теплоносителя не прервется, так как имеется «обходной путь», то есть байпас.

Но и это еще не все преимущества, которые дает байпас в разводке отопления многоквартирного дома. Центральные системы не отличаются быстротой реакции на изменения погодных условий, так что зачастую на улице оттепель, а батареи греют, как при сильном морозе. А сильная жара в помещениях зимой – это, согласитесь, тоже весьма некомфортно. Кроме того, наблюдается и характерное для однотрубных систем явление, кода в радиаторах в начале контура по ходу движения теплоносителя температура заметно выше, чем в расположенных ближе к концу. Одним словом, очень важна возможность самостоятельного регулирования уровня нагрева батарей, причем, желательно – по термостатическому принципу.


Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Это всё вполне выполнимо — есть возможность приобрести и самостоятельно установить относительно недорогие и весьма эффективные термоклапаны с термостатическими головками. Они устанавливаются на подаче теплоносителя в батарею и количественно регулируют горячий поток, проходящий через нее.

Цены на байпас

байпас

Путь к максимальному комфорту – поставьте на радиаторы термостатические регуляторы!

Компактные и простые в эксплуатации устройства способны поддерживать в комнате ту температуру, какую хозяева считают наиболее комфортной для себя. Как устроены терморегуляторы для радиаторов отопления, как их можно установить и настроить своими руками – читайте в специальной публикации нашего портала.

Но количественное регулирование температуры на одном радиаторе, то есть уменьшение количества проходящего через клапан теплоносителя, может сказаться на работе других, стоящих после него в однотрубной «цепочке». Причем, отразится это и на температуре, и на давлении в системе. А если таких регуляторов в контуре несколько? – к концу стояка возможен полный «раздрай» в параметрах системы! Вряд ли кому из соседей по подъезду такая ситуация придется по душе.

Но это, опять же, если не установлены байпасы. А с перемычками весь негатив уходит полностью. Избыточность давления, возникающая перед полуприкрытым термоклапаном, попросту сбрасывается через байпас, температура в трубе практически не меняется (даже, пожалуй, будет выше, чем без использования терморегуляторов). Да и самим приборам регулировки в таких условиях работать проще – меньше износ, так как не столь высоко воздействие повышенного давления на уплотнения клапанов.

Закономерный вывод – в однотрубной разводке многоэтажного дома байпас становится не желательным, а обязательным элементом обвязки радиаторов. И если по каким-то причинам его нет, то необходимо об этом позаботиться, чтобы устранить недостаток.

А если система в доме двухтрубная – нужен ли байпас?

Нет, вот в этом случае перемычка уже никакой роли играть не будет. Все радиаторы установлены независимо, и отключение любого из них, или установка на него регулирующего оборудования никаким образом не скажется на работоспособности остальных приборов системы.


При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

Исключением можно считать в данном случае только байпас, который установлен для качественно регулировки температуры в радиаторе, с использованием трехходового крана, когда к поступающему потоку из трубы подачи подмешивается остывший теплоноситель из «обратки». Впрочем, подобная схема применяется нечасто, потому как для отдельно взятого радиатора вполне достаточно количественной регулировки с более дешевым обычным термоклапаном.

Итак, в двухтрубной разводке байпас не требуется, но следует убедиться, что у вас в квартире система именно двухтрубная. Дело в том, что иногда может ввести в заблуждение наличие двух стояков, проходящих вдоль стены. Здесь важно подметить принципиальную разницу.


Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Внимание на иллюстрацию. Справа показана действительно двухтрубная система – входы радиатора подключены к совершенно разным стоякам. Вот в такой ситуации в байпасе никакой нужды нет, то есть на картинке все показано правильно.

А вот на левом фрагменте тоже, казалось бы, две трубы. Однако, радиатор отопления врезан в разрыв только одной из них, а вторая проходит «нетронутой». Она – всего лишь стояк для обеспечения верхней подачи теплоносителя, о схеме которой говорилось выше. А сама система так и остается однотрубной, и без байпаса – никак не обойтись.

Выше речь шла пока о квартирах в многоэтажках. А как быть владельцам собственных домов с автономной системой отопления?

Принцип тот же. Более дорогая (в плане расхода труб при ее монтаже) и «послушная» двухтрубная система байпаса не потребует. Но часто из соображений практичности применяются и однотрубные схемы – яркий пример тому популярная «ленинградка». Безусловно, никто владельцу дома не будет пенять на то, что он не установил на своих радиаторах байпас, но здравый смысл подсказывает, что это сделать все же стоит. Зачем усложнять себе жизнь, если есть возможность сделать каждый прибор теплообмена независимым, а его индивидуальные настройки – мало отражающимися на работе остальных батарей. Подобная мера сведет к минимуму еще одно негативное качество «однотрубки», когда в стоящих последовательно радиаторах постепенно снижается температура по мере их удаления от котла.

Кстати, в однотрубной системе отопления, применяемой для разводки по одному уровню (этажу), уже конструктивно заложена возможность наличия байпаса, так сказать, по умолчанию. В той же «ленинградке» его роль с успехом выполнит сама труба разводки.


Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Кстати, именно в этом случае байпас можно сделать и управляемым – об этом речь пойдет чуть ниже.

Что такое система отопления «ленинградка»?

Эта система завоевала широкую популярность своей относительной простотой монтажа и экономичностью в плане расхода материалов. Вместе с тем, она остается весьма эффективной в эксплуатации. Об устройстве системы отопления «ленинградка», о ее отладке и о возможностях модернизации – читай те в специальной публикации нашего портала.

Видео: Для чего необходим байпас на радиаторе отопления?

Как самостоятельно установить байпас на радиатор отопления?

Основные правила монтажа байпаса в обвязке батареи

В целях данной публикации не значится обучения читателя приемам сантехнического монтажа. Подавляющее большинство хозяев домов или квартир в той или иной степени сталкивалось с этими вопросами и наработало определенные навыки работы. Наверняка, у многих уже сложились свои излюбленные подходы к выполнению сантехнических монтажных операций – будь то пайка полипропиленовых труб, резьбовая сборка или сварка металлических изделий, использование соединительных фитингов, например, при работе с металлопластиком. Поэтому далее будут только описаны основные правила, которые должны соблюдаться при установке байпаса на радиатор отопления, приведены несколько наглядных примеров таких сборок.

Итак, установка байпаса на батарею отопления в многоквартирном доме должна подчиняться следующим правилам:


Простейшая схема установки байпаса в обвязке радиатора на вертикальном стояке отопления однотрубной системы многоэтажки

  • Полностью должно быть исключено наличие запорно-регулирующей арматуры на участке от стояка до самого байпаса. Таким образом сводится к нулю вероятность даже случайного перекрытия основного контура отопления.
  • Положение байпаса при обвязке радиатора, подключенного к вертикальному стояку, тоже имеет значение. Необходимо постараться расположить перемычку на максимальном удалении от магистральной трубы и, соответственно, как можно ближе к самой батарее. Понятно, что нередко при этом начинают оказывать свое влияние соображения эстетичности, но байпас вполне можно сделать малозаметным. Безусловно, при выборе конкретного места установки необходимо учесть еще и участки для монтажа шаровых кранов, отсекающих радиатор, или термостатических приборов, если планируется их использование. Но еще раз стоит подчеркнуть – все эти элементы могут ставиться только на участке между байпасом и батареей, но никак не перед ним!
  • Теперь о соотношении диаметров используемых для обвязки радиатора труб. В идеале оно должно соответствовать следующему «канону» (см схему выше):

— ДУ1 – это диаметр условного прохода трубы стояка отопления. Он остаётся неизменным вплоть до тройника, в который будет устанавливаться байпас.

— ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору, от тройника до самой батареи. По правилам он должен быть на один размер меньше стояка.

— ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и, соответственно, на два – трубы стояка.

Именно такие пропорции определяют корректную работу неуправляемого байпаса, то есть не требующего вмешательства пользователя. На тройнике поток циркулирующего теплоносителя будет разделен на главный, по направлению к радиатору (там он в дальнейшем может еще и регулироваться термостатическим клапаном), и обходной, через байпас. Если стоит термостатическое оборудование, то через байпас будет сброшен и излишек теплоносителя, тем самым не будет создаваться зон излишнего давления и разрежения.

Если же обвязывается радиатор при горизонтальной разводке труб (в той же «ленинградке»), то для корректной работы неуправляемого байпаса практикуются несколько иные соотношения.

Цены на термоголовки

термоголовки


Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

В данном случае в роли байпаса выступает участок самой разводки, ограниченный тройниками, от которых идет подводка на радиатор. Это участок должен быть меньше магистрали на 1 размер, а трубы подводки – на два размера.

  • Следующий важнейший вопрос – необходим ли запорный или регулировочный кран на самом байпасе?

Следуя логике вещей, такой кран явно напрашивается, так как он вполне может быть использован в качестве регулятора потока через радиатор. Однако, не все так однозначно.

Для жильцов многоквартирных домов подобная мера расценивается как грубое несанкционированное вмешательство в работу системы отопления. Посудите сами – даже нечаянное перекрытие этих перемычек в отдельно взятых квартирах обязательно скажется в других, то есть общий баланс контура, обслуживающего стояк, будет нарушен. Могут возникнуть претензии к работе поставщика тепловой энергии, а уж специалисты этой организации, опытные в своем деле, разбираясь с жалобами, обязательно найдут виновника. Последствия такого разбирательства пусть каждый оценит самостоятельно, но конфликты с соседями – это самое малое, что может быть.

А вот установка термостатического регулятора при наличии нормального байпаса – это правильное решение, которое должно устроить всех.

Итак, вывод: наличие крана на байпасе в многоквартирном доме – должно быть совершенно исключено, так как нельзя допустить даже малейшей вероятности случайного разбалансирования стояка. Те фотографии, демонстрируемые в интернете, на которых байпас оснащен краном – это пример грубого нарушения правил.


Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Иное дело, если речь идет об однотрубной системе отопления собственного дома. Здесь хозяева вольны экспериментировать, как им угодно. И действительно, на байпасе в «ленинградке» нередко ставятся регулировочные краны, которые позволяют как настраивать работу конкретно взятого радиатора, так и балансировать систему или какой-то ее участок. В этом случае даже можно не придерживаться строго рекомендуемых перепадов диаметра труб. Но кран, безусловно, должен быть не шаровой (такие краны вообще не должны использоваться для настроек – их два нормальных положения: полностью открытое или закрытое). Практикуется установка игольчатых вентилей, которые позволяют провести настройку с очень высокой точностью. Можно поставить и регулировочный блок-кран – он удобнее с тех позиций, что после настройки постороннему (из числа домочадцев) не удастся даже случайно сбить выверенное положение.

Несколько примеров установки байпаса на радиатор отопления

Просто в качестве примеров – несколько наглядных схем, которые, возможно, помогут выбрать оптимальный вариант для самостоятельного исполнения. Если навыки монтажа есть – то собрать такой узел не должно составить особых проблем. Ну а для тех, не планирует заниматься этим самостоятельно – будет с чем сравнить работу приглашенного мастера.

Для начала возьмём байпасный узел радиатора, собранный из полипропиленовых деталей.


Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

1 – труба контура отопления, то есть сам вертикальный стояк. Именно в его «разрыв» должен встать радиатор при однотрубной системе. На схеме показан изгиб труб под углом 90 градусов – именно в таком виде чаще всего и стоят эти стояки. Но вместо изгиба никто не мешает установить и отводы 90 градусов, с диаметром, равным диаметру стояка.

2 – резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.

3 – участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. Здесь обычно применяется ПП-труба с внешним диаметром 32 мм.

4 – тройники, которые разделят поток на трубу подводки и на байпас. Если следовать размерам, то на входе (со стороны стояка) тройник доложен быть рассчитан на трубу 32 мм, на выходе – 25 мм, и в направлении байпаса – 20 мм. Такой детали вряд ли найдется в продаже, поэтому лучше всего взять тройник 25-20-25 (а это очень ходовая деталь), а на входе вварить переходник с 32 на 25.

5 – участок подводки к радиатору, труба 25 мм. Как мы уже знаем, он не должен быть большим, а зачастую от него и вовсе отказываются – сразу после тройников монтируется запорная или регулировочная арматура.

6 – перемычка-байпас, труба 20 мм.

7 – фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые металлические.

В радиатор же (поз. 8) вкручиваются штуцеры для соединения их с накидными гайками-«американками» (поз. 9). Эти накидные гайки (вместе со штуцерами) обычно входят в комплект терморегуляторов (поз. 10) . Если планируется просто установка запорного крана, как в данном случае на выходе из батареи внизу (поз.11), то и его следует выбирать именно такого типа – оснащенный штуцером и накидной гайкой. Это упростит монтаж, сделает соединение радиатора разъемным.

Следующая схема – принцип неизменен, просто применяются металлопластиковые трубы и соответствующие соединительные фитинги.


Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Кстати, на иллюстрации показан именно тот случай, когда решено отказаться от участка подводки между тройником и радиатором – сразу следует переход на терморегулятор сверху и балансировочный кран снизу. В остальном же – никакого отличия, кроме особенностей технологии сборки узла и стоимости комплектующих (полипропилен – значительно дешевле).

Если планируется использовать только металлические трубы, то здесь возможны различные варианты. Иногда применяется сварка, но такой подход в последнее время теряет популярность, так как бывает вполне достаточно ассортимента представленных в продаже деталей с резьбовыми соединениями.


Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Обходятся и без тройников – в строительных магазинах можно приобрести готовый байпас, уже оснащённый резьбовыми участками для облегчения процесса монтажа на месте. Высота таких байпасов соответствует стандартным значениям межосевых расстояний радиаторов.


Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Нее обойдены вниманием и те владельцы жилья, которые предпочитают, по возможности, скрыть трубы подводки к радиатору и организовать нижнее подключение батарей. Специально для этих целей выпускаются сборки, которые совмещают в себе и узел нижнего подключения, и обязательный байпас.


Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Очень часто приходится решать по месту. Например, на следующей иллюстрации показано, как организован байпас при близком расположении труб подводки, которое осталось от ранее установленных в квартирах радиаторов.


Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.

Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.


Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…

Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?

Установка байпаса

Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

  • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
  • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
  • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
  • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

Непосредственно установка может выполняться двумя способами.


Установка байпаса

Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере. Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру. В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

Байпас в котельной

Для обвязки отопительных котлов иногда необходима обводная линия. Рассмотрим случаи, когда необходима ее установка:

  • В твердотопливных котлах для организации малого контура циркуляции.
  • Для насоса как байпас.

На обходной трубе часто устанавливают насос. И причем не всегда это необходимо. Однотрубная и двухтрубная отопительная система с принудительной циркуляцией не сможет работать без насоса. Поэтому для того чтобы вода протекала по прямой линии необходим байпас.

А в системе с естественной циркуляцией повышается эффективность работы. Для этого устанавливают байпас с обратным клапаном на прямой. При непредвиденном отключении электричества произойдет автоматическое переключение на естественное движение воды.

Байпас часто устанавливают в твердотопливном котле. Он позволяет теплогенератору нагреться до 50оС для того чтобы избежать коррозии на стальных стенах топки.

До тех пор пока теплоноситель не нагреется до нужной температуры, клапан не будет пускать холодную воду из системы в котел. Затем клапан открывается и пропускает холодную воду и происходит ее смешивание с горячей. В таком случае на стенках топки не будет образовываться конденсат, а, следовательно, не будет образовываться коррозия.

А также байпас необходим в водоснабжение. Если необходимо провести ремонт или замену полотенцесушителя в ванной комнате. Без байпаса это сделать будет проблематично. В многоэтажном доме вы создадите множество неудобств. Поэтому рекомендуется заранее установить перемычку при устройстве нагревателя.

Плюсы применения клапана в системе отопления


Расположение байпаса в отопительной системе
Врезка байпасного клапана обладает следующими преимуществами:

  • снижает уровень ржавчины;
  • регулирует температуру обогрева;
  • предотвращает шумы неестественного происхождения;
  • уменьшает нагрузку на гидронасос.

Следующие ошибки при установке байпасного клапана могут привести к полной замене труб в помещении:

  • установка насоса с мокрым ротором;
  • неправильное расположение вентиля;

Для справки! Если не устранить подтеки возле ручного крана, то труба может прогнуться.

Виды клапанов

Для установки можно выбрать ручной, нерегулируемый или автоматический перепускной клапан. Все виды имеют свои особенности, монтаж зависит от места врезки, дополнительных устройств в системе и их типа.

Нерегулируемые байпасы

Устройство представляет собой отрезок обводной трубы без дополнительных запорных элементов. Туннель все время открыт, вода циркулирует постоянно. Применяются нерегулируемые устройства для подключения радиаторов.

При вертикальном положении клапана сечение обводной трубы должно быть меньше, чем сечение внутреннего туннеля основного трубопровода, чтобы под силой тяжести вода не уходила в соседний обходной канал. При горизонтальном положении сечение труб байпаса и магистрали одинаковое, но патрубок к радиатору выбирается меньшего размера, чем перепускное устройство и магистраль.

Погодный терморегулятор для регулирования котла отопления

Ручной или механический байпас

механический байпас

В отличие от нерегулируемого перепускного отрезка ручной клапан перепускной дополняется шаровым краном. В открытом состоянии внутренний туннель трубы полностью раскрыт и жидкость не задерживается, нет дополнительного гидравлического сопротивления движению потока. При закрытом положении крана теплоноситель поступает только в трубопровод основной магистрали.

Перепускной ручной клапан помогает быстро перекрыть теплоноситель, если это нужно для проведения ремонтных работ или корректировки интенсивности циркуляции нагретой воды. Чтобы шаровой кран не заиливался, не залипал, его нужно регулярно проворачивать.

На заметку! Чаще всего механический байпас используется при обвязке гидравлических насосов и присоединении радиаторов в однотрубной схеме отопления.

Автоматические байпасы

Устанавливается перепускной клапан системы отопления при врезке насосного оборудования в системы с самотечным или принудительным типом циркуляции. Прибор работает без участия человека, корректировка направления потока осуществляется в автоматическом режиме. Пока насос продолжает работать, теплоноситель течет через прибор, как только насос выключается, вода течет через туннель обводного трубопровода. Это нужно для обхода крыльчатки насоса, опущенной в туннель магистрали, – оборудование помогает теплоносителю циркулировать без помех.

перепускной клапан системы отопления

Автоматические перепускные клапаны могут быть двух видов:

  1. Клапанные. Устанавливаются с шаровым краном, который уменьшает гидравлическое давление на водяной теплоноситель. Простой и надежный прибор чувствителен к чистоте воды, от механических частиц и твердых взвесей в потоке оборудование быстро выходит из строя.
  2. Инжекционные. Принцип работы напоминает гидроэлеватор. Насосный узел устанавливается на участке магистрали, входной и выходной патрубок клапана перепускного имеют продолжение внутри трубы. При транспортировке воды позади среза выходного патрубка образуется область разряжения, вода затягивается из байпаса. Затем поток под напором проходит в трубопровод – такая схема исключает возможность обратного тока воды. Когда насос отключен, вода через обходной прибор поступает самотеком.

Монтаж с циркуляционным насосом

Если необходимо установить циркуляционный насос, то обязательно предусматривают фильтр.

за что отвечает байпасный клапан
В зависимости от типа насоса подбирают подходящий байпас. В случае с насосом, который имеет контакт ротора с теплоносителем, устанавливают байпас на обратной и на подающей магистрали. Когда ротор насоса с водой не контактирует, то байпас ставят лишь на трубе-обратке.

Как правильно установить байпас

Комплектация распределительного узла теплых полов включает в себя и обходную линию, но это тема отдельного разговора. Что касается перемычек на однотрубной системе, то их установка очень проста и производится уже в процессе монтажа системы, так как без них последняя не будет корректно работать. Ненамного сложнее выполнить монтаж своими руками байпасной линии с циркуляционным насосом. Достаточно иметь обычный комплект инструментов и изучить схему:

Совет.

Чтобы не набирать все детали по отдельности, можно купить готовый узел в сборе, показанный на рисунке ниже:

Не представляет никакой сложности и установка байпаса для полотенцесушителя. Для соединений можно взять металлопластиковые трубы, да еще приобрести краны, тройники и отводы. Сборку выполнять в соответствии со схемой:

Применение

На магистральных газо- и нефтепроводах обход применяется при проведении профилактических или ремонтных работ. А также в нештатных ситуациях или авариях. Временный байпас прокладывается при необходимости проведения строительных работ, например, устройства объездной автодороги. Продукт перекачки посредством автоматики направляется по резервной линии до устранения причин.

В центральном электроснабжении переключение на резервную обходную линию производится:

• при обрывах проводов;

• выходе из строя трансформатора или иного силового оборудования;

• плановых ремонтных работах и других случаях.

Система водоснабжения подобна электрическим сетям. Отличие – агрегатное состояние транспортируемого носителя. Вода перемещается по трубам под давлением. При возникновении нештатных ситуаций, как на других продуктопроводах, задействуется байпас. Жидкость направляется по резервной трубе в обход аварийного участка.

Также байпас в внутренних системах холодного водоснабжения применяется в узлах холодной воды. Здесь он используется как резервный трудопровод при снятии счетчика ХВС в поверку, либо его ремонте. Другое его предназначение в узле холодного водоснабжения — использование его при возникновении пожара в здании. По байпасу (он, как правило, большего диаметра, чем основной трубопровод) в этом случае протекает расход воды на тушение пожара.


Байпас применяется при открытии задвижек или пуске компрессора. Назначение обходного устройства – выравнивание давления до и после пускового, или запирающего устройства. Клапан при сильных перепадах просто не удастся открыть, – действует противоположная сила. Компрессор в пусковом режиме должен вырабатывать большую мощность. Создание холостого хода уравнивает силы, агрегат легче выходит на рабочий режим.

Инструкция по установке

Чтобы не сделать ошибок во время установки и провести правильный расчет, нужно учитывать нюансы подсоединения байпаса. Монтировать трубку можно при создании новой системы либо ремонтировании установленной конструкции. Во втором случае понадобится устанавливать запорную арматуру, патрубки и тройники из полипропилена либо других материалов. Если речь идет о подсоединении радиатора, нужно помнить:

  • обводное сечение внутри должно быть менее одного шага в диаметре трубы магистрального типа;
  • установка байпаса проводится на минимальной дистанции от радиатора;
  • в многоквартирном доме на байпас не разрешается ставить краны.

Соблюдение стандартных правил установки и эксплуатации байпаса поможет обеспечить полную работоспособность системы и избежать возможных аварийных ситуаций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: