Ремонт циркуляционного насоса своими руками: методика диагностики и устранения неисправностей


Устройство и принцип работы циркуляционного насоса

Если не знать, в чем заключается принцип работы циркуляционного насоса, то вам трудно будет как производить ремонт, так и заниматься техническим обслуживанием.

Циркуляционный насос сконструирован из следующих элементов:

  • корпус, который выполнен из нержавеющей стали или цветных сплавов;
  • электрический двигатель, вал которого соединен с ротором;
  • ротор, на котором крепится колесо с лопатками — крыльчатка (ее лопасти находятся в постоянном контакте с перекачиваемой средой, выполняются они из металла либо полимерных материалов).

Циркуляционные насосы бывают двух видов:

  • с мокрым ротором;
  • с сухим ротором.

Виды циркуляционных насосов описаны в этой статье

У агрегатов с мокрым ротором эта деталь все время помещена в жидкую среду. Такими насосами обычно снабжаются бытовые отопительные системы. За счет того, что ротор располагается в жидкости, все движущиеся детали не только смазываются, но и эффективно охлаждаются.

Главные плюсы такого типа циркуляционного насоса:

  1. В процессе работы они практически не издают шума, поскольку вода, в которой располагаются все детали устройства, хорошо поглощают вибрации.
  2. В установке они просты, достаточно их врезать в трубопровод, также ремонт и техобслуживание не отнимет много времени и сил.

В качестве недостатков насосов с мокрым ротором стоит отнести небольшую производительность, монтировать их следует исключительно в горизонтальном положении. Также, если в отопительной системе будет отсутствовать жидкость, то такие устройства могут дать сбой.

Помпа и насос циркуляции теплоносителя

Циркуляционный насос и помпа

Приводной двигатель насосов с сухим ротором выделен в отдельную группу. Вращение от вала электродвигателя передается крыльчатке при помощи специальной муфты. По сравнению с предыдущим видом, этот отличается более высокой производительностью, КПД доходит до 80 %. Также конструкция агрегатов с сухим ротором — более сложная, в связи с этим обслуживать и ремонтировать тоже несколько труднее.

Профилактика и обслуживание

Долгий срок службы и безотказная работа возможна лишь при соблюдении должных условий эксплуатации и регулярной профилактики насоса. Под обслуживанием подразумевается периодический осмотр и чистка насоса. Осмотр на предмет отклонений в работе следует осуществлять хотя бы раз в квартал, то есть два раза за отопительный сезон. Чистку желательно выполнять раз в два-три года в зависимости от качества воды и условий, в которых функционирует насос.

В течение всего периода эксплуатации желательно периодически проверять работу насоса:

  • Места подсоединения проверяются на предмет протечки. При выявлении заменяются прокладки и уплотнители (пакля, ФУМ-лента и т.п.).
  • Визуально проверяется наличие и состояние заземления.
  • Звук работающего двигателя не должен сопровождаться лязгами или ударами, посторонними звуками.
  • Двигатель не должен сильно вибрировать.
  • Проверяется давление в линии и его соответствие номинальному.
  • Корпус должен быть чистым и сухим. Если это не так, то следует провести внешнюю чистку, проверку электронного блока на предмет залива и устранить причину, по которой насос оказался мокрым.

Примерно раз в два-три года желательно выполнить чистку насоса, включая все его элементы. Это касается только моделей с возможностью разборки. Есть насосы с запрессованным или цельным, сварным корпусом, не предполагающие ремонта или разборки. Такие агрегаты работают на отказ и после заменяются на новый в сборе. Желательно доверить эту работу сервисному центру. Однако при наличии навыков и инструмента можно выполнить все самостоятельно

Потребуется:

  • шестигранный ключ;
  • шлицевая отвертка (плоская) на 4 и 8 мм;
  • отвертка крестовая.

Перед разборкой насоса с системы сливается вода или дренируется отдельный участок, в котором задействован насос, демонтировать его и после уже приступать к разборке.

Порядок действий:

  1. Шестигранным ключом или крестовой отверткой откручиваются 4-6 болтов по периметру корпуса двигателя в месте соединения с ракушкой насосной части.
  2. Снимите ракушку, при этом крыльчатка останется на валу ротора вместе с двигателем.
  3. По периметру найдите четыре дренажных отверстия. С помощью узкой шлицевой отвертки понемногу по периметру поддевайте рубашку отсека двигателя под крыльчаткой. В результате вал с ротором и крыльчаткой выйдут из пазов и стакана статора. Помочь себе можно, если открутить защитную пробку с внешней стороны насоса, вставить в прорезь на торце вала отвертку и легкими ударами выбивать вал из опорного подшипника.

Разбор на этом завершен. Теперь следует очистить поверхность ротора, крыльчатки и внутреннюю поверхность ракушки от налета и накипи, если она есть, только не повредив поверхность деталей. Использовать грубый абразив не допустимо. Действовать лучше щеткой с полимерным жестким ворсом. Помочь могут чистящие средства, содержащие слабый раствор соляной кислоты. В крайнем случае, применяется самый мелкий наждак – «нулевка».

Для насосов с мокрым ротором, важно проверить чистоту канала внутри вала и дренажные отверстия, расположенные в защитной рубашке, разделяющей зону насосной части и двигателя. Жидкость к ротору поступает как раз через эти отверстия и после возвращается по внутреннему каналу, если они забиты – страдает охлаждение двигателя.

Для насосов с сухим ротором важна гидроизоляция опорного подшипника. Если обнаружена протечка от блока насоса в блок статора, то следует заменить полностью все прокладки и уплотнители внутри аппарата.

Проверяется состояние подшипников, на которых опирается вал. Если они уже порядком разбиты, потребуется их замена, что в домашних условиях сделать предельно сложно, придется обращаться в сервисный центр.

Все уплотнители и прокладки внутри насоса следует проверить на износ и при необходимости заменить новыми. Как только все элементы очищены и проверены, выполняется сборка в обратном порядке.

чистка циркуляционного насоса
Необходима чистка циркуляционного насоса

Как проводить регулярное техническое обслуживание насосов?

Время от времени, желательно не реже раза в месяц, необходимо производить внешний осмотр и проверку качественной работы вашего циркуляционного насосного устройства.

Вариант устройства насосаВариант устройства насоса

Вариант устройства насоса

  1. Включите насос и на рабочем режиме проверьте отсутствие посторонних шумов и чрезмерной вибрации.
  2. Проверьте напор теплоносителя, выдаваемый насосом. Он должен соответствовать показателям, заявленным в техническом паспорте.
  3. Удостоверьтесь в отсутствии чрезмерного нагрева электрического двигателя устройства.
  4. Проверьте наличие смазки на резьбовых фланцах и, при необходимости, восстановите её.
  5. Убедитесь в наличии заземления между корпусом насосного устройства и соответствующей клеммой.
  6. Осмотрите насос со всех сторон и удостоверьтесь в отсутствии течей. Обычно такими уязвимыми местами является узел сопряжения трубопровода и корпуса насосного устройства. Проверьте уровень затяжения болтов и нормальное состояние прокладок.
  7. Осмотрите клеммную коробку. Все провода должны быть надежно зафиксированы. В узле недопустимо присутствие влаги.

Причины поломок

Рассмотрим ряд причин, приводящих к выходу из строя циркуляционного насоса:

1.Когда вал не вращается и усиливается шум.

Возникшая неполадка имеет место, когда долгое время оборудование не включалось. Вал электрического двигателя окислился.

Что в этом случае необходимо предпринять:

— отключите электропитание;

— слейте воду с насоса и всей системы трубопроводов;

— удалите крепеж, которым крепится корпус и электрический привод циркнасоса;

— снимите двигатель;

— при помощи рук проверните ротор;

— продуйте компрессором места окисления;

— делайте профилактику – включайте в течение тридцати дней хотя бы один раз электродвигатель на тридцать минут.

2.При работающем агрегате слышны шумы.

Причиной может быть мусор вокруг вала электродвижка.

Чтобы убрать поломку сделайте следующее:

— отключите электропитание;

— необходимо слить воду со всей системы, в том числе и из насоса;

— снимите корпус с электрического привода, открутив крепеж;

— снимите движок;

— удалите мусор;

— для профилактики установите сетчатый фильтр на входном патрубке трубопроводов.

3.Отсутсвует шум и вращение

Диагностика может быть следующая: не поступает электропитание к оборудованию или в электрической сети недостаточное напряжение.

Для выявления неисправности требуется измерение напряжения электрической сети, подключившись тестером к клеммам.

Проверьте, правильно ли вы подсоединили электронасос к питанию.

В циркнасосах отечественных производителей установлен предохранитель. И когда бывают скачки напряжения в сети, они сгорают.

Замените их.

Чтобы исключить поломку, нужно подключать электрические насосы как указано в техническом паспорте изделия.

Обеспечьте необходимое напряжение на входе системы.

4.Циркнасос замолкает, проработав несколько минут.

Основной причиной может быть образование накипи на роторе.

Устраняем неисправность так:

— разбираем электропривод и выполняем очистку от извести, которая накопилась в промежутке статора и ротора.

5.Агрегат сильно шумит.

Диагностируем попадание воздуха в тепловую систему.

Нужно спустить воздух из трубы.

Для того, чтобы не было образование воздушной пробки, требуется установка в верхнюю часть системы воздухоотводчика.

Перед запуском, необходимо удалить воздух из циркуляционного насоса.

6.Насос сильно шумит и происходит вибрация.

Основной причиной может быть отсутствие необходимого давления в системе.

Нужно проверить уровень воды. При необходимости — долить.

Ремонтируем циркнасосы так, чтобы они создавали требуемое по техпаспорту давление.

Производите в течение месяца техосмотр всего узла.

7.Оборудование вибрирует.

Износился подшипник. И происходит дисбаланс вращения вала.

Требуется замена подшипника на новую деталь.

При запрессовке изделия применяйте съемник.

Можно также выполнить эту операцию при помощи молотка деревянного.

Перед этим необходимо очистить от грязи и ржавчины посадочное место, протрите растворителем или керосином, вытрите насухо тряпкой.

Далее смажьте литолом 24.

8.Не обеспечивается требуемое значение напора.

Вы неправильно подключили весь комплекс оборудования к трехфазному току.

Подключите все, исходя из технической инструкции.

Также жидкость может быть очень вязкая.

Для устранения этой причины необходимо:

— выполнить очистку фильтра, который находится в патрубке;

— проверьте состояние всех труб, которые подключены к электрическому насосу;

— отрегулируйте все начальные параметры.

9.Не происходит включение системы.

Электропитание не поступает на электродвигатель.

Проверяем:

— как правильно подключены фазы. Нужно сверить подключение с техпаспортом изделия. Потом правильно подключить;

— исправность предохранителя. Сгорел – необходимо заменить;

— разрыв электропровода в обмотке. Это делается при помощи мультиметра. Показания его должны быть от десяти до пятнадцати миллиампер.

Обмоточное сопротивление должно быть в параметрах тридцать пять тире сорок Ом.

Если показывает бесконечность – циркнасос требует замены.

При показаниях, стремящихся к нулю, значить обмотки замкнуты.

10.Отключение насоса происходит от одной до пятнадцати минут.

Вы неправильно выполнили подключение оборудования.

Если после проверки, вы все подключили правильно – прочистите контакты соединений и клеммы.

Возможные неполадки и способы их устранения

Какие поломки могут возникнуть и как сделать ремонт циркуляционного насоса своими руками? Давайте разбираться.

Насос гудит, а рабочее колесо не вращается

Возможные причины:

  1. Посторонний предмет в камере рабочего колеса.
  2. Длительный простой аппарата привел к окислению вала ротора.
  3. Подача электропитания к клеммам устройства нарушена.

Устранить неисправности в первом случае можно аккуратно сняв устройство и раскрутив корпус в зоне крыльчатки. При наличии постороннего предмета, удалить его и провернуть вал руками. Во избежание повторного попадания инородного тела следует установить на патрубок фильтр.

Гудение помпы может наблюдаться и при длительном простое и окислении вала. Необходимо тщательно зачистить все окислившиеся места и смазать движимые части рабочего узла.

Гудит циркуляционный насос и при нарушении электропитания. Сперванадо проверить напряжение тестером. При неисправности или порыве кабеля его следует заменить. Если кабель в порядке, смотрят напряжение на клеммах. Значок бесконечность на тестере говорит о замыкании. Меньшее напряжение означает обрыв обмотки. В обоих случаях необходима замена клемм.

Насос не работает совсем

Насос не работает, когда в сети нет напряжения. Тестером проверяют напряжение, а также правильность подсоединения аппарата к питанию.

Вал циркуляционного насоса

Вал циркуляционного насоса

При наличии в помпе плавкого предохранителя, есть риск его перегорания от скачков напряжения. Если такое происходит, предохранитель заменяют. Желательно установить надежный стабилизатор.

Насос включается, но через пару минут останавливается

Причинами могут быть:

  1. Накипь между движущимися частями устройства.
  2. Неправильное подключение насоса в районе клемм.

Помпа может включаться, но и сразу останавливаться при наличии накипи. Известковый налет удалить и смазать стыки между статором и ротором.

Во втором случае проверяют плотность предохранителя на устройстве. Его снимают и чистят все зажимы. В клеммной коробке должны быть правильно подключены все провода.

При включении насос шумит

Если насос шумит, это может свидетельствовать о присутствии воздуха в системе. Необходимо спустить воздух из труб, в верхней части контура смонтировать узел для того, чтобы воздух выпускался автоматически.

Циркуляционные насосы: виды неисправностей и способы ремонта своими руками

Большинство современных циркуляционных насосов практически не требуют техобслуживания. Ремонт таких устройств требует повышенной внимательности и понимания структурной части оборудования. Ремонта оборудования рекомендуется доверять квалифицированным специалистам, имеющих опыт работы с насосами для циркуляции разных типов и производителей.

Достаточно часто при функционировании циркуляционного насоса возникают перебои и дефекты. Которые необходимо устранять максимально быстро. Определить неисправность можно по некоторым характерным признакам, что позволяет быстро выявить характер поломки, и вернуть оборудование в рабочее состояние в кратчайшие сроки. В этой статье мы рассмотрим виды неисправностей насосного оборудования, а также способы самостоятельного ремонта.

Правила эксплуатации

При использовании циркуляционного насоса в замкнутом контуре, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут свести риск выхода оборудования из строя к минимуму. Основные пользовательские правила:

  • оборудование не должно функционировать, если в трубопроводе нет теплонагревателя;
  • если система длительное время простаивала без работы (к примеру, в несезон), необходимо не реже одного раза в месяц запускать насос для работы примерно на 15 минут. Это поможет избежать окисления исполнительные деталей устройства;
  • температура нагревательной жидкости не должна быть ниже, чем +65⁰С, тогда жесткие соли не будут оседать на стенках трубопровода;
  • при функционировании должно соблюдаться достаточное количество теплонагревателя в контуре. Если его будет слишком мало или много, то оборудование может выйти из строя;
  • при первичном запуске обязательно проверьте, чтобы отсутствовали сторонние шумы и вибрации;
  • на корпусе насосного устройства не должно быть трещин и других видимых повреждений;
  • обязательно необходимо выполнить заземление, что является обязательным условием для гарантийного обслуживания у многих производителей;
  • необходимо регулярно проверять места креплений к магистрали на наличие течей. При обнаружении неисправностей потребуется заменить прокладки и подтянуть соединительные крепления.

Распространенные неисправности и способы их ремонта

Каждый может столкнуться с ситуацией, когда циркуляционный насос неисправен. Это может проявляться в нехарактерных звуках и вибрациях, потере эффективности обогрева помещений, либо устройство попросту не функционирует. Большинство неполадок можно отремонтировать самостоятельно, необходимо только правильно определить причину неисправности.

Сильное нагревание устройства

Функционирующий циркуляционный насос должен быть идентичным по температуре тепловому носителю. В ситуации, когда отмечается большая разница температур, это указывает на неправильный монтаж или неграмотное использование оборудования.

Оборудование может перегреваться по следующим причинам:

  1. Неправильный монтаж. Определить такую неисправность можно, если повышение температуры насоса отмечается сразу после монтажа.
  2. Маленькое напряжение электросети. Если напряжение будет ниже 220 Вольт, то электрический привод будет очень быстро нагреваться, и вскоре выйдет из строя.
  3. Недостаточно подшипниковой смазки. Если смазочного материала мало, то подшипники быстро стираются, что приводит к неисправности оборудования.
  4. Попадание инородного предмета. Если в трубопроводе находится большое количество шлаков, то мелкие частицы могут застревать в исполнительных элементах, что заклинивает электродвигатель. Здесь важно быстро почистить прибор, так как существует риск выхода из строя катушки двигателя, что приведет к полной остановке привода.
  5. Засор в системе. Образующаяся на внутренних стенках ржавчина и другие отложения сужают просвет магистрали, что затрудняет ток жидкости. Это повышает нагрузку на насос, а решить проблему поможет чистка системы.

Рабочий шум идет, но рабочий вал не вращается

Наиболее распространенной причиной такой поломки становится окисление приводного вала. Это может происходить из-за того, что циркуляционный насос длительно время простаивал без работы. Для самостоятельного устранения неисправности, нужно выполнить следующие мероприятия:

  • полностью отключить электропитание;
  • сливаем весь теплонагреватель из замкнутого контура;
  • откручиваем соединительные винты, и осуществляем демонтаж приводного движка вместе с ротором;
  • демонтируем сам насос.

Также оборудование будет издавать рабочий шум, но не выполнять своих функций, когда внутрь исполнительных элементов попадет какой-либо сторонний предмет, который будет препятствовать вращению колеса.

В такой ситуации потребуется проверить насос на наличие инородных элементов, и удалить их из рабочей зоны. Для этого требуется следовать следующему алгоритму действий:

  • полностью отключить электропитание;
  • сливаем весь теплонагреватель из замкнутого контура;
  • разбираем корпус насоса;
  • убираем инородные предметы;
  • устанавливаем фильтр на входной патрубок;
  • монтируем насос обратно в контур.

Высокий уровень шума при работе

Оборудование может издавать шумовые эффекты, если в трубопроводе будет находится слишком большое количество воздуха. Чтобы устранить неисправность, потребуется открыть специальный узел, расположенный в верхней части корпуса, после чего воздух самостоятельно удалится из магистрали.

Устройство произвольно выключается

Такая неисправность возникает, когда не внутренних элементах устройства образовываются отложения. Решить эту проблему можно, разобрав, и почистив насосное устройство изнутри. Процедуру необходимо выполнить в максимально короткие сроки, так как промедление может привести к выходу оборудования из строя.

Включенный насос не работает и не издает звуков

Если после включения устройства, оно не подает никаких признаков работающего агрегата, то, чаще всего, проблема заключается в электропитании. Для диагностики не требуется разбирать оборудование, достаточно воспользоваться тестером, проверив напряжение на клеммах.

Большинство неисправностей, связанных с электрическим питанием, решаются путем правильного подключения насоса к сети. В более редких случаях перегорает плавкий предохранитель (если он предусмотрен моделью устройства), тогда потребуется выполнить его замену.

Сильные вибрации или стук в устройстве

Такие признаки, чаще всего, указывают на износ подшипника. Решение достаточно простое и практичное — замена изношенной детали на новую.

Если самостоятельный ремонт не приносит пользы, рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам, которые помогут устранить любую неисправность циркуляционного насоса.

Насос не запускается

Если после включения устройство не гудит и не функционирует, вероятно причина заключается в электропитании. Как устранить подобные неисправности, можно посмотреть на видео ремонта циркуляционного насоса. Однако следует понимать, что причины бывают разными.

Неисправности циркуляционного насоса отопления и ремонт своими руками

Для ремонта не всегда требуется разборка насоса. Следует с помощью мультиметра проверить напряжение в точках подключения агрегата. Возможно оно не соответствует нормам или вовсе отсутствует.

Неисправности циркуляционного насоса отопления и ремонт своими руками

Возможно помпа была неправильно подключена к электросети. В такой ситуации ее нужно отключить и правильно подключить согласно инструкции производителя.

Неисправности циркуляционного насоса отопления и ремонт своими руками

В электронике устройства имеется плавкий предохранитель. Если возникали сбои в электросети, возможно он перегорел. Следует разобрать устройство и произвести замену предохранителя на аналогичный.

Профилактика поломок циркуляционного насоса

Оборудование необходимо заранее готовить к интенсивной эксплуатации в холодное время года. Экстренный ремонт циркуляционного насоса для отопления способен причинить много неудобств и привести к незапланированным расходам. Профилактика в какой-то мере является гарантией того, что система не даст сбоя в самый неподходящий момент.

Насос в системе отопления обеспечивает циркуляцию теплоносителя
Насос в системе отопления обеспечивает циркуляцию теплоносителя

Рачительные хозяева до начала холодов выполняют следующие мероприятия:

  • проверяют, правильно ли установлен прибор;
  • обновляют смазку на патрубках и прокладках насоса;
  • чистят фильтр всасывающего патрубка;
  • проверяют, насколько герметичны соединительные узлы;
  • при помощи тестера оценивают, правильно ли подключен прибор к электросети.

Также необходимо провести пробный запуск, чтобы убедиться в исправности оборудования.

Хозяевам дома с автономным отоплением необходимы базовые знания об устройстве и принципе действия циркуляционных насосов. Нельзя оставлять без внимания любые признаки того, что прибор работает в нештатном режиме. Ведь поломки в большей части случаев вызваны неправильной эксплуатацией. Чтобы насос функционировал без сбоев, достаточно регулярно следить за системой весь отопительный сезон и выполнять необходимые профилактические работы.

Как разобрать циркуляционный насос отопления своими руками

Чтобы отремонтировать циркуляционный насос, необходимо произвести его демонтаж и качественную разборку.

Изначально устройство нужно отключить от электрической сети. Для отсоединения кабеля от клеммной коробки необходимо снять корпус с блока питания прибора. Затем нужно осуществить перекрытие подачи воды посредством боковых вентилей и слить остаток в системе. Далее насос нужно открутить отверткой-шестигранником.

Вы можете столкнуться с проблемой, когда болты прикипели. Их нужно смочить жидкостью WD-40 и через 20-30 минут попробовать открутить вновь.

После того, как будет выполнен демонтаж, необходимо снять крышку устройства. Под ней располагается ротор с колесом и лопастями. Вам нужно снять ротор, который обычно зафиксирован при помощи болтов. Так вы получите свободный доступ к внутренним деталям насоса. Затем следует тщательно осмотреть устройство и устранить неполадки.

Подводя итог всего вышеописанного, стоит еще раз отметить, что циркуляционный насос — это очень важный элемент отопительной системы, на которого возложены серьезные функции. Именно поэтому очень важно контролировать его работу и проводить регулярное обслуживание. В случае возникновения сбоев в работе и неполадок, нужно сразу принимать необходимые меры, иначе можно запустить и ваш агрегат просто выйдет из строя.

Эксплуатация циркуляционного насоса

Необходимо соблюдать некоторые правила во время эксплуатации насоса, среди которых такие как:

  • Насос не должен работать, если в системе отопления нет воды.
  • Нельзя допустить того, чтобы насос работал с нулевой подачей.
  • Должен соблюдаться во время работы насоса определенный диапазон допустимых расходов. Насос может выйти из строя, если подача воды будет слишком низкой или слишком высокой.
  • Если насос простаивает довольно длительный период времени, то для его профилактики потребуется включать его хотя бы один раз в месяц на 10-15 минут. Если этого не сделать, то некоторые компоненты насоса могут окислиться.
  • Для нормальной работы насоса температура теплоносителя в отопительной системе не должна быть выше, чем +65 градусов. Это необходимо для того чтобы исключить выпадение жестких солей в осадок.


Температура на входе и выходе с циркуляционного насоса

  • Для начала, необходимо убедиться в том, что отсутствуют различные вибрации или шумит насос отопления.
  • Проверить, как работает циркуляционный насос, исходя из его характеристик напорно-расходного характера.
  • Проверить, если не имеет место чрезмерный нагрев насосного электрического мотора.
  • Проверить зрительно, если на корпусе насоса имеется заземление.
  • Проверить, если в тех местах, где насос крепится к трубопроводу, не наблюдается течи. Если наблюдается небольшая течь, то потребуется произвести замену прокладок или произвести подтяжку соединительных компонентов.
  • Проверить, насколько хорошо соединены между собой электрические провода в клемной колодке.

Замена ремкомплекта

Замена ремкомплекта циркуляционного аппарата включает в себя:

  • разборку насосной части устройства;
  • замену комплектующих;
  • проверку работы двигателя;
  • сборку устройства;
  • диагностику работы оборудования.

Некоторые производители предлагают готовый ремкомплект для насосного оборудования. К примеру, ремкомплект циркуляционного насоса u4814с производительностью 5200 л/ч, напряжением 12/24 В и диаметром патрубков 38 мм. Покупка такого комплекта уменьшит трату времени и денежных средств.

Схема удаления воздуха

Схема удаления воздуха

Проводить ремонт циркуляционного устройства своими руками стоит только после истечения гарантийного срока или при невозможности вызвать специалиста по ремонту. Некоторые узлы насосов тяжело найти в свободной продаже, что объясняется торговой политикой фирм-производителей.

Ремонт циркуляционного насоса своими руками: методика диагностики и устранения неисправностей

Владельцы автономного отопления давно уже не полагаются на естественную циркуляцию теплоносителя, заставляя его бодро бегать по трубам при помощи циркуляционного насоса.

Учитывая, что частные дома находятся, в большинстве своем, на значительном удалении от всевозможных мастерских и сервисных центров, владельцу такого жилища очень важно освоить ремонт циркуляционного насоса для отопления своими руками.

  1. В теплое время года, когда циркуляционный насос остается без работы, включайте его ежемесячно на 15 мин. Разумеется, вхолостую прибор работать не должен: если система отопления в данный момент является пустой (многие сливают теплоноситель на лето), нужно просто перекачать воду из одной емкости в другую, подключив к ним насос при помощи шлангов. Такая мера предотвратит окисление поверхности вала, результатом которого может стать его блокировка. Да и подшипник благодаря таким «тренировкам» прослужит дольше.
  2. В течение отопительного сезона периодически обращайте внимание на то, как работает насос. Не появились ли шумы, вибрации или другие признаки развития дефектов? Поддерживает ли агрегат требуемое давление в системе? Не слишком ли греется двигатель? Обнаруженную на ранней стадии неисправность починить гораздо легче, чем уже сильно запущенную.
  3. Если перед помпой установлен фильтр грубой очистки, его нужно периодически проверять на наличие загрязнений, даже если в системе используется подготовленный теплоноситель (фильтр может забиваться ржавчиной, смываемой рабочей средой со стенок труб).
  4. Также необходимо время от времени проверять, достаточным ли является количество смазки в тех местах, где ее наличие предусмотрено.

Как почистить детали

Засор насоса образуется из-за скопившихся известковых отложений. Чрезмерные загрязнения могут привести теплоагрегат к полному выходу из строя. Небольшие отложения на валу можно устранить самостоятельно с помощью обычной уксусной эссенции.

Фото 6

Чтобы очистить внутренности помпы от загрязнений, разбавьте её водой 1:1. Полученный раствор залейте внутрь насоса через одно из крепёжных соединений.

Через сутки известковые отложения частично растворятся, а для удаления остатков разберите агрегат и основательно его почистьте.

Чистку внутренностей насоса проводите бережно, удаляя остатки отложений со всех поверхностей, при этом воспользуйтесь деревянным шпателем. Завершите обработку шлифовкой, которую можно сделать с помощью кусочка ткани или специальной пасты.

Профилактика и диагностика поломок

Увеличить срок службы теплооборудования помогут несложные профилактические меры:

  • Фото 7

    Запрещается включение насоса без воды.

  • Для предупреждения окисления деталей во время бездействия включайте оборудование раз в месяц на 15—20 минут.
  • Регулярно проводите визуальный осмотр, будьте внимательны к появившимся шумам, чрезмерному нагреву приборов, течам.

Перед началом нового отопительного сезона проводится технический осмотр оборудования. Проведите тестовый запуск и проверьте состояние важнейших узлов:

  • правильность подключения к трубопроводу;
  • герметичность соединительных элементов;
  • состояние фильтров.

Характерные поломки насосов разных марок

У оборудования популярных отечественных и зарубежных брендов есть свои характерные поломки. Приборы датского производителя Grundfos, несмотря на надежность и выносливость, нуждаются в регулярной замене торцовых уплотнителей. Если этого не сделать своевременно, вода проникнет внутрь и повредит обмотку.

Обслуживать агрегат в домашних условиях не желательно. Специфическая конструкция требует, чтобы ремонт проводил специалист с опытом, в идеале, сотрудник фирменного сервисного центра.

Разобранный погружной насос
Выраженное гудение и упавший до минимума напор указывают, что в насосе износилась или сместилась по оси крыльчатка. Прибор необходимо разобрать, почистить от песка, заменить поврежденные элементы и установить новые уплотнители

У агрегатов Джилекс часто вытекает жидкость из электродвигателя. Замена ее возможна, но только на аналогичный состав.

Отдельные мастера считают, что покупать дорогостоящее вещество не обязательно. Можно обойтись глицерином или трансформаторным маслом. Однако, это – не самый удачный совет. Техника очень плохо переносит заливку альтернативными средствами и может полностью выйти из строя после такой операции.

Лучше не чинить прибор самостоятельно, а поручить эту задачу квалифицированным специалистам. Они гарантированно зальют в двигатель оригинальный состав и сделают это в четком соответствии с пожеланиями производителя. После обслуживания будет работать также исправно, как и в первый день покупки.

Масло в корпусе насоса
На износ сальников указывает понизившийся уровень масла в двигателе насоса. Их замену лучше произвести как можно быстрее. Это убережет мотор от перегрева

В устройствах «Малыш» российского предприятия Ливгидромаш нередко выходят из строя катушки. Провоцирует эту неприятность работа «всухую». Сильный шум, раздающийся при включении без откачки воды, указывает на обрыв центральной оси, к которой крепятся мембраны с якорем. Эту поломку легко обнаружить после разборки агрегата.

Замена оси даже в домашних условиях не представляет сложности. Но вот найти деталь в продаже – действительно, проблема.

Насосы «Водолей» имеют свойство перегреваться. Особенно активно этот недостаток проявляется, когда оборудование работает в скважинах небольшой глубины. Ремонт обходится дорого и порой составляет около 50% от изначальной стоимости. Многие пользователи в таких случаях предпочитают купить новый аппарат, правда, уже другого производителя.

Такая же проблема характерна для моделей «Ручеек» . Несмотря на современную конструкцию и соответствие актуальным евростандартам, они плохо переносят режим непрерывной работы.

Производитель говорит, что устройства могут беспрерывно прокачивать воду не дольше 7 часов. Однако почти всегда такая нагрузка приводит к перегреву. Во избежание проблем лучше делать перерывы и давать оборудованию отдыхать каждый 2-3 часа. Таким способом срок службы насоса удастся продлить.

Ремонт погружного насоса
Нельзя запускать приборы для перекачки воды при перекрытом запорном вентиле. В будущем это приведет к поломке насосного оборудования. Перед включением задвижку обязательно нужно открыть

Насосное оборудование «Водомет» считается достаточно надежным и эксплуатационно устойчивым. Большинство поломок здесь возникает из-за неправильного использования. Также оборудование при контакте с загрязненной водой быстро забивается илом и песком. В этом случае требует замены насосная часть агрегата.

Когда возникшая проблема не подлежит решению в домашних условиях, стоит обратиться за помощью к профессиональным мастерам сертифицированного сервисного центра. Они быстро определят, что случилось с оборудованием, и восстановят его работоспособность. Либо порекомендуют приобрести и поставить новый насос, если старый не подлежит ремонту или это экономически не выгодно.

Монтаж своими руками

При желании установить требуется точно знать как монтировать насос для повышения эффективности отопления. Также, нужно изучить типы и характеристики оборудования для правильного подбора к существующей системе. При покупке набора он поставляется с необходимым оборудованием и частью инструмента для подключения, а также инструкций по использованию. Перед началом работ обязательно требуется полностью изучить указания от производителя, после чего обрезать часть трубопровода в месте установки насоса.

При работах может потребоваться провести очистку старой системы отопления. В ней может накопиться грязь, остатки тяжелых металлов, коррозия. С использованием сливного крана это осуществить затруднительно. Поэтому, оптимальным выбором станет слив жидкости через место разреза.

Для очистки требуется присоединить шланг к обратной стороны системы и под давлением подать воду. Для удобства возможно к разрезу также подключить шланг и провести его до канализации.

Для удобства в монтаже и обслуживании требуется провести установку байпаса. Он требуется в случае отказа оборудования, либо перебоях в подаче электричества. После чего можно передать хладагент через главную магистраль, кран которой требуется открыть вручную. Если нет возможности постоянно следить за уровнем давления, используйте автоматический, который будет регулировать автономно.

К байпасу прикрепляют два крана на шаровой системе по обеим сторонам от насоса для обеспечения возможности отключения жидкости для проведения обслуживания, либо для слива. Затем, на верхнем участке линии с обводным подключением нужно подключить клапан для вертикального выпуска газов.

Инструкция по монтажу и замене в случае неисправности:

  1. Необходимо полностью очистить систему от жидкости и грязи.
  2. Если перед предыдущим вмешательством трубопровод работал длительное время без очистки несколько раз проведите процедуру промывки несколько раз.
  3. Затем, требуется врезать в участок для установки насос, либо демонтировать старый в соответствии с планом работ. Если проводится ремонт или замена и новое оборудование отличается аналогичными массогабаритными параметрами, можно поменять местами со старым.
  4. Затем, нужно заполнить прибор водой.
  5. Работа собранной системы потребует тщательной проверки. Запускаться оборудование должно без ошибок. Если такие появляются, причина должна быть обнаружена и исправлена.
  6. Затем, полностью удалить из системы для обогрева газ с использованием винта. После чего можно уточнить что процедура осуществлена верно.
  7. Затем идет включение вмонтированного прибора после того, как он полностью заполнится жидкость. Водяной насос желательно присоединять с автоматическим предохранителем, оповещающим об ошибках.

Как диагностировать поломку

Чтобы избавиться от поломки, нужно найти ее причину. Диагностика состоит из следующих последовательно выстроенных этапов:

  1. Снимите своими руками распределительную панель.
  2. Отсоедините от двигателя крыльчатку.
  3. Проверьте, как она вращается, если нет нагрузки. Если впредь вы хотите, чтобы двигатель работал плавно и спокойно, зафиксируйте к детали сглаживающий конденсатор.
  4. Когда крыльчатка отложена в сторону, определите, находится ли мотор в рабочем состоянии, не сгорел ли он.
  5. Если вал не прокручивается, скорее всего, сломалась деталь, спровоцировавшая заклинивание двигателя. Тогда в агрегат вместе с водой попадают небольшие и наоборот крупные части почвы.
  6. Вполне вероятно, что сгорела обмотка статора, по причине накопления грязи и несвоевременного от нее избавления.

Обратите внимание – если вал вращается правильно, собирается нижняя составляющая мотора.

Ревизия моторной части

Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.

В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.


Статор двигателя скважинного насоса

Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.

Помимо испорченного масла, причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.


Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель

Ревизия насосного механизма

Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.

В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3–5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.


Винт и втулка для шнекового насоса
Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.

Основные виды поломок насосов Grundfos

Если вы умеете обращаться с техникой, и имеете представление о техническом строении водонапорного оборудования, можно произвести ремонт насоса собственными руками.

Для этого потребуется правильно установить причину поломки, и выбрать способ её устранения. Ломается насосная техника почти всегда внезапно, без особых предварительных «звоночков».

Все насосы, вне зависимости от их технических характеристик или принципа работы, чаще всего подвержены таким неисправностям:

  • Нет вращающего момента на подвижных деталях аппаратуры.
  • Самопроизвольное выключение аппарата.
  • Высокий уровень шума или вибрации.
  • Низкий напор воды.

Если аппарат гудит, но не крутится, то высока вероятность окисления крутящего вала, либо обизвестковывание крутящихся деталей. Такое возможно в результате длительного простоя внутренних механизмов. Когда же прибор не только не крутиться, но и не гудит, скорее всего, проблема в электропитании двигателя. Самопроизвольное отключение насосного оборудования свидетельствует о наличии минеральных отложений между стартером и ротором.

Сильный шум при работе обычно вызывается подсосом воздуха в водопроводящие трубки вследствие разгерметизации агрегата. Вибрация же говорит о неисправностях подшипников на вращающихся узлах насоса. Падение напора вызывается обычно засорением фильтров, либо же неправильным подключением прибора к трёхфазному источнику питания.

Как разобрать дренажный насос

Разбор производится в несколько последовательных этапов:

  1. Переворачиваем насос фильтрами вверх и аккуратно зажимаем корпус в тисках. Снимаем фильтрующую сетку, затем защитный кожух, под которым установлено рабочее колесо. У разных моделей он крепиться на болтах, клипсах, или закручивается с помощью резьбы.
  2. Откручиваем фиксирующую гайку, удерживающую крыльчатку на штоке. Такие гайки имеют левую резьбу, поэтому откручиваются они поворотом по часовой стрелке. Снимаем крыльчатку, и, если она износилась, заменяем на новую.
  3. Когда рабочее колесо целое, следует продолжить разборку до выявления причины неисправности. Откручиваем соединительные болты на корпусе, в результате чего он разделяется на две составляющие, соединённые друг с другом шлейфом разноцветных проводов. Если потребуется их отсоединять, следует предварительно сфотографировать их расположение.
  4. Чтобы отделить электродвигатель от корпуса, следует слегка постучать по штоку молотком, поскольку он впрессовывается в корпус весьма плотно. После изъятия мотора из корпуса производится диагностика электрической части насосного оборудования.

Остановка чиллера и демонтаж насоса

Обнаружив сильный механический шум циркуляционного насоса чиллера, систему необходимо остановить (отключить центральный рубильник). Потребуется также сбросить давление водяной системы и слить полностью воду на участке подключения помпы. Для этого существуют сливные пробки, расположенные непосредственно на корпусе насосной части аппарата.

Рубильник чиллера Wesper AQL80
Главный выключатель чиллера Wesper AQL80 (слева вверху), посредством которого полностью отсекается электропитание всей системы На следующем этапе выполняется отключение кабеля питания мотора циркуляционного насоса. Затем открывается крышка коробки (БРНО), отвинчиваются гайки крепления фаз и нулевого провода, отсоединённые проводники вытягиваются из коробки.

Для демонтажа циркуляционного насоса нужно открутить две накидные гайки — всасывающего и нагнетательного трубопроводов. После этой операции снять крепление станины насоса и вынуть аппарат из корпуса чиллера. На этом этап демонтажа циркуляционной помпы завершается с переходом к этапу ремонта.

Разборка насоса для замены подшипников

Насос циркуляционный для чиллерной системы Wesper AQL80 представляет собой относительно простую в механическом смысле конструкцию. Для разборки аппарата достаточно отвернуть восемь винтов крепления кожуха и вывернуть четыре шпильки на моторной части, удерживающие заднюю крышку электродвигателя.

Циркуляционный насос чиллера Wesper AQL80
Помпа чиллерной системы Wesper AQL80. Спустя некоторое время после начале эксплуатации (5-6 лет) обычно выходят из строя подшипники вала ротора мотора Отдельно стоит отметить механический крепёж защитной крышки крыльчатки мотора. Этот элемент не имеет привычных креплений винтами.

Защитная крышка держится на теле электродвигателя за счёт выступа, проходящего по всей длине окружности. Поэтому достаточно лёгкого удара (неметаллическим инструментом) по торцевой кромке, чтобы снять эту деталь.

Крыльчатка охлаждения мотора насажена на конечной части вала ротора электродвигателя. Конечная часть вала, где «сидит» крыльчатка охлаждения, имеет рифлёную поверхность. Для съёма этой детали нужно стянуть крыльчатку съёмником (или аккуратно с помощью широкой плоской отвёртки).

Разборка насосной части агрегата

Насосная часть аппарата скрыта под кожухом, выполненным из нержавейки. Кожух подтянут к телу мотора четырьмя парами винтов с головками под шестигранный ключ. Демонтаж в данном случае выполняется отворачиванием всех винтов с последующим стягиванием кожуха.

Здесь приходится применять некоторую силу, так как посадка кожуха достаточно плотная. Применять усилие тяга следует именно к телу кожуха, а не к ободу, которым сам кожух подтягивается винтами к электродвигателю.

В конечном итоге (после съёма кожуха и статора мотора) открывается примерно следующая картина:

Разобранный насос чиллера
Вид частично разобранной помпы чиллера. Слева — ротор с подшипниками. Справа — сборка помпы, составляющая трёхступенчатую систему перекачки жидкости Теперь, чтобы получить возможность полностью отделить ротор с подшипниками от насосной части, эту насосную часть необходимо также разобрать на отдельные детали.

Сразу же стоит заметить:

Разборку следует выполнять с отметкой месторасположения каждого отдельного элемента конструкции. Иначе сборка насоса может вызвать затруднения.

Демонтаж деталей насосной части начинается отворачиванием винта крепления всех блоков. Этот винт, соответственно, расположен на торце вала с помповой стороны.

Крепёжный винт насосной сборки
Вид на крепёжный винт, которым фиксируются все детали набора, составляющего трёхступенчатую помповую конструкцию Вслед за открученным винтом аккуратно снимаются улитки и крыльчатки, а также промежуточные кольца, которые размещены между каждой отдельной ступенью насоса. Циркуляционный насос этой конструкции – трёхступенчатый. Соответственно, демонтируются:

  • три улитки,
  • три крыльчатки,
  • пять промежуточных колец,
  • сборка уплотнения вала.

Удобно расположить все детали в соответствие с последовательностью демонтажа непосредственно на месте. Так после замены подшипников ротора легко собрать весь набор в обратном порядке.

Сборку уплотнения вала необходимо стягивать с вала крайне аккуратно, чтобы не повредить резиновую манжету и графитовые кольца.

Циркуляционный насос детально
Разобранный модуль помпы и разложенный по деталям в той последовательности, в какой детали располагаются на валу Следующий этап ремонтных работ – полный демонтаж ротора и замена дефектных подшипников.

Демонтаж ротора и замена подшипников

Полностью освобождённый от деталей насоса вал позволяет демонтировать ротор полностью и заменить неисправные подшипники. Но здесь тоже есть свои особенности работы. Передний подшипник достаточно крепко запрессован в теле крышки.

Чтобы извлечь подшипник вместе с валом, необходимо воспользоваться инструментом, исключающим повреждение поверхности и торцов вала. Как правило, в таких случаях применяют деревянный или пластиковый молоток.

Стягивать с вала демонтированного ротора подшипники также следует осторожно и аккуратно. Для этих целей удобно использовать подходящий съёмник. Посадка новых подшипников на вал ротора также требует аккуратности действий.

В данном случае применяются подшипники с номером 60203 (закрытые). Посадка подшипников на места должна обеспечить полную целостность пластин, закрывающих область шариков.

Рекомендуемый вариант инструмента для этих целей – металлическая гильза, по диаметру и толщине стенки соответствующая внутреннему кольцу подшипника.

Как разобрать поплавок

Иногда причина того, что насос не желает работать, кроется в неисправности поплавкового механизма. Он предназначается для защиты аппарата от работы на сухую. Для ремонта дренажного насоса с поплавком потребуется разобрать это устройство и осмотреть его изнутри. Чтобы вскрыть поплавок, следует отвинтить соединительные болты на его корпусе, затем поддеть стыковочный шов отвёрткой. Внутри находится свободно перекатывающийся шарик, перемещение которого включает/отключает электропитание.

Бывает, что шарик самопроизвольно стопориться, блокируя запуск мотора. Причиной залипания бывает также потеря корпусом поплавка герметичности, вследствие чего шарик ржавеет, или обрастает минеральными отложениями. Для исправления ситуации нужно почистить его и хорошенько герметизировать швы.

Как отключить поплавок на дренажном насосе

В некоторых ситуациях потребуется полная замена поплавкового устройства. В этом случае понадобится сначала отсоединить его от насоса. Поплавок является частью электрической системы насосного оборудования, и снабжён рычажком с размыкателем цепи. Чтобы отключить его, потребуется отсоединить провода, и заменить неисправный узел.

Если же в наличии запасного поплавка нет в наличии, а работоспособность насоса нужно восстановить немедленно, в качестве временной меры можно соединить провода, ведущие к поплавку напрямую, без размыкателя. При этом надо следить, чтобы место стыковки проводов было поднято выше уровня воды. В противном случае высока вероятность короткого замыкания. Следить за работой дренажного насоса с отключенным поплавком придётся «в ручном режиме», иначе возможно его поломка при понижении уровня откачиваемой воды.

Как уберечь насос от неисправности?

Желательно всегда поддерживать в трубах необходимый объем воды-теплоносителя. В противном случае помпа будет работать на износ, причём как в случае превышения объема воды, так и в случае его нехватки

Чтобы подстраховаться и избежать поломки достаточно дорогого насосного оборудования, рекомендуется придерживаться некоторых основных правил по эксплуатации техники подобного типа:

  • Не допускайте включения помпы без наличия теплоносителя в замкнутом контуре. То есть, если в трубах системы отопления воды нет, то не стоит «мучить» насос. Так вы спровоцируете скорую поломку техники.
  • Желательно всегда поддерживать в трубах необходимый объем воды-теплоносителя. В противном случае помпа будет работать на износ, причём как в случае превышения объема воды, так и в случае его нехватки. К примеру, если помпа может перегонять количество воды от 5 и до 105 литров, то необходимость работать с объемами от 3 до 103 литров уже будут сильно изнашивать рабочие узлы агрегата, что приведет к его выходу из строя.
  • В случае длительного простоя насоса (в период несезона отопления) необходимо раз в один месяц прогонять агрегат в рабочем положении хотя бы 15 минут. Это позволит избежать окисления всех движимых элементов насосного агрегата.
  • Старайтесь не превышать температуру теплоносителя выше 65 градусов по Цельсию. Более высокий показатель будет негативно воздействовать на рабочие и движимые части конструкции.
  • При этом чаще проверяйте корпус насоса на герметичность. Если где-то наблюдается хоть малейшая течь, следует сразу выявить неисправность и провести техническое обслуживание помпы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: