Подпитка – добавление теплоносителя (воды) в систему отопления. Это одна из стандартных операций по техническому обслуживанию. В открытых системах отопления с гравитационной циркуляцией воды происходит наиболее интенсивное испарение через расширительный бак. Для систем такого типа подпитку необходимо осуществлять перед каждым отопительным сезоном, а иногда и во время него. Закрытый тип не так подвержен утрате теплоносителя, но также нуждается в периодической подпитке, не реже одного раза в 3-4 года. Существует много причин снижения уровня теплоносителя в закрытых системах отопления:
- В процессе эксплуатации, особенно при первых и тестовых запусках перед осенне-зимним сезоном, довольно часто срабатывают автоматические воздухоотводчики. Эти устройства располагаются в самых высоких участках трубопроводов. Поэтому температура теплоносителя возле них самая высокая. В процессе сбрасывания воздуха выходит большое количество водяного пара;
- Удаление воздушных пробок с радиаторов отопления сопровождается вытеканием довольно значительного количества воды;
- При эксплуатации системы отопления в максимальных режимах, что характерно для твердотопливных котлов, периодически срабатывает предохранительный клапан. В этом случае подпитку необходимо организовать оперативно, так-так недостача теплоносителя может привести к перегреву теплообменника и повреждению футеровочного слоя топки твердотопливного котла;
- Нарушение герметичности трубопроводов, стояков, радиаторов и т. п. В каждом конкретном случае протечка может быть незначительной и незаметной. Но если монтаж выполнен небрежно и имеется много мест микроутечки, уровень теплоносителя снижается довольно быстро.
К чему может привести критически низкий уровень теплоносителя?
- Снижение эффективности системы отопления и появление многочисленных воздушных пробок;
- Перегрев теплоносителя, ведущий к отключению котла;
- Более интенсивное протекание процесса коррозии внутри трубопроводов и радиаторов, в местах контакта с воздухом;
- Существенно возрастает риск выхода из строя котла или контролирующей температуру аппаратуры.
Принцип работы теплоносителя
На практике все без исключения владельцы автономных систем отопления рано или поздно вынуждены решать проблему уменьшения объема теплоносителя в системе отопления и применять подпиточные насосы.
Различие лишь в том, что в открытых системах теплоноситель уменьшается систематически и довольно быстро, а в закрытых — медленней.
При циркуляции по системе отопления теплоноситель нагревается теплогенератором, проходит через радиаторы и отдает часть своего тепла для обогрева помещений. Затем уже остывший теплоноситель возвращается в котел и снова нагревается, чтобы отправиться к радиаторам отопления. Этот цикл повторяется снова и снова, пока работает система отопления.
Если объем жидкости существенно уменьшится в объеме, то, помимо снижения КПД, может выйти из строя отопительное оборудование, а система «завоздушится». Для того чтобы избежать такой неприятности, и используют подпиточные насосы для котельной, встраивая их в специальные автоматические подпиточные узлы.
Через какой патрубок залить антифриз
Так выглядит кран для подпитки
Прежде чем приступить к работе, нужно знать, как заполнить систему отопления антифризом. Есть две разновидности контуров обогрева. В одном теплоноситель контактирует с воздухом, а в другом циркуляция проходит по абсолютно замкнутой схеме. Принцип работы этих контуров отличается, но их объединяет то, что в обоих можно применять антифриз. Чтобы залить антифриз в контур отопления потребуется насос. В открытые контуры можно вливать теплоноситель ведрами, но в случае с незамерзающей жидкостью это будет слишком долго.
Заливка антифриза в систему отопления по идее осуществляется через клапан подпитки, если такой есть в наличие. Если же его нет, то возможны следующие варианты:
- через заглушку батареи;
- через патрубок под расширительный бак закрытого типа;
- через котёл.
Чтобы заполнить контур отопления антифризом через заглушку радиатора, нужно ее открутить и вместо нее вкрутить кран.
К этому крану подключается насос, благодаря которому антифриз поступает в трубы. После того как заправка системы отопления антифризом будет завершена, кран остается в торце батареи. Это позволит подпитывать систему в процессе эксплуатации, а также использовать его в качестве слива, когда потребуется освободить контур от теплоносителя.
В закрытых контурах стоит мембранный расширительный бак, для которого есть отдельный патрубок. При заполнении системы, экспанзомат рекомендуют временно снять. Можно ли заполнить систему отопления антифризом, когда бак не снят? Можно, но скорее всего, после этого экспанзомат все равно придется снять и перенастроить. Расширительный бак ставят как вверх, так и вниз дном.
Второй способ более предпочтительный, при этом кран на патрубок устанавливается разными способами. Некоторые монтажники американки с краном ставят таким образом, чтобы запорная арматура оставалась на контуре, а некоторые наоборот, устанавливают так, что кран снимается вместе в экспанзоматом.
В первом случае проблем с заполнением контура через патрубок для расширительного бака не возникнет. Во втором случае потребуется установить такой кран. К запорной арматуре подводится шланг от насоса и антифриз заливается в трубы. По завершении работы шаровой кран перекрывается и устанавливается экспанзомат.
Даже если у вас нет подпитки, которая отходит от труб, это не означает, что ее нет вовсе. В современных котлах обязательно присутствует патрубок для подпитки. По этой причине монтажники могут не установить еще один кран в самом контуре. Подпитка котла, если система работает на воде, зачастую соединяется с водопроводом. Если же используется антифриз, то патрубок остается свободным, к нему можно подключать насос.
Вы знаете что можно сделать альтернативное отопление дома своими руками и не платить подрядчикам? Это возможно.
О том, почему иногда приходится прибегать к обогреву деревянного дома электричеством читайте здесь.
Причины уменьшения объема теплоносителя
В случае с открытой системой отопления теплоноситель постоянно испаряется из расширительного бака, поскольку жидкость горячая, а бак открытый. Кроме того, испарение происходит и в воздухоотводчике, в предохранительном клапане, при повышении давления, в местах соединения оборудования (образуются микропротечки). Внутренние поверхности металлических труб подвергаются постоянной коррозии, что уменьшает их толщину, и, как следствие, в системе становится больше незаполненного жидкостью пространства.
Во время удаления воздуха из системы через краны Маевского также происходит утечка теплоносителя. Помимо этого, во время проведения очередных профилактических работ часть жидкости сливается, когда чистят грязевые фильтры, ремонтируют трубы или производят замену вышедшего из строя оборудования.
Виды водопроводных насосов для подкачки воды постоянного давления
Водопроводные насосы подкачки воды для постоянного давления подразделяются на изделия с «мокрым»/«сухим» ротором:
- Агрегаты с мокрым ротором практически бесшумны. Оборудование внедряется в систему через врезку в трубу водопровода и работает как проточный насос. Приборы функционируют в автоматическом режиме и не требуют внимания оператора и дополнительных настроек. Смазка рабочих узлов осуществляются посредством жидкости. Изделия с «мокрым» ротором применяются, как правило, для обслуживания одной точки водозабора, например, стиральной или посудомоечной машины, так как повышение напора незначительно.
- НПДВ с «сухим» ротором более мощные и отличаются высокой производительностью. При этом приборы требуют регулярного технического обслуживания (смазки рабочих узлов) и обладают более высоким уровнем шума, чем аналогичные агрегаты первого типа. Такие насосы способны значительно повышать давление и задействуются для больших водопроводных систем с несколькими точками забора воды.
Насосы постоянного давления можно купить для организации качественного водоснабжения квартиры, дачи, частного дома, а также для обустройства поливных систем на приусадебном участке, перекачки воды из резервуаров, прочих задач (для перекачки газа используются насосы, размещенные в другом разделе сайта).
Ручная подпитка системы отопления
Если в доме организована автономная система отопления и нет общего водопровода либо воду часто отключают, выйти из положения можно, используя ручной насос, через который производится подпитка системы, а брать жидкость, например, из любой подручной емкости, бутыли и банки.
Совет: можно использовать в качестве подпиточного насоса классический насос для опрессовки, чтобы подпитывать систему отопления.
Подпитка подключается перед циркуляционным насосом к «обратке» системы отопления. Это необходимо потому, что в этой точке наименьшая температура теплоносителя и давление минимально.
Ручная подпитка имеет свои недостатки:
- высокие и постоянные трудозатраты;
- приходится постоянно следить за отметками на манометре или в расширительном баке.
Данная проблема легко решается путем установки подпиточного насоса в систему отопления.
Для управления насосом требуется:
- обратный клапан;
- реле давления или электроконтактный манометр;
- накопительная емкость (если нет центрального водопровода, в случае использования в качестве теплоносителя воды) или если в систему залит не концентрированный антифриз (когда используется его концентрат, просто добавляют воду)
Как закачать антифриз в систему отопления
Перед тем как залить в систему отопления антифриз следует позаботиться о том, чтобы трубы и теплообменники были чистыми. В случае необходимости предварительно проводится чистка всего контура. Чтобы залить антифриз в трубы отопления правильно, нужно полностью заполнить все пустоты контура, чтобы не осталось воздушных карманов. Воздух может скапливаться только в батареях, если, конечно же, схема сделана без ошибок. Если же в контуре, где-то кроме батарей скапливаются воздушные карманы, то там устанавливаются воздухоотводчики. Как закачать антифриз в систему отопления:
- подключить шланг от насоса для закачки антифриза в систему отопления к любому патрубку, через который возможно залить жидкость;
- включить нагнетатель;
- когда стрелка манометра достигнет показания в полторы атмосферы, насос отключается;
- спускается воздух со всех радиаторов;
- повторно включается насос для закачки антифриза в систему отопления пока давление опять не достигнет прежнего уровня;
- проверить наличие воздуха в теплообменниках и местах его возможного скопления.
После проведенной процедуры включается котел. После того как он поработает некоторое время, около суток, нужно опять проверить контур на наличие в нем воздуха. Также обратите внимание на манометр. В контуре должно быть полторы атмосферы. В случае несоответствия показаний манометра нужно внести коррективы. Чаще всего приходится подпитывать систему, хотя не исключен вариант, что потребуется слить некоторое количество теплоносителя.
Перед тем как закачать антифриз в систему отопления можно сразу открыть все отводчики воздуха. В этом случае под каждый кран Маевского нужно подставить какой-нибудь резервуар, подойдет пол-литровая банка. Отверстие в кране очень маленькое, не толще иголки, поэтому потоп не предвидится.
Удобнее воспользоваться помощью еще одного человека, так как заполнить закрытую систему отопления антифризом вдвоем намного удобнее и быстрее. Нужно чтобы кто-то один следил за работой насоса, уровнем антифриза в резервуаре из которого он откачивается и давлением в контуре. Второй человек следит за кранами Маевского и поочередно закрывает их, когда из отверстия польется теплоноситель.
Принцип действия автоматического узла подпитки
После обнаружения падения давления в системе регулируемый датчик давления срабатывает, и замыкаются контакты насоса. Теплоноситель доливается либо из водопровода, либо из накопительной емкости. После достижения необходимого давления теплоносителя в системе насос выключается.
Такое устройство имеет и еще один неоспоримый плюс — с помощью подпиточного насоса можно закачивать в систему теплоноситель, не прибегая к разбору системы отопления. Это бывает необходимо для ремонта или замены теплоносителя.
Как подобрать
У подпиточного насоса системы отопления иная задача, нежели у циркуляционного насоса, который обеспечивает движение теплоносителя по контуру отопления. Насос подпитки должен при небольшой подаче обеспечивать большее давление. Подходят лопастные, вихревые и моноблочные насосы.
Подпиточное оборудование обычно имеет небольшой КПД (всего около 45%). Но в данном случае это не имеет существенного значения. Подпиточный насос для отопления включается лишь периодически и работает непродолжительно.
При покупке насоса для подпитки следует обратить внимание:
- На напор, который необходим. Он должен быть обязательно выше, чем давление в «обратке» системы отопления, и, кроме того, ему потребуется преодолеть сопротивление трубопровода и датчика давления.
- На расход. Для закрытых систем отопления считается нормой утечка примерно 1/2 процента от общего объема теплоносителя в контуре котла и системе отопления.
Объем теплоносителя определяется либо опытным путем, либо из расчета около 15 литров/кВт котельной мощности.