Жидкотопливный котел отопления: виды и критерии выбора бытовых котлоагрегатов на жидком топливе, расход топлива, обзор лучших моделей, отзывы о них и цены

Технология испарения масла

В печах этого типа горит не масло, а его пары. То есть отработку до начала горения разогревают, она начинает испаряться, а уже пары зажигаются. Эта технология позволяет грязное, тяжелое, плохо горящее топливо разложить на более «легкие» составляющие, а потом уже жечь их. Именно она при правильно подобранных параметрах позволяет добиться практически бездымного и полного сгорания топлива, при котором нет практически никаких выбросов: сгорает все.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов обзор популярных моделей

Котел на отработке своими руками: принцип котла на испарении масел

Самый простой и эффективный способ реализовать эту технологию — использовать раскаленную чашу, в которую капает отработка.

При соприкосновении с раскаленным металлом масло резко испаряется, пары перемешиваются с подающимся сюда воздухом, вспыхивают и сгорают. Количество выделяемого при этом тепла велико. Для достижения максимального КПД и полного сгорания требуется, чтобы горящая смесь долго находилась в камере сгорания. Потому в устье воздуховода нужно установить неподвижную крыльчатку, которая и будет создавать требуемое завихрение в камере сгорания.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов обзор популярных моделей

Паровой котел своими руками на отработке может быть реализован в таком виде

Несмотря на высокий КПД и «всеядность» такой принцип работы редко реализуется в заводских котлах, производимых в США и Европе. Зато российские производители выпускают котлы на отработке, работающие именно на технологии испарения. Главный камень преткновения в реализации таких котлов – способ предварительного разогрева чаши. Те, кто делают эти котлы самостоятельно, поступают просто: закидывают в чашу пропитанный бензином фитиль, наливают немного солярки или того же бензина, поджигают, дожидаясь пока чаша разогреется до требуемых температур. После этого открывают подачу масла.

В Европе и США подобное решение неприемлемо: небезопасно. Зато наши производители также используют именно этот способ розжига своих печей.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов обзор популярных моделей

Еще один вариант печи с плазменной чашей

В видео продемонстрирован один из вариантов обогрева гаража при помощи печи на отработке. Но в этом варианте реализована не капельная подача топлива: оно течет струйкой и сгорает далеко не полностью

Именно по этой причине автор проекта уделил такое внимание изоляции и уплотнению всех съемных частей: чтобы минимизировать попадание дыма в помещение и сделал высокий дымоход для лучшей тяги

Обогреватели на керосине

Керосин – маслянистая прозрачная горючая жидкость, бесцветная или с желтоватым оттенком, вырабатываемая из нефти. Не вдаваясь в подробности физических характеристик, о потенциале этого вещества можно судить хотя бы по такой сфере применения, как топливо (или его компонент) для ракетных и газотурбинных авиационных двигателей, а также печей обжига стеклянных и фарфоровых изделий.

В быту же керосин — самый распространённый из всех видов жидкого топлива энергоноситель, так как применяется в отопительных агрегатах, эксплуатируемых в помещениях жилого, хозяйственного, подсобного и производственного назначения. Чем выше класс очистки этого горючего, тем меньше продуктов сгорания выделяется в воздух при использовании обогревателя.

Для заправки в бытовые обогреватели используется несколько марок авиационного (ТС-1, Т-1, Т-2, Т-1С) и осветительный керосин (КО-20, КО-22, КО-25, КО-30).


Основные марки используемого для бытовых обогревателей керосина

Характеристики авиационного топлива высоки, но его цена не позволяет отнести этот состав к широко доступным потребителю горючим материалам, поэтому в домашних отопителях используют в основном осветительный керосин.

Принцип действия и устройство бытовых керосиновых отопителей

Обогреватели на керосине являются теплогенераторами, осуществляющими обогрев помещения с помощью инфракрасного излучения. ИК-лучи не оказывают влияния на транзитную среду — воздух, но, встречаясь с препятствиями на пути распространения, увеличивают интенсивность движения молекул на их поверхностях, что обуславливает повышение температуры верхних слоёв предметов. Нагревающийся таким образом интерьер отдаёт затем тепло воздуху, инициируя в нём конвективные потоки.


Принцип действия инфракрасного излучения

Условно керосиновый обогреватель состоит из корпуса, в котором размещены следующие узлы:

  • топливный бак (съёмный или в составе конструкции);
  • устройство электроподжига (опционально);
  • фитиль с излучателем и регулятором интенсивности горения;
  • защитная решётка.

Керосин из топливного бака поступает к фитилю, где горит и нагревает металлическую сетку-излучатель. Интенсивность горения регулируется устройством, изменяющим длину горящего фитиля. Для исключения ожога при случайном прикосновении инфракрасный излучатель забран защитной решёткой. На крышке топливного бака имеется клапан для заместительного поступления воздуха, на корпусе обогревателя — индикатор уровня горючего и устройство выключения агрегата. Для удобства перемещения отопители оснащены складывающимися ручками или специальным пазами.

В зависимости от конструкции и класса исполнения, отопители различаются функциональностью и, соответственно, ценой.

Разновидности обогревателей на керосине

Инфракрасные керосиновые обогреватели производятся в корпусах прямоугольной или цилиндрической формы, размеры которых прямо пропорциональны их мощности.


Разновидности инфракрасных отопителей на керосине

Прямоугольные устройства, как правило, мощнее цилиндрических приборов и изготавливаются в виде агрегата, в корпусе которого за излучателем с одной из сторон расположен экран-отражатель, концентрирующий ИК-излучение в противоположном направлении. Регулировка направления обогрева у таких агрегатов выполняется вручную – поворотом отопителя в нужную сторону.

Наиболее мощные керосиновые обогреватели с прямоугольными корпусами выпускаются в виде камина напольного размещения со съёмным топливным бачком и функцией электроподжига на батарейках.


Керосиновые инфракрасные отопители в виде каминов

Обогреватели цилиндрической формы производятся двух видов – направленного действия и осуществляющие обогрев вкруговую. Эта линейка отопителей на керосине состоит из агрегатов, более компактных за счёт геометрии корпуса. Кроме того, некоторые модели цилиндрических устройств используются не только для обогрева, но и для освещения, напоминая эффектом выполнения этой функции газовую лампу.


Цилиндрические инфракрасные жидкотопливные обогреватели: слева – со встроенным вентилятором, универсальный (керосин, солярка), справа – керосиновый кругового действия

Рассмотрим характеристики керосиновых обогревателей на примере конкретных агрегатов.

Отопитель «Керона» (Kerona WKH-3450)

Характеристики:

  • мощность — 3,8 кВт
  • габариты — 50,6×32,5×32,5 см (высота х ширина х глубина);
  • потребляемое горючее — авиационный или осветительный керосин;
  • расход энергоносителя — 360 г/час
  • ёмкость топливного бачка — 4,8 л
  • площадь обогрева — до 20 м2
  • электроподжиг фитильного устройства;
  • устройство выключения прибора при опрокидывании;
  • вес агрегата — 12 кг;
  • производитель — Республика Корея.


Инфракрасный отопительный агрегат Kerona WKH-3450
Модель является одной из наиболее популярных, что обусловлено её универсальностью – возможностью использования для отопления как жилых, так и складских, хозяйственных, подсобных помещений.

Для эксплуатации в жилых помещениях керосиновый обогреватель желательно предварительно разжечь за пределами жилья, и дать ему там поработать первые 5-7 минут – до прекращения образования копоти, после чего занести в комнату. Однако розжиг возможен и в квартире – с последующим 5-минутным проветриванием

Важно! Сгорание топлива в обогревателе происходит с потреблением кислорода из воздуха помещения, поэтому отапливаемую комнату необходимо периодически проветривать – не зависимо от степени присутствия в жилье запаха от горения керосина.


Схематическое изображение керосинового ИК-обогревателя «Керона» модели WKH-3450
Принцип действия отопителя:

  • топливный бачок оснащён снизу клапаном нажимного действия, который открывается при установке ёмкости на штатное место в корпусе;
  • горючее из бачка подаётся к основанию пористого фитиля и капиллярным способом пропитывает его;
  • после розжига фитиля происходит нагрев камеры сгорания, обуславливающий последующее испарение керосина и горение его паров;
  • сетчатые стенки камеры сгорания нагреваются до высокой температуры и начинают генерировать инфракрасное излучение.

Важно! После разогрева камеры сгорания выполняется ручная регулировка работы фитиля, от которой зависит теплотворность обогревателя, интенсивность потребления и полнота сгорания топлива.


Визуальный метод определения эффективности процесса горения
Достоинства инфракрасных керосиновых бытовых обогревателей каминного исполнения:

  • мобильность;
  • автономность (батарейки);
  • долговечность, в том числе, фитиля;
  • кратковременность образования дыма (включение/выключение);
  • эстетичность.

Недостатки:

  • относительно высокая стоимость отопителей (от 9 тыс. руб.);
  • дороговизна топлива;
  • факторы открытого огня (пожароопасность, потребление кислорода из воздуха помещения).

Получить более полное представление об этом керосиновом отопителе поможет просмотр видеоролика:

ИК-обогреватель на керосине FUJIX M168

Экономичное переносное устройство, своего рода «горелка» для обогрева и приготовления пищи, формой корпуса напоминающая керосиновую лампу для наружного освещения.

Характеристики:

  • тип розжига – электронный;
  • автоматика – штатный регулируемый термостат;
  • система выключения при опрокидывании;
  • материал корпуса – металл/стекло;
  • топливо/расход – керосин/≈ 0,25 л/час;
  • ёмкость бачка – 2,5 л;
  • теплотворность – 2-2,5 кВт;
  • время работы на одной заправке -10 -12 часов;
  • габариты — 33х33х44 см; вес – 4,7 кг;
  • страна-производитель — Китай.


ИК-отопитель FUJIX M168 в реальности, спецификация узлов и устройств управления
Данный керосиновый обогреватель компактен, лёгок в перемещении и потому удобен для гаража, небольшой теплицы, дачного домика. Как обогреватель для палатки устройство может применяться при условии достаточной её площади и регулярного проветривания.

Лучше ориентироваться при покупке поможет видеоролик, сравнивающий продукцию китайского и корейского производства:

Линейка обогревателей на жидком топливе :

  • «КО – 1,8 Мини»;
  • «КО – 1,8 Каприз»;
  • «ПО – 2,5 Мини»;
  • «ПО – 2,5 Мини+»;
  • «ПО – 2,5 Саво».

Перечисленные теплогенераторы также относятся к инфракрасным обогревателям, при этом могут работать на керосине или солярке. Модели отличаются друг от друга не только мощностью и расходом топлива, но и конструктивно – профилем топки, её материалом изготовления, конфигурацией рефлектора.

Рассмотрим наиболее популярные их модификации.


«КО – 1,8 Мини» — миниатюрный обогреватель на жидком топливе с возможностью приготовления пищи.

Топка, расположенная в керамическом цилиндре, с трёх сторон рассчитана на обогрев, сверху – на установку посуды.

Характеристики «КО – 1,8 Мини»:

  • теплотворная мощность на горелке — 1,8 кВт;
  • расход жидкого топлива — 0,2 л/час;
  • ёмкость бачка — 2,5 л;
  • время работы на одной заправке — 18 ч.;
  • габариты – 30х30х30 см;
  • вес — 4,3 кг.


Инфракрасный обогреватель на керосине или солярке «ПО – 2,5 Саво»
В линейке отопителей «Солярогаз» агрегат выделяется стальным цилиндром вокруг очага и окружением топки с трех сторон рефлектором. Верхняя часть сетки рассчитана на установку посуды для приготовления пищи.

При габаритах 37х42х32 см устройство весит 5,6 кг.

Теплотворная мощность такой печки составляет 2,5 кВт при усреднённом расходе горючего в 0,2 л/ч. Ёмкость топливного бачка 3,2 л, которых хватает на 14-18 часов непрерывной работы обогревателя.

Жидкотопливная печь «ПО – 2,5 Саво» эффективна для отопления квартир, небольших загородных домов и дачных строений, но мощность использующихся в зданиях агрегатов должна соответствовать площади отапливаемых помещений, а открытый огонь топки агрегатов требует периодического проветривания комнат. Ещё лучше прибор справляется с обогревом гаража, небольших теплиц, с разогревом и приготовлением пищи.

Правила эксплуатации

  1. Обогреватели жидкотопливные в целях пожарной безопасности должны располагаться на устойчивом основании, строго горизонтально и на безопасном расстоянии от элементов интерьера помещения.


    Безопасное расположение жидкотопливного обогревателя в комнате

  2. Заправка топливного бака производится только при погашенном обогревателе или в другом помещении – в отдалённости от источников огня. По окончании заправки крышка бачка должна быть плотно закрыта.
  3. Хранение топлива должно осуществляться только в специально отведённых для этого местах, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
  4. При переходе с одного вида жидкого топлива на другой необходимо слить из бачка остатки горючего, от которого запланировано отказаться.
  5. Специфический запах при первом розжиге обогревателя не является признаком неисправности устройства – это выгорают консервирующие составы.
  6. Запрещается использовать жидкотопливные обогреватели в детских комнатах, кабинах и салонах автомобильного транспорта, фургонах и прицепах во время движения, лодках, плохо проветриваемых помещениях и подвалах.
  7. Не допускается самостоятельное изменение конструкции обогревателя.

Котел на жидком топливе

В принципе, котел на жидком топливе (или несколько спаренных котлов) может быть использован в качестве котельной станции, но тогда его выгоднее топить мазутом, потому, что при одинаковом расходе мазута и газа удельная выделяющаяся теплота у газообразного топлива гораздо меньше. Есть, правда, один грешок у таких нагревательных приборов, который не то, чтобы портит общую картину, но заставляет задуматься о принципиальной установке. Мы сейчас говорим о розжиге (начале эксплуатации), который является основой работы котла и началом отопительного сезона. Не секрет, что любой углеводород является в итоге горючим материалом (для некоторых нужна соответствующая переработка), но, в отличие от бензина, масло и дизельное топливо начинают процесс горения с более высоких температур (это можно увидеть, если попробовать от спички зажечь несколько капель бензина и мазута).

Конструкция котла на жидком топливе

То есть, при всех прочих равных условиях более тяжелые углеводороды имеют температуру возгорания выше, из чего можно сделать вывод о том, что конструкция котла на жидком топливе должна иметь серьезный по продолжительности горения запальник и жаропрочные элементы теплообменника. Дизельное топливо, мазут и масло обеспечивают стабильное и длительное горение при условии систематического добавления топлива в камеру сгорания.

Простейшее устройство котла на жидком топливе

Наиболее простой для понимания и описания свойств таких видов котлов вариант – сделанная своими руками печь с капельницей. Стандартная для печей топка имеет дверцу для растопки обычными дровами, а вверху – стальную капельницу, через которую горючее попадает непосредственно в камеру сгорания. Для розжига агрегата необходимо затопить его, как обычную печь, дать нагреться, после чего открыть капельницу на минимум. Регулировка дозирования жидкого топлива автоматически увеличивает или уменьшает температуру горения, а силу горения (интенсивность) регулируют поддувалом (приточной вентиляцией). Чем меньше объем приходящего воздуха, тем слабее горение, сохраннее топливо и стабильнее температура нагрева.

Отопление на жидком топливе может быть организовано только при бесперебойной подаче топлива, поэтому котлы на жидком горючем не рекомендуется гасить на короткое время (только на летний период). Создание условий для правильной подачи горючей жидкости и своевременное пополнение запаса в баке создает еще один нюанс – характерный запах.

Плюсы и минусы

Среди качественных и технических показателей нет однозначных минусов или плюсов, поскольку некоторые, на первый взгляд, отрицательные черты могут быть в угоду расширению списка положительных моментов. В статье все уже оговорено, однако не лишним будет напомнить и классифицировать все нюансы.

Итак, плюсы:
  • автономность (в данном случае следует говорить об обособленности от инженерных систем и электричества);
  • смотря какое горючее можно применять: если только какой-то один вид – это минус, а если котел представлен комбинированной системой – это плюс;
  • стабильное горение и поддержание ровной температуры (при условии одинаковой дозировки поддержание горения, даже при ветре или осадках, не составляет труда).
В качестве 100% минусов отметим:
  • тяжелый разогрев горючего для достижения температуры воспламенения;
  • отсутствие пауз в работе отопителя (неоправданный расход топлива);
  • регламентированная минимальная температура в системе (у каждой она своя и зависит от объема теплоносителя, величины камеры горения и плотности гидрообвязки).
Котел на отработанном масле своими руками (видео)

https://youtube.com/watch?v=E22zPchFpzk

Выбираем котел

Как же выбрать котел, работающий на жидком топливе, так, чтобы остаться полностью им довольным? Поможет это сделать пошаговая инструкция.

Шаг 1. Оцените, каким количеством денежных средств располагаете. Это значительно сузит круг поисков идеальной модели отопительного котла.

Вначале оцените свои возможности

Шаг 2. Определитесь, какой тип котла вам нужен – одноконтурный или двухконтурный. О преимуществах и необходимости установки того или другого типа можно прочесть выше. Однако более дешевым вариантом, скорее всего, окажется именно одноконтурный котел.

Определитесь с количеством контуров

Шаг 3. Выберите, какой материал подходит вам больше подходит – чугун или сталь. Специалисты рекомендуют приобретать котлы из чугуна, так как они надежнее и лучше держат тепло.

Определитесь с материалом

Котел на жидком топливе Sime Rondo

Шаг 4. Если в будущем вы планируете перевести систему отопления на газ, то обязательно учитывайте это при выборе модели и возможно Вам подойдет конвектор отопления. Дело в том, что некоторые из котлов довольно просто переоборудовать, и тогда покупайте именно такой котел.

Принципиальное устройство горелки

Шаг 5. Прикиньте, сколько средств будет уходить на топку котла. Каждый вид устройства и каждая его модель нуждаются в различных количествах топлива. И чтобы было проще определиться, рассчитайте, какой котел вам подойдет по мощности. Для этого произведите простой теплотехнический расчет. При этом учитывайте количество дверей и окон, толщину стен и перекрытий дома, его габариты, а также и количество живущих там людей. Для примера: в доме, где высота потолков 3 м, а стены хорошо утеплены, на каждые 10 м2 площади необходимо около 1 кВт. Обычно расчеты помогают произвести продавцы котлов. Что такое электрический конвектор, Вы можете прочитать в нашей статье.

От мощности, в свою очередь, зависит и расход топлива. Расход солярки за час берите такой: умножьте мощность горелки на коэффициент, равный 0,1. А расход масла считайте так: 1 литр умножайте на 100 м2.

Таблица основных вариантов расчета котла

Шаг 6. Помните, что вам необходимо оборудовать и хранилище для топлива. Также подумайте и о том, на каком топливе вы бы хотели приобрести установку. Помните: дизельный генератор превратить в газовый проще.

Шаг 7. Обязательно почитайте отзывы о различных типах и моделях устройств, прежде чем совершить покупку. Нередко покупатели стараются продать не самое лучшее, но дорогое оборудование. От ошибки смогут уберечь советы и рекомендации в сети.

Котлы на жидком топливе

Устройство, работающее на мазуте

Из-за особой работы горелки дизельный котел не будет работать на мазуте или отработанном масле. Дополнительные горелки для модернизации котла на солярке стоят очень дорого, но не факт, что после проведенной своими руками смены конфигурации агрегата, он будет стабильно работать.

Котел на мазуте обладает такими преимуществами:

  • невероятно высокая теплопроводимость;
  • низкий показатель возникновения золы в устройстве;
  • светящееся пламя, способствующее возникновению радиационного теплообмена в топке;
  • может использоваться как в больших, так и в маленьких котлах;
  • добыча и организация хранения мазута;
  • высокая цена при покупке «чистого» мазута;
  • высокая температура застывания +25-30 о С.

Покупка такого рода котла выгодна только в том случае, если есть достаточно объемов топлива в постоянном доступе. Иначе агрегат будет дорого обходиться и совершенно не окупит себя. Котлы на мазуте преимущественно используются в местах, где это топливо обрабатывается своими руками или создается.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:

  1. Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90—97%.
  2. Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
  3. Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
  4. Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
  5. Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.

Котел жидкотопливный на дизельном топливе

Широко распространенный вид агрегатов на жидком топливе – на солярке. Они имеют небольшую стоимость, высокий КПД и просты в использовании. Агрегаты отопления дома на жидком топливе – солярке — не требуют особого разрешения на установку в локальную сеть отопления. Их можно модифицировать своими руками: подключить к газовой магистрали.

Дизельный агрегат отопления имеет конструкцию, в которую входят:

  • горелка, работающая на дизеле;
  • фильтры топлива;
  • насос;
  • отдельный пульт управления автоматизированной системой;
  • датчики безопасности по поддержанию стабильного горения и требуемой температуры теплоносителя в системе.
  1. Топливо смешивается с воздухом в надувной горелке.
  2. Смешавшись с воздухом переходит в камеру горения благодаря мощному вентилятору, где и сгорает.
  3. Теплоноситель нагревается, как и стенки камеры, в которой он находится.
  4. Образовавшиеся в процессе функционирования газы, отходят из системы устройства через специальный дымоход, предусмотренный конструкцией.

Благодаря тому, что котел на солярке мало чем отличается от газового. и существует возможность его переконфигурировать своими руками, так как ключевая разница заключается в типе горелки. Но их модификация своими руками возможна только для котлов на солярке, имеющих навесную горелку. Со встроенной такой трюк не пройдет.

Переоборудование топки своими руками с помощью деталей, входящих в комплектацию котла, должно происходить только по предлагающимся чертежам и никак иначе.

рассчитать расход топлива устройства и его теплопроизводительность

Это просто сделать, благодаря формуле: мощность котла в кВт/10 = кг топлива в 1 час работы. Для региона со средними климатическими условиями на снабжение теплоносителем постройки площадью 300 м 2 понадобится 3 тонны соляры. В среднем, 0,1л/час на 1 кВт мощности устройства. Расход может варьироваться в зависимости от потребностей жильцов в температуре – если кто-то комфортно себя чувствует при температуре 22-24 о С, то для других оптимальной будет от 25 о С. А чем выше температура, тем больше расход топлива.

Кратко – о достоинствах и недостатках жидкотопливного отопительного оборудования

Итак, если отопление требуется «здесь и сейчас», а никакой возможности получить доступ к сетевому газу или организовать постоянный подвоз сжиженного газа не имеется, то рассматривают варианты котлов на дровах или иных типах твердого топлива, электрический обогрев или использование оборудование, работающего на жидких углеводородах. Чем же последнее выделяются в лучшую сторону?

К преимуществам можно отнести следующее:

  • Установка котла на жидком топливе не требует весьма длительных и «нудных» согласительных процедур со сбором документов, составлением и утверждением по инстанциям проекта. В этом можно считать его отличительное достоинство от газового оборудования – хозяева проводят установку «на свой страх и риск». Правда, меры пожарной безопасности здесь еще и похлеще, так что могут быть трения если не с газовиками, так с пожарной инспекцией.
  • Преимущество над твердотопливными котлами – это простота точных регулировок и отсутствие необходимости частого вмешательства в работу котельной. Нет нужды проводить регулярные загрузки дров или угля, без которых не обходятся даже котлы длительного горения.
  • По сравнению с электрическими котлами жидкотопливные менее зависимы от «капризов» электросетей. Большинство из них все равно нельзя назвать энергонезависимыми – в схеме присутствуют вентиляторы для нагнетания воздуха, насосы для обеспечения подачи топлива и, часто, электронные блоки управления. Однако эта проблема, при возможных временных перебоях, может решаться установкой блока бесперебойного питания или резервного генератора, года в таких же условиях электрические котлы или иные электронагреватели становятся полностью неработоспособными.

Кроме того, для работы полностью электрического отопления зачастую приходится наращивать мощность на входе в дом, то есть протягивать новые или дополнительные линии, что может стать весьма затратным. Котлы на жидком топливе таких мероприятий не потребуют, но у них есть свои «фишки».

  • Оборудование на жидком топливе в основном отличается весьма приличным коэффициентом полезного действия, сравнимым с аналогичным показателем газовых агрегатов и даже электрических установок или приборов. В особенности это касается современных моделей, в которых организован дополнительный отбор тепла, выделяемого за счет конденсации водяных паров, всегда в немалом количестве образующихся при сгорании любых углеводородов, как газообразных, так и жидких.
  • Большинство котлов, работающих на жидком топливе, отличаются высокой степенью универсальности. По сути, их камера сгорания многофункциональная, и позволяет менять горелки в зависимости от типа применяемого топлива – будь то керосин, солярка, отработка, биотопливо и т.п. Мало того, практически безо всяких серьезных переделок котел со временем может стать и газовым – опять же, только за счет смены горелки. Таким образом, если в просматриваемой перспективе все же намечается прокладка к дому газовой магистрали, то есть необходимо потерпеть пару-тройку лет, то котел подобного типа становится просто «палочкой выручалочкой». Не придётся приобретать и переустанавливать новый агрегат, менять его обвязку «по воде» — достаточно выбрать и установить газовую горелку с унифицированным крепежным фланцевым узлом. Кстати, существуют и многотопливные горелки, например: газ и легкие типы жидкого топлива (солярка).


Особое преимущество котлов подобного исполнения:они легко переводятся на иной тип топлива сменой горелки либо использованием горелки универсального (мультитопливного) класса
В развитие темы можно добавить, что подобные унифицированные по креплению горелки для газообразного или жидкого топлива нередко подходят и к определённым линейкам дровяных котлов.

Цены на котлы

котёл на жидком топливе


Котел один и тот же, твёрдотопливный «Wirbel Eko-СК», но установкой соответствующей горелки и необходимой автоматики превращается в газовый, дизельный или пеллетный

Однако, не все с жидкотопливными котлами столь «радужно». Недостатки у них тоже серьезные, и их необходимо знать:

  • В первую очередь, стоимость качественного дизельного топлива никак нельзя назвать низкой. А расход при отоплении дома большой пощади, да с учетом длительности отопительного сезона в наших краях, получается немалым. То есть годовые затраты на отопление будут далеко не всем по карману.
  • Необходимо создать условия для хранения большого объема топлива. Если присовокупить сюда его пожароопасность, то задача выглядит тем более сложной. Кроме того, при низких температурах солярка в трубопроводах, да и в самой емкости, может начать густеть, «прихватываться» морозом, а это означает необходимость термоизоляции хранилища и магистрали от него к котлу. Поэтому баки под топливо очень часто стараются расположить непосредственно в котельной, что потребует помещения немалой площади (учитывая и вполне «впечатляющие» размеры и самого котла).


В наше время проблем с приобретением вместительных и довольно компактных ёмкостей для дизельного топлива нет, но все равно эту «махину» нужно куда-то пристроить, да и стоит она – недешево.

  • Нефтепродукты всегда имеют специфический запах, и отравлять им атмосферу в комнатах никто не захочет. Стало быть, и речи идти не может о размещении оборудования в жилой зоне или в соседствующих помещениях, не имеющих герметичных перегородок или дверей. Получается, что оптимальным решением будет строительство выделенной котельной.
  • К аналогичному выводу подводит и другое обстоятельство – работа жидкотопливного отопительного оборудования обычно весьма шумная.
  • В отличие от газа, нефтепродукты при сгорании выделяют немалое количество копоти и мелкой сажи, которая довольно быстро начинает забивать теплообменники котла и дымоходную систему. Стало быть, профилактические работы по чистке котла придётся проводить значительно чаще.
  • Жидкое топливо чаще всего требует предварительной очистки (фильтрации) и подогрева. Это усложняет устройство котла, нередко требует дополнительных расходов на сменные фильтрующие элементы.
  • Считается, что не имеет никакого смысла приобретать котел, работающий на жидком топливе, для отопления небольшого (скажем, до 100 м²) дома. Разумнее будет поискать другое приемлемое решение.
  • Стоимость котлов подобного типа или сменных горелок к ним – весьма высока.

Котлы на жидком топливе обзор моделей и выбор лучшего

Эту серию моделей производит De Dietrich (Франция). Сделаны котлы из чугуна, имеют мощность от 21 до 39 кВт. Могут быть обеспечены одной из трех систем регулировки работы установки (выбирать может покупатель) – ручная, дистанционная, автоматическая регулировки. Есть возможность переоборудования на газ с условием замены горелки. Модель стоит примерно 71 200 рублей.

Delta Pro 25/45/55

Производитель – Бельгия (ACV). Предназначение этих установок – домашнее использование, преимущественно не только для обогрева, но и для обеспечения жильцов дома горячей водой – к отопительному контуру подключается бак для подогрева воды. Нагрев жидкости до +30 градусов производится примерно в течение 10 минут. Котел может быть переделан под использование газового топлива. Стоимость — от 160 000 до 202 000 рублей.

Kiturami STS Oil

Южнокорейские котлы очень востребованы из-за невысокой цены (от 28 920 рублей). Но при этом они имеют отличное качество. Изготовлены они из нержавейки, легкие и прочные, а также компактные.

Бизон 30NL/40NL/ 50NL

Производитель – Словакия (фирма Protherm). Этот ряд моделей объединяет несколько установок, что прекрасно работают на жидком топливе. Отличаются мощностью, которая напрямую зависит от количества чугунных секций в теплообменнике. За работой оборудования помогает следить смотровое окно. Агрегаты обеспечивают и нагрев воды. Интересно, что производитель называет котлы названиями животных. Оборудование может быть переделано под потребление газового топлива – горелка покупается отдельно. Стоимость: 46 100 – 74 600рублей.

Эти корейские котлы служат минимум 10 лет, если верить производителю. Их мощность начинается от 11 кВт. Установки оборудованы турбонаддувной горелкой, встроенной вовнутрь. За счет этого удалось добиться снижения шума. Котлы большей мощности (от 40 кВт) оборудованы горелкой с насосами шестеренчатыми. Котел будет стоить от 38 580 до 49 850 рублей (в зависимости от конкретной модификации).

Производитель этих котлов – Германия (Buderus). Они отлично работают на жидком топливе, при необходимости легко переводятся на газовое. Отличаются надежностью, эффективностью, безопасностью. Очень экономны – этого удалось добиться за счет уникальной системы управления, которая отслеживает погодные условия и называется Buderus Logamatic

И, что тоже очень важно, котлы этой фирмы выглядят очень презентабельно. Среднерыночная стоимость — около 125 580 рублей

Популярные модели

Чтобы сделать правильный выбор и наконец-то купить отопительный котел, следует поближе познакомиться с основными моделями. Именно нижеописанные наиболее часто устанавливаются в домах с целью их обогрева.

Выбираем производителя

Обычно приобретаются котлы следующих фирм:

  • Ferroli (Италия):
  • Protherm (Словакия);
  • De Dietrich (Франция);
  • Kiturami (Южная Корея);
  • Buderus (Германия).

Таблица. Популярные модели жидкотопливных котлов.

Attention: The internal data of table “108” is corrupted!

Видео – Подбор дизельного котла

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное уст ройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов обзор популярных моделей

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Особенности устройства

Что же представляет собой котел отопления, работающий на жидком топливе? Это специальное устройство, при правильной эксплуатации безопасное и технологичное, которое, перерабатывая жидкие виды топлива (проще говоря, сжигая), превращает их в тепло, которое и обогревает весь жилой дом. При этом со своей задачей они справляются отлично – не зря их хвалят владельцы частных домов.

Котел, работающий на жидком горючем

Также заметим, что жидкотопливные отопительные котлы не только обогревают жилые помещения, но еще и подогревают воду (правда, зависит это от системы отопления в целом и от типа устройства). Пользоваться этими котлами очень удобно и комфортно, так как они полностью автоматизированы – хозяину достаточно лишь своевременно доливать топливо.

На заметку! Как известно, существуют не только жидкотопливные котлы – есть устройства, работающие на твердом топливе, газе, электричестве. Отличаются они друг от друга типом сырья, используемого для работы. Еще агрегат на жидком топливе отличается от газового тем, что имеет некоторые особенности конструкции – в него встроена специальная горелка-вентилятор.

Схема устройства котла

К сожалению, даже те, кто изначально пользуется жидкотопливным устройством, зачастую не знают, по какому принципу этот теплогенератор способен обогревать целый дом. В первую очередь, стоит сказать, что вышеупомянутая вентиляторная горелка как раз и заставляет топливо поступать в камеру, где происходит его сгорание и выделение тепла. Горелка также отвечает за безопасность и высокую продуктивность устройства – топливо во время подачи распыляется, смешивается с чистым воздухом, и только тогда происходит воспламенение.

Возможно, Вас заинтересует информация—схема котельной

Еще важные части жидкотопливного котла – это теплообменник и теплоноситель. Во время воспламенения горючего в камере выделившееся тепло обволакивает полностью теплообменник, нагревая его, а за счет нагрева этой части происходит передача тепловой энергии вперед, к теплоносителю. Сам выброс («выхлоп») выходит через дымоход на улицу.

Следующим важным элементом котла отопления является теплообменник, который изготавливается из стали или чугуна

Теплоноситель Thermagent Eko

Вся эта система заключена в прочный корпус, который имеет теплоизоляцию. А за происходящим процессом следит автоматика – все работает почти без участия человека.

Жидкотопливный котел Viessmann Vitorondens 222-F

Как сделать котел на жидком топливе своими руками

Что понадобится в процессе работы:

  • сварочный аппарат;
  • углошлифовальная машина (болгарка);
  • металлическая бочка объемом 200 л;
  • обрезки арматуры (Ш 15 мм и длиной от 3 см).

Если нет бочки подходящего размера, можно изготовить ее самостоятельно, из листового металла, для этого понадобятся трубы с диаметром не менее 5 см и длиной 80 — 100 см. В качестве дна можно использовать цельнометаллический круг толщиной от 4-х мм.

  1. Внутри бочки необходимо сварить три опоры параллельно земле: первая понадобится для монтажа самой печи, вторая – на уровне поддувальной дверцы в котле, а третья на 20 см выше трубы.
  2. Для изготовления колосников (чугунная решетка, через которую воздух проникает под топливо) необходимо изготовить металлический круг с прорезями, чем он толще, тем лучше. Перегородка для колосников расположена внутри котла.
  3. В крышке котла, которая также как и колосники, должна быть изготовлена из толстого металлического круга, проделывается отверстие для крепления трубы дымохода.
  4. Для того, чтобы получить отверстие под печные двери, понадобится сделать прорезь в нижней части конструкции, дверь должна быть немного больше, чем отверстие. Также, внутри короба необходимо сделать перегородку, она будет разделять зольный и топочный отсеки.

Факторы риска, советы по обслуживанию

Как и любое другое устройство, жидкотопливный котел является потенциальным источником опасности – задымления, возникновения пожаров и так далее, однако минимизировать риски поможет соблюдение таких рекомендаций:

  • обязательно выполняйте все требования пожарной безопасности;
  • устанавливайте котел на некотором расстоянии от стены (минимум 100 см до передней поверхности агрегата);
  • не оставляйте в помещении, где установлено оборудование, легковоспламеняющихся материалов и предметов;
  • позаботьтесь о наличии системы, которая в случае утечки топлива заблокирует прибор;
  • оборудуйте вентиляцию в котельной, а также позаботьтесь о правильном дымоходе;
  • обязательно соблюдайте все рекомендации, указанные в инструкции по эксплуатации.

Уход за котлом на жидком топливе

Котел следует регулярно чистить. Дело в том, что слой сажи, имеющий толщину около 2 мм, на целых 10% увеличивает расход топлива. Обязательно производится чистка форсунок в горелке, впрыскивающей жидкое топлива. Проверку котла проводите не реже одного раза в год. Лучше всего для проведения профилактических работ пригласить опытного специалиста.

Жидкотопливный котел нуждается в регулярной чистке

Помните, что своевременное обслуживание котла на жидком топливе обеспечит его долгую и верную службу без перебоев. Поэтому не стоит пренебрегать чисткой — это обойдется намного дешевле, чем покупка нового котла. И в чистке нуждаются абсолютно все модели установок, независимо от цены и качества.

Классификация

В зависимости от возможностей нагрева воды котлы отопления на дизельном топливе подразделяются на

  • одноконтурные, которые не предназначены для нагрева воды;
  • двухконтурные с ТЭНом или накопительным бойлером.

Дизельные котлы могут иметь естественную тягу, когда газы удаляются через дымоход или принудительную.

Принудительная тяга обеспечивается дутьевыми вентиляторами и требует установки коаксиального дымохода (он построен по принципу «труба в трубе» — продукты сгорания выводятся через внутреннюю трубу, а воздух для горения — через наружную).

Особенность масляных котлов – наличие системы подогрева масла.

Практически все современные модели имеют автоматическое управление, встроенный термостат, датчики контроля работы, принудительный отвод продуктов сгорания.

Особенности жидкотопливных котлов

Достоинства

Отопление на жидком топливе, как и любое другое, обладает определенными достоинствами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить следующее:

  • Для использования аппарата не надо получать разрешение, так как это оборудование относится к бытовой технике.
  • Возможность установки своими руками, так как нет необходимости проводить газопровод.
  • Оборудование обладает высоким КПД, которое достигает 95 процентов.
  • Незначительный уровень загрязнения атмосферы – все сгораемые продукты отвечают экологическим нормам.
  • Простая инструкция по эксплуатации, так как практически все современные приборы оснащены автоматикой. По этой же причине, котлы могут длительное время работать без вмешательства человека.
  • Как уже было сказано выше, возможность переоборудования для работы на газу.

Как мы видим, оборудование обладает многими достоинствами и является достаточно универсальным.

Котел на жидком топливе с баком

Недостатки

Среди недостатков рассматриваемых котлов можно выделить следующие моменты:

  • Большой расход топлива. Поэтому данный вид отопления является довольно затратным.
  • Котел совместно с емкостью для топлива занимает довольно много места.
  • Необходимость следить за работой системы и время от времени доливать топливо в бак.
  • Помещение необходимо оборудовать вытяжкой для отвода продуктов горения.
  • При работе, оборудование издает довольно сильный шум.
  • Для оборудования требуется электропитание, так как работу устройства контролирует электроника. Поэтому для работы в автономном режиме, необходимо использовать независимый источник электроснабжения.
  • Для топлива необходимо использовать специальную емкость, в противном случае внутри помещения будет распространяться неприятный запах горючего.

Обратите внимание! Котлы на жидком топливе, в отличие от других аналогов, требуют правильного обслуживания. В частности, нельзя допускать скопления сажи на стенках аппарата, так как это затруднит рабочий процесс устройства.

В результате этих недостатков, следует прикинуть все «за» и «против», а также ознакомиться с особенностями электрических и твердотопливных котлов. К примеру, если необходим аппарат для дачи, где поблизости имеется лес, целесообразней приобрести твердотопливный котел. В таком случае отопление может быть вообще бесплатным.

Жидкотопливный двухконтурный котел АСV

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: