Экология потребления. Усадьба: Облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.
В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамики подрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.
Печь, облицованная изразцами
На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.
Немецкие изразцовые печи
Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.
Изразцовая печь в замке Гейдельберг
XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.
Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.
Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке
Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596), называемый чаще Ганс Краут, — гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе. Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.
Изразцовая печь в замке Гейдельберг
Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто перенес итальянскую майолику через Альпы. Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике. Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, и в итоге он даже был похоронен за пределами христианского кладбища. Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца, и фамилия Краут была известна среди гончаров до XVIII века.
Музей печей и керамики в Фелтене
Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации. Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля. Наверное, поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве: из готики через ренессанс к барокко, бидермейеру и модерну.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на XVII-XVIII век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.
Нельзя не упомянуть прекрасные рокальные печи, сделанные на фаянсовом заводе Штоккельсдорф в Любеке под руководством еще одного знаменитого немецкого керамиста Иоганна Бухенвальда.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Иоганн Георг Людвиг Бонифаций Бухенвальд (1723—1806) — художник и руководитель нескольких фаянсовых заводов в Шлезвиг-Гольштейне, является одним из самых значимых немецких мастеров-керамистов.
Под художественным руководством Иоганна Бухенвальда немецкий фаянс стал одним из лучших в Европе, в том числе с точки зрения своей историко-художественной ценности.
Буржуйка с изразцами в стиле арт-нуво в музее в Фелтене
Еще один производитель изразцовых печей в Германии — Мейсенская мануфактура, которая дала начало предприятию Карла и Эрнста Тайхертов, выпускавшему изразцовые камины и печи до середины XX века. Примечательна изразцовая стена производства мануфактуры Мейсена, существующая до сих пор в Дрездене.
Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене. Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.
Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо и, конечно, изумительные печи эпохи модерна.
Изразцовая печь в стиле ампир в музее печей и керамики в Фелтене
В рамках одной статьи совершенно невозможно описать все европейское изразцовое и печное искусство — этому можно посвятить целую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось заинтересовать вас и, возможно, вы выберете время, чтобы посетить упомянутые нами места и особенно музей печей и керамики в Фелтене.
Адрес музея
:
Ofen- und Keramikmuseum Velten
Wilhelmstraβe, 32
16727 Velten
Telefon: 03304 / 3 17 60
Fax: 03304 / 50 58 87
- russian-mayolica.ru
Стилистика современных изразцовых каминов
Родной стиль печей с изразцами – русский этнический. Однако гармоничный дизайн, хорошие качественные материалы, продуманная конструкция самого отопительного прибора позволяют создавать удивительные дизайнерские инсталляции самых различных стилистических направлений.
Особо популярные стилистические концепции:
- Барокко;
- Модерн;
- Композиции панно;
- Восточные мотивы;
- Арт-нуво;
- Экологический лофт;
- Европейский кантри.
На стилистическую подачу во многом влияет и «родина» отделочного материала. Изразцы из городка Дельф традиционно оформляются кобальтовой росписью. Для фламандской школы характерно использование синих и шоколадных орнаментов на белом полотне или полотне «слоновая кость».
590adb6d32d3daecb4301f090dbc309b.jpe b4efdc8885b7a839d098b321e180114e.jpe 06e5e3f27a7ed0a7b539588807036d08.jpe 60a2eb6aeb98f41c83753fff38df753f.jpe eaddea461f69e0b2bc07ae21817a7a82.jpe 0682f11effd7e71af6a22f58298ec1da.jpe ef0ecc40afbcc087582efbba2bece98d.jpe d24cf55f98b659ecc195a029aa5fd4de.jpe 2b53047993a00b311137a4dddcf614ff.jpe
Голландская графика, которая дополнялась интересными французскими мотивами, отличалась особо элегантной и утонченной прованской акварелью. Английские камины облицовывались только посредством оригинальной британской символики. И сегодня эти мотивы можно свободно использовать данную атрибутику, создавая аристократический «чисто британский» интерьер.
Секреты кладки кафельных каминов и печей
В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.
Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.
В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.
Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.
Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.
Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.
Начинают возведение печей и каминов с укладки изразцов. Затем к их первому ряду прикрепляют кирпичи. Для того чтобы проверить размещение изразцов по вертикали и горизонтали, специалисты рекомендуют вначале уложить стенку из кафеля без раствора. После проверки ее можно разобрать и начинать укладку на раствор с углов. Порядок облицовки кафелем одновременно с кирпичной кладкой показан на фото: 1 — кладка из кирпичей; 2 — кафель; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — вязка рядов проволокой; 7 — петли крепления.
Румпу наполовину заполняют камнями, галькой или гранитом и глиняным раствором. Раствор наносят на уровне с бортами и прижимают к кафелю кирпич. Кафель скрепляют проволокой, когда кирпичная кладка дойдет до высоты его ряда. Проволоку проводят через загнутые части костылей крепления. Затем проволоку выводят в кладку. В вертикальных рядах плитки устанавливают вплотную и скрепляют с помощью стальных скоб. Чтобы при усадке кирпичной основы кафель оседал вместе с ней, толщина швов между горизонтальными рядами плиток должна быть не меньше 3 мм.
Какая плитка подходит для отделки камина
Основные параметры выбора:
- ударопрочность, износостойкость – напрямую влияют на долговечность покрытия;
- дизайн – внешний вид камина должен соответствовать стилистике помещения;
- влагостойкость – если в помещении присутствует вода (сауна, баня);
- устойчивость к температурным перепадам – очень важна, если очаг является единственным источником отопления комнаты;
- толщина – чем больше, тем лучше, рекомендуется вариант не тоньше восьми мм;
- пористость – желательно использовать низкопористую, так как она долговечнее;
- маркировка плитки – применение категории «А» более приемлемо, так как размеры изделия максимально точные, рисунок четкий, что очень важно при выкладывании сложных узоров.
Отделочных материалов на основе керамической плитки существует множество видов:
- терракота – материал прочный и долговечный, морозостойкий и паронепроницаемый. Плитка не раскалывается при ударах, практически не царапается, подходит для влажных, отапливаемых и неотапливаемых помещений, крепится на любую поверхность. Камин, оформленный терракотовой плиткой, греет дольше других, покрытие хорошо переносит резкие температурные перепады;
- изразцы – используются для высокохудожественной отделки печей, чаще всего покрываются глазурью, рисунок наносится практически любой. Теплоотдача изделия – высокая, ухаживать за ним легко, но стоимость материала высока;
- керамогранит – сочетает в себе лучшие свойства гранита и керамики, устойчив к перепадам температур, не растрескивается, не плесневеет, не выцветает на солнце, предлагается в различных цветовых вариантах;
- клинкерная плитка – производится из нескольких сортов глины, с добавлением шамотного порошка. Толщина материала – 9-13 мм, он легко монтируется при помощи термоклея, но при оформлении летней кухни последний выбирается морозостойкий. Клинкерная плитка малопористая, износостойкая, ударопрочная;
- майолика – применяется с давних времен, по составу это усовершенствованная терракота, с нанесенным на нее рисунком, покрытая прозрачной глазурью. Цена материала высокая,
- кафель – жароустойчив, отлично переносит температурные перепады, но на морозе материал быстро портится, осыпается. Для каминов предпочтительны матовые варианты – они не растрескиваются. Укладка производится с использованием жаростойких составов либо без клея – в металлическую рамку;
- шамотная плитка – выполняется из каменной муки и тугоплавкой глины, обладает кислотоустойчивостью, огнеупорностью, отлично переносит сверхнизкие температуры, не стирается.
Технология монтажа плитки своими руками
Для самостоятельного укладывания приобретается специальный состав – плиточный клей. На изнаночной стороне плиток обычно имеются специальные насечки, повышающие сцепление деталей с основой. Конструкцию рекомендуется усилить крупноячеистой армирующей сеткой, закрепляемой на саморезы либо гвозди. Далее сетку покрывают смесью песка, глины, цемента высоких марок, с добавлением полимеров. Швы оформляются затиркой, чтобы они были ровными, при укладке используются специальные пластиковые крестики. Ровность покрытия проверяют уровнем и отвесом.
Австрийские изразцовые печи
Хоэнзальцбург — старинная крепость на вершине холма Фестунгсберг в городе Зальцбург, построенная в 1077 году архиепископом Гебхардом, — является одним из крупнейших средневековых замков Европы. С тех пор крепость неоднократно перестраивалась, поэтому сегодня от постройки Гебхарда остался только фундамент. Несмотря на мощные стены и внушительный вид замка, он всегда сдавался противнику без боя.
За всю историю замок только один раз подвергался осаде, да и то речь шла о вооруженном восстании крестьян в 1525 году, и в нем отсиживались испуганные феодалы. Сейчас в замке крупнейшее собрание экспонатов военной истории Австрии и одна из самых крупных коллекций военного оружия разных исторических эпох.
Керамическая печь в Инсбрукском музее ремесел
В крепости Хоэнзальцбург сохранились две старейшие в Европе изразцовые печи XVI века. Эти печи относятся к средневековому готическому искусству и облицованы керамическими изразцами, покрытыми свинцовыми глазурями. На изразцах сохранились прекрасные скульптурные изображения религиозных сцен («Изгнание Агари» из Ветхого Завета), двенадцати апостолов и царствующих персон.
Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка
Еще один шедевр венской архитектуры — Дворец Кински в Вене. Он интересен не только тем, что является необыкновенно красивым строением в стиле барокко, но и тем, что это полноценно функционирующее здание. В нем проводятся аукционы произведений искусства, а также светские и дипломатические мероприятия. Например, именно там проводились переговоры ЕС о статусе Косово.
Нижний замок в Вильнюсе
Дворец был построен по заказу графа Вириха Филиппа фон Дауна и его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. В 1784 году дворец был продан графу Францу Иосифу Кински — директору венской военной академии и автору множества трудов по военным наукам. Дворец часто называют Даун-Кински по именам его именитых владельцев. Дворец относится к стилю барокко, имеет в своих интерьерах многочисленные произведения искусства, а фасад и его декоративные элементы задавали стиль всей Вене вплоть до XIX века.
Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка
Во дворце Кински сохранилась замечательная изразцовая печь 1740 года. Эта печь является типичным представителем венских печей XVIII века, имеет пейзажные и жанровые живописные панно, многочисленные рельефные фризы и, конечно, скульптурные «ноги» в виде львов.
Реконструированные изразцовые печи 16 века в Нижнем замке
Музей ремесел в Инсбруке. В 1888 году перед лицом наступающей индустриализации и на волне движения Arts & Crafts тирольские ремесленники решили открыть музей народного искусства и ремесел. К 1903 году музей был открыт в здании бывшего францисканского монастыря в Инсбруке. В коллекции музея были собраны прекрасные образцы прикладного искусства, принадлежавшие самым разным слоям общества. Здесь и вещи крестьянского быта, и культовые религиозные объекты, и изысканные предметы искусства из домов тирольских дворян и буржуазии.
Представляем вашему вниманию изящную керамическую печь из Инсбрукского музея прикладного искусства. Это кобальтовая изразцовая печь в стиле ренессанс с белыми фаянсовыми барельефами.
Отделка печи изразцами
Печь, облицованная изразцами, очень красива, гигиенична, проста в обслуживании. Кроме того, облицовочный слой дополнительно перекрывает швы и повышает теплоотдачу печи. Отделочные работы при облицовке изразцами всегда ведутся одновременно с кладкой рядов печи. Такая работа требует высокой квалификации и мастерства.
Прежде всего, необходимо отобрать изразцы. Отбор ведется по цвету, форме и размеру. К форме предъявляются требования отсутствия наплывов, внешних и внутренних трещин. Цветовая гамма сортируется по оттенкам. Принято более темный изразец пускать на облицовку нижних частей. Чем светлее оттенок цвета, тем выше располагается изразец. Сортировка по размеру должна отобрать стандартные изразцы.
Нестандартный размер подтесывается специальными приемами с использованием остро отточенной стальной полосы и стального стержня. Применение печного молотка или кирочки может расколоть изразец
Места обтесывания изразца осторожно шлифуются
При необходимости перепилить изразец, рекомендуется пользоваться тонкой стальной проволокой. Внешняя глазурь при этом размечается маркером и по линии разреза делается внешняя канавка 2-4 мм шириной. Пиление проводится вниз тыльной стороной, удерживая изразец двумя руками.
Техника облицовки изразцами
Рабочий ход при движении плитки на себя
После распиливания, изразец тщательно и осторожно шлифуется плавными круговыми движениями, его горизонтальные стороны слегка скашиваются. Обязательным правилом есть смачивание изразца перед кладкой
Крепление изразцов ведется с применением специальных прямоугольных скоб из упругой стальной полосы, шириной 15 мм и толщиной 2 мм. Требование жесткости скобы связано с надежностью крепления плиток.
Количество скоб из расчета по две на изразец. Кроме скоб понадобится стальная проволока диаметром 4-5 мм для изготовления штырей, по одному на изразец. Штырь имеет загнутый конец и вставляется в отверстия румпы. Общая длина проволоки находится по количеству изразцов и длине штыря на 30 мм большей высоты изразца. Длина отожженной проволоки для связывания рядов изразцов и организации петель примерно находится сложением произведения длины одного ряда кладки на удвоенное количество рядов с произведением удвоенного количества изразцов на 0,2 м. Все данные будут ориентировочными и уточняются в ходе работ.
Облицовка изразцами начинается с укладки без раствора отобранных для внешней стены кирпичей и ее последующей разборки с оставлением одного ряда. Выставляют угловые изразцы нижнего ряда, применяя уровень, отвес и угольник, правило. Каждый изразец намазывается раствором, под румпу укладывается толстый слой раствора. Пространство между этими плитками на сухую заполняется остальными изразцами ряда, выверяются и подгоняются их размеры. Плитки должны прилегать как можно плотнее. Если вертикальные швы практически отсутствуют, то облицовка изразцами предполагает наличие горизонтального шва 2-3 мм для усадки с кирпичной кладкой. Крепление изразцов между собой проводится скобами и проволочными скрутками, к стене кладки изразцы крепятся специальными проволочными закладными петлями.
Строим и ремонтируем сами
Как выбрать бензопилу Выбор пилы не быстрое решение. Если вы хотите использовать бензопилу в саду или на загородном участке, то вам подойдёт бытовая пила. Как правило, бытовую пилу используют от случая к…
Отделка фасада деревянного дома Безусловно, сам по себе деревянный дом имеет эстетичный вид. Как будто сливается с природой натуральный цвет и материал, который он имеет. Именно благодаря этому создаются ощущения…
Полимерные наливные полы С каждым днем декоративные полимерные полы становятся все популярнее в жилом строительстве. В свое время они были разработаны для покрытия больших площадей в производственных и…
Установка дверей самостоятельно В этой статье, хотелось бы рассказать о том, как собрать дверную коробку, и установить её. Если вы собрались менять двери, и не знаете с чего начать, то мы вам в этом поможем. Главным…
Утепление дома своими руками Строительные нормы нынешнего времени предписывают обязательную теплоизоляцию стен зданий. Существует множество видов теплоизоляции фасада, но наиболее предпочтительным…
Литовские изразцовые печи
Главное здание дворца Вилейшиса
Один из замечательных объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского. Восстановление замка — наверное, один из самых масштабных проектов по возрождению литовской государственности и воскрешению из небытия множества прекрасных образцов средневекового искусства. Экспозиция представлена в хронологическом порядке, и в ней освещены три основных периода в искусстве: готика, ренессанс, раннее барокко.
Круглая керамическая печь во дворце Вилейшиса
При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506—1548) и Сигизмунда Августа (1548—1572). Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.
Зеленый камин в стиле модерн в спальне
Печные изразцы составляют самую большую группу архитектурной керамики Нижнего замка. Было найдено более двадцати различных видов изразцов с княжескими гербами и аллегорическими изображениями мифологических и библейских персонажей.
Наибольшее число изразцов, найденных на территории Нижнего замка, относятся к эпохе Возрождения. Это изразцы с многоцветной глазурью и сюжетами гравюр известных немецких художников 16 века: Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Ганса Себастьяна Бехама. В наши дни в Нижнем замке была произведена реконструкция печей XVI века.
Изразцовая печь завода Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF)
Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурный ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.
Замок Хоэнашоу
Петрас Вилейшис (1851—1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.
Рельефный изразец Ганса Краута
Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко. Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.
Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.
Изразцовая печь Краута в музее Виктории и Альберта, 1577
После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы, и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.
Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях
Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво
Готическая изразцовая печь в замке Хоэнашау
Изразцы для печей во дворце произведены финляндским — Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF), чьи модели мы активно используем в своей работе и о котором писали в нашей статье о финских изразцовых печах начала XX века. Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.
Что такое изразцы
Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.
Румпа, что это такое и зачем она нужна?
Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.
Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.
Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.
Преимущества изразцов перед плиткой
прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;
способность выдержать любую температуру;
устойчивость к перепадам температур;
аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;
экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;
простота в уходе;
экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;
низкий показатель влагопоглощения;
тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.
Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.
Выбор изразцов для облицовки
Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации. Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).
a258d310be109ce3dfd2dd6dab1f6045.jpe aed7fa2eb68463740a7d5f7a8c7388fa.jpe 5cf33b3bc9c1c6290b9f1ad3d218ac89.jpe 36b71782c67d67733ebccde26173ad27.jpe
cc96125be9b7bce5702db19dde2af90f.jpe
2b84fa8c652425f0a15bccb6423a0688.jpe
Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.
А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.
Как проверить качество изразца
Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:
- сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
- наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
- метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
- число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.
Облицовка печи изразцами пошаговая инструкция
Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.
Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.
Установка первого ряда
подготовка изразца;
- подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
- после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
- затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
- образовавшиеся пустоты заполняют глиной;
Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции (соотношении) 1:2:2.
кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;
установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;
плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб.
мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.
Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.
Порядок крепления изразца показан на фото.
После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.
Укладка последующих рядов изразцов
После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.
Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой
Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.
Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор – через 3-4 недели.
Нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
Как почти вся керамика, изразцы могут быть расписаны с использованием таких методов:
Холодная роспись
Рисунок создается обычными масляными красками. Перед покрытием изразец нужно покрыть натуральной олифой, подсушить в течение 1-2 суток, а затем расписывают.
После высыхания красок для получения более красивой поверхности и придания краске стойкости, изразец можно покрыть масляным лаком. Метод хорош тем, что не требует дополнительных обжигов.
Для тех, кто делает изразцы для печи своими руками – это наименее трудозатратный вариант. При этом, на разные изразцы можно нанести разные части рисунка. При раскладке изразцов получится большой рисунок на всю поверхность печи.
Роспись цветными ангобами (ангобирование)
Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины (глинистой суспензии), которым покрывают керамические и гончарные изделия перед обжигом, чтобы получить гладкую поверхность или для придания нужной окраски.
Ангоб для росписи изразцов можно получить двумя способами.
Во-первых, подобрать разные по оттенку виды глины. Во-вторых, заколеровать белую глину, красящими пигментами. Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:
- нанесение глины, доведенной до консистенции густой сметаны;
- окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После того, как белый фон просохнет (но не высохнет полностью) на него цветными ангобами наносится рисунок.
Ангобирование изразцов — видео
Примечание. Если дальнейшее глазурование изразца не планируется, мастера рекомендуют добавить в ангоб 10-20% флюса. Флюс — это силикатное стекло, сообщающее краскам блеск. Изготавливается стеклянный порошок самостоятельно путем толчения стекла в емкости. Чтобы упредить распыление частиц работы выполняются в очках, перчатках, а емкость с пестиком помещается в прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Крупные частицы удаляют путем просеивания порошка через сито. Хорошо для этих целей подходит капроновый чулок, натянутый на основу, например, на пяльцы для вышивания.
Рисунок придаст гладкому или рельефному изразцу неповторимую красоту. В качестве тематики при выборе рисунка можно использовать мотивы, которые передают голландские, испанские или русские изразцы.
Чтобы закрепить нанесенный рисунок изразец нужно подвергнуть повторному обжигу.
Особенности
Отличительной чертой подобной плитки является наличие румпы – выступа, имеющего коробчатую форму на обратной стороне. Благодаря этой особенности изделий возрастает их прочность, а также общая теплоемкость обогревательного устройства. Изготовление элементов в виде объемных изделий является существенным отличием продукции от керамической плитки.
Уникальное строение плитки делает ее лучшим материалом для облицовки печей. Сырьем для изготовления изразцов служит глина. В ходе повышения температуры показатель ее расширения имеет одинаковое значение с уровнем расширения кирпичной кладки, благодаря чему материал получает превосходные свойства теплоотдачи.
К главным преимуществам изразцов можно отнести:
- устойчивость к температурным колебаниям;
- хороший показатель прочности, который достигается благодаря толщине продукции;
- аккумулирование тепла – протопленная печь будет отдавать тепло в помещение около суток;
- небольшой показатель поглощения влаги;
- удобство в обслуживании;
- экономия топлива;
- низкий уровень травмоопасности материала – контакт с поверхностью не вызывает ожогов;
- большой эксплуатационный срок;
- историческая значимость.
Привлекательность изразцовой плитки – вне конкуренции. Печь, оформленная такой продукцией, будет прекрасно гармонировать с интерьером в комнате в современном стиле хай-тек или в рустикальной стилистике оформления убранства, которая была популярна еще при царе.
Современные модели печей устроены таким образом, чтобы использовать минимум топлива, а значит, экономить денежные средства на обогреве помещения. Современные универсальные конструкции прекрасно работают на натуральном сырье, а также альтернативных вариантах топлива.
Облицовка своими руками
Как это ни странно, но существуют и те, кто захочет не только сделать камин своими руками, но и материал облицовки для него не искать в магазине, а тоже сделать самому. Таким людям будет приятно услышать, что клинкерную или гипсовую плитку очень легко сделать самостоятельно.
Для клинкера понадобятся: силиконовая форма, гипс, песок и цемент. Все нужные «ингредиенты» смешиваются и заливаются в форму. Через 15 минут все уже готово, нужно только посушить и покрыть грунтовкой, чтобы ничего не осыпалось.
Для изготовления гипсовой плитки будут нужны: силиконовая форма, гипс, гашеная известь, вода. Все перемешивается и заливается в форму, но необходимо делать это быстро иначе гипс начнет застывать в самый неудачный момент. Через 15-20 минут материал можно доставать из формы и оставить сушиться дальше, делать это надо аккуратно, потому что конструкция пока очень хрупкая.
Подготовка изразца к облицовке
Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.
С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.
Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.
Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным
При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.
Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах.
Варианты укладки изразцов: первый рисунок – с сортировкой, второй – без.
На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
Облицовка камнем
Использование натурального или искусственного камня, как это видно на фото отделки камина, позволит создать весьма прочное покрытие. Наряду с этим достоинством, следует отметить и простоту кладки. Ведь от мастера не потребуется создания идеально ровных швов. Наоборот, некоторая небрежность может стать изюминкой декорирования.
Среди наиболее часто используемых материалов выделяют:
Известняк с песчаником позволяют выбрать любой стиль декоративного оформления, но их прочность невысока, они сильно поглощают сажу.
Гранит – может использоваться как в необработанном виде, так и после полировки. Цветовая палитра разнообразна. Камень прочен, устойчив к моющим средствам.
Сланец – эстетичный и прочный материал, но требователен к правильному выбору стиля.
Мрамор – отличается декоративным разнообразием и возможностью украшения камина в интерьерах, оформленных во многих стилях.