(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужна крышка расширительного бачка
- Как выбрать крышку расширительного бачка
- Как доработать крышку расширительного бачка
- Какая крышка расширительного бачка самая лучшая
Для двигателя автомобиля большое значение имеет своевременное охлаждение. Наиболее значимыми элементами системы охлаждения обычно считают помпу и радиатор. Но в этой статье мы поговорим о том, какую роль в «организме» машины играет крышка расширительного бачка, как выбрать лучшую и при необходимости устранить неисправности.
Задачи крышки расширительного бачка
Многие автомобилисты полагают, что основная функция крышки расширительного бачка заключается в том, чтобы не допустить вытекание охлаждающей жидкости при эксплуатации автомобиля. В действительности же ее назначение более обширно, она играет важную роль в функционировании двигателя.
Исправная заглушка обеспечивает сохранность множества частей двигателя и системы его охлаждения.
Работающий автомобильный двигатель сильно нагревается. При этом также происходит нагрев охлаждающей жидкости – антифриза или тосола.
Часть тепла от охлаждающей жидкости (ОЖ) используется для обогрева салона автомобиля, тем самым нагрев двигателя уменьшается. Нагреваясь, ОЖ расширяется одновременно с увеличением давления. Чем горячее двигатель, тем выше давление в системе охлаждения авто.
Если бы расширительный бачок закрывался плотной крышкой, обеспечивающей герметичность всей системы охлаждения, то высокое давление внутри системы привело бы к разрыву патрубков, трубок, шлангов, выходу из строя радиатора и других деталей СОД.
Для исключения подобных последствий расширительный бачок закрывается специальной крышкой, играющей одновременно роль клапана.
Двигатели различных автомобилей функционируют при определенных температурных показателях, зависящих от типа и конструктивных особенностей ДВС. Диапазон температур для большинства моторов варьируется в пределах +90…+100 °С. Однако для нормальной работы двигателей некоторых автомобилей необходим прогрев до температуры +100…+130 °С.
Рекомендуем
«Торможение двигателем: как и зачем это делать» Подробнее
Названный диапазон температур вызывает расширение охлаждающей жидкости на 20–30 % от начального объема. При этом в системе охлаждения возникает избыточное давление. В среднем, давление может составлять 1,1–1,5 атм. Более высокие или низкие значения могут стать причиной определенных неприятностей, включая создание эффекта вакуума, сжатие трубок, поломку отдельных элементов системы охлаждения.
Хорошая крышка расширительного бачка, содержащего охлаждающую жидкость (тосол или антифриз), предотвращает возникновение излишне высокого или, наоборот, низкого давления внутри системы охлаждения, поддерживает его постоянный уровень.
Остановимся подробнее на устройстве заглушки, а также на принципах работы этого незаменимого элемента двигателя практически любого автомобиля.
Про основную функцию заглушки – стабилизацию давления в системе охлаждения – мы уже рассказали. Вторая, не менее важная ее задача заключается в удержании внутри бачка всего объема охлаждающей жидкости. Следовательно, пробка должна плотно прилегать к граням.
Функционирование крышки расширительного бачка напрямую связано с ее конструктивными особенностями, заключающимися во встроенном специальном клапане. Именно он и регулирует давление внутри системы охлаждения двигателя. Этот клапан расположен с внутренней стороны заглушки, т. е. внутри расширительного бачка. Современные автомобили оснащаются одним таким приспособлением, выполняющим одновременно две функции – стравливания излишнего давления и его нагнетания при снижении показателя до критически низких значений.
Работа крышки расширительного бачка в системе охлаждения двигателя автомобиля зависит от типа заглушки. Конструкция последней, которая устанавливается на иностранных автомобилях, предусматривает наличие одного клапана, предназначенного как для нагнетания, так и для стравливания давления внутри системы.
В то же время конструкция крышек расширительного бачка автомобилей «ВАЗ» предусматривает наличие двух клапанов, один из которых предназначен для нагнетания давления, а второй – для его стравливания.
Крышка расширительного бачка оснащена следующими клапанами:
- Предохранительным – от высоких значений.
- Вакуумным – от низких показателей.
При нормальном давлении в охлаждающей системе оба клапана находятся в закрытом состоянии и не функционируют. Такое положение является нормой.
Впрочем, нормальная работоспособность заглушки не зависит от количества клапанов. Основное значение имеет их своевременное открывание и закрывание при достижении давлением в системе критических значений, неважно, идет ли речь о высоком или, наоборот, низком давлении.
При нормальном давлении, находящемся в рамках допустимых значений, клапаны заглушки пребывают в состоянии ожидания, т. е. не функционируют. Однако при выходе показателей за пределы нормы клапан начинает либо стравливать давление, либо нагнетать его, добиваясь нормализации.
Устройство крышки
Важно понимать, что запорный элемент для расширительных бачков есть на любом автомобиле, под капотом которого установлен ДВС. И не принципиально важно, дизельный он, бензиновый или работающий на газу.
Потому проблема с выходом из строя этого узла может встречаться на любых авто, включая такие модели как:
Смотрите также
Скрипит руль при вращении: основные причины, как исправить
- Лада Калина;
- Форд Фокус;
- Газель Некст;
- Дэу Ланос;
- Фольксваген Пассат;
- Лада Приора;
- ВАЗ 2110;
- Рено Логан;
- Опель Астра;
- ВАЗ 2114;
- Шевроле Лачетти и пр.
Вы уже поняли, что крышка служит не только для предотвращения выливания ОЖ из бачка. Это еще и регулятор давления в системе.
Внутри крышки, выполненной обычно из пластика, скрывается клапан. Именно он берет на себя такую ответственность. Клапан погружается внутрь расширительного бачка, и по мере необходимости нагнетает или стравливает избыточное давление.
Прежде чем покупать новый элемент, если прежний вы заподозрили в поломке, его можно проверить. Выбирать следует аналогичный тип запорного механизма.
Учтите, что все современные иномарки в подавляющем большинстве случаев перешли на одноклапанные крышки для расширительных бачков. То есть физически присутствует лишь одна конструкция клапана. Просто он может выполнять одновременно сразу две функции. В то время как на отечественных автомобилях до сих пор можно встретить пару клапанов. Каждый из них отвечает за выполнение соответствующей функции. Хорошо это или плохо, судить сложно. Но факт остается фактом.
Срабатывание крышки происходит только тогда, когда фиксируется избыток давления или его дефицит в системе. Для каждого авто есть свои нормы температуры и давления для срабатывания элемент.
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
К сожалению, некоторые продавцы предлагают автовладельцам некачественную продукцию, включая заглушки, способные допустить повышение давления в системе охлаждения двигателя до 1,3–1,5 атм и более, что существенно превышает нормальные значения.
Поговорим о нескольких разновидностях заглушек, предназначенных для переднеприводной «Лады». Крышки расширительного бачка для этого автомобиля выпускают многие производители. При этом независимо от разницы в цвете корпуса, резьбе, «начинке», наличии надписей, клапаны изделия должны открываться, когда давление в системе достигает значения 1,1 атм.
Если же заглушка выполнена некачественно, то можно столкнуться с ситуацией, когда избыточное давление стравливается излишне долго. Или, например, клапан открывается при достижении давлением половинного значения, т. е. при его повышении до 0,5-0,6 атм.
Рекомендуем
«Жидкое стекло для автомобиля: эффективная защита и привлекательный внешний вид» Подробнее
Неисправности крышки расширительного бачка чаще всего являются причиной закипания охлаждающей жидкости – с подобными последствиями нередко сталкиваются владельцы автомобилей «ВАЗ». Если при этом температура двигателя находится в рабочем диапазоне, то речь очевидно идет о том, что заглушка не в состоянии удержать требуемое давление внутри охлаждающей системы.
Подобная неисправность может быть вызвана и другой причиной – неисправность вакуумного клапана привела к попаданию в систему охлаждения двигателя автомобиля воздуха и образованию воздушной пробки, препятствующей нормальной циркуляции и, соответственно, охлаждению жидкости. В холодное время года воздушная пробка может повлечь за собой плохую работу печки в авто. Кроме того, придется постоянно добавлять охлаждающую жидкость, т. к. повышенное давление будет выгонять ее через стыки между штуцерами и надетыми на них патрубками, а также через хомуты.
Негативными последствиями некачественной работы крышки расширительного бачка являются:
- разрыв некачественных или изношенных патрубков (с подобной проблемой могут столкнуться не только владельцы автомобилей «ВАЗ»);
- протечки в основном или отопительном радиаторе;
- разрыв корпуса термостата;
- разрыв расширительного бачка.
Чтобы не допустить названных последствий, стоит ознакомиться с признаками, указывающими на неудовлетворительную работу клапана крышки расширительного бачка. Перечислим основные из них:
- Появление дыма из подкапотного пространства чаще всего вызвано вытеканием охлаждающей жидкости из расширительного бачка и попаданием ее на разогретый до высокой температуры впускной коллектор. Положительным моментом в этой ситуации является нормальная температура самого двигателя. Подобный признак свидетельствует о выходе из строя клапана заглушки. Нормально функционирующий клапан сбрасывает давление из системы при достижении им определенного значения, однако в некоторых случаях стравливание начинается раньше времени, что приводит к выплескиванию антифриза или тосола из расширительного бачка.
- Несмотря на перегревание двигателя, печка нагнетает в салон холодный воздух. Такая ситуация возможна при поломке клапана, контролирующего низкое давление в системе охлаждения двигателя. При выходе его из строя в систему попадает воздух, возникают воздушные пробки, вызывающие перегрев силового агрегата.
- Появление следов охлаждающей жидкости в районе хомутов, трубок или под радиатором свидетельствует о выходе клапана из строя. Избыток давления из системы не стравливается, приводит к срыву хомутов, разрыву трубок и поломке радиатора.
При этом не всегда возможно ограничиться заменой исключительно крышки расширительного бачка, в ряде случаев понадобятся также новый радиатор, хомуты, трубки, уплотнители. Иногда слишком высокое давление приводит к разрыву самого расширительного бачка. В этом случае придется менять всю систему в сборе.
Признаки неисправностей
Прежде чем проверять крышку, нужно получить сигнал о том, что она потенциально вышла из строя и не выполняет больше свои функции.
Симптоматика поломки скорее косвенная, и может проявляться в следующем виде:
Смотрите также
Как оплатить штраф ГИБДД: выбираем лучший способ
- из-под капота валит густой белый дым;
- двигатель перегревается, но печка остается холодной;
- срывает хомуты;
- разрывает трубки системы охлаждения;
- нарушается герметичность радиатора;
- разрывает бачок с жидкостью охлаждения;
- трубки сжимаются и не пропускают ОЖ;
- нарушается циркуляция антифриза по системе и пр.
Дым обычно появляется, когда давление превышает допустимые значения. А вот перегрев при холодном отопителе указывает как раз на дефицит давления в системе. Тут будет полезно напомнить вам о материале, посвященном устранению воздушной пробки. Я оставлю ссылку на него. Переходите и читайте.
Как проверить крышку расширительного бачка
В ряде случае стоит самостоятельно проверить состояние крышки расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Однако не стоит забывать о сложности данной операции, поскольку функционирование элемента зависит от давления внутри системы.
Создать необходимое для проверки давление в кустарных условиях собственного гаража не так просто. В связи с этим при возникновении подозрений в неисправности крышки бачка проще обратиться в автосервис, чем заниматься проверкой ее работоспособности самостоятельно.
В автосервисе проведут диагностику заглушки, подвергнув крышку расширительного бачка определенному давлению, нагнетаемому специальными насосами. Благодаря этому можно определить, происходит ли открывание и закрывание клапана крышки при достижении необходимых значений, или же вышедшую из строя заглушку необходимо менять.
Впрочем, можно и самостоятельно проверить работоспособность заглушки, хотя, конечно, полученные результаты будут не столь точными, как при диагностике в автосервисе. Если вы думаете о том, как проверить крышку расширительного бачка, то ниже для вас приведена инструкция.
В первую очередь, до запуска двигателя необходимо снять крышку с расширительного бачка, расположенного в подкапотном пространстве, и тщательно осмотреть ее при хорошем освещении. Исправная заглушка не должна иметь механических повреждений, таких как сколы, трещины, разрывы, потертостей и т. п. Их наличие будет свидетельствовать о неисправности крышки, ставшей причиной появления характерных симптомов.
Если же визуальный осмотр не выявил наличия на заглушке повреждений, ее необходимо установить на место, после чего запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Затем необходимо вновь открыть капот и, надев перчатку, чтобы не обжечься, начать аккуратно откручивать пробку. Делать это необходимо в полной тишине, чтобы услышать звуки, которые могут возникнуть в процессе откручивания заглушки.
Если никаких звуков не возникнет, значит, заглушка исправна. Свист или шипение в процессе ее откручивания будет свидетельством того, что клапан крышки не срабатывает, несмотря на достаточно высокое давление внутри системы. Избыточное давление сдерживается крышкой, поскольку нефункционирующий клапан не открывается.
Низкое давление проверяется другим способом. При плотно закрытой заглушке двигатель прогревается до рабочей температуры, а затем проверяется состояние толстых шлангов системы охлаждения. О выходе крышки расширительного бачка из строя будут свидетельствовать сжатые, вдавленные внутрь шланги. Такая ситуация возникает при падении давления внутри системы ниже необходимого уровня.
Можно воспользоваться альтернативным способом проверки работоспособности заглушки, однако он подходит не для всех автомобилей, т. к. системы охлаждения имеют конструктивные особенности и различный доступ к шлангам.
При отсутствии возможности осмотреть шланги без демонтажа отдельных элементов системы можно попробовать сделать это следующим способом. Необходимо при открытой крышке расширительного бачка сильно сжать шланг, после чего закрутить пробку. После этого пережатый шланг отпускается. Если трубка вернется к первоначальному объему, клапаны функционируют нормально.
Обнаружив неисправность клапана крышки расширительного бачка, вам придется заменить вышедший из строя элемент. Т. е. необходимо будет купить заглушку, идентичную той, что установлена в системе охлаждения вашего автомобиля, и поставить ее на бачок. Если после этого система начнет работать нормально, значит, дело было именно в пробке бачка охлаждающей жидкости.
Устройство, принцип работы крышки бачка
Итак, во-первых, крышка плотно закрывает бачок, чтобы повысить давление в системе. Во-вторых, ее устройство позволяет сбросить максимальное давление. В конструкцию любой крышки входят:
- Корпус – в основном это прочный пластик. В нем сделано отверстие для стравливания давления;
- Уплотнитель, чтобы на соединении воздух не выходил раньше времени;
- Клапан – в основном он состоит из пружины и пластины, перекрывающей выходное отверстие.
Подпружиненная пластина клапана препятствует свободному выходу лишнего воздуха из системы. Сопротивление данного элемента строго рассчитывается заводом-производителем. Как только давление в контуре превышает допустимое значение, пружина сжимается пластиной, и выходное отверстие открывается.
Во многих моделях крышек помимо клапана для сброса напора установлен вакуумный клапан. Он устраняет необходимость открывать бачок, когда мотор остыл. Когда ОЖ расширяется, лишний воздух выходит из системы, а когда она остывает, объем начинает восстанавливаться. Однако при плотно закрытом клапане в магистрали создается вакуум. Из-за этого пластиковый резервуар деформируется и может быстрее лопнуть. Клапан вакуума обеспечивает свободное наполнение системы воздухом.
Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?
Давление в магистрали, охлаждающей силовой агрегат, имеет важное значение. Благодаря ему антифриз не закипает в современном автомобиле. Если в ней будет атмосферное давление, объем рабочей жидкости будет быстрее уменьшаться за счет испарения воды. Такая проблема будет требовать частого восполнения недостатка жидкости.
Также недостаточное давление ускорит закипание тосола еще до того, как мотор достигнет максимального температурного режима. О том, какой должна быть рабочая температура силового агрегата, рассказывается в отдельном обзоре.
Ремонт старой и доработка новой крышки расширительного бачка
Менять крышку расширительного бачка рекомендуется раз в несколько лет – это поможет избежать проблем, связанных с выходом ее из строя. Также стоит время от времени проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если он систематически снижается, то возрастает вероятность перегрева системы охлаждения, и, соответственно, снижения работоспособности клапанов заглушки и других элементов системы охлаждения.
Однако в ряде случаев заглушке требуется ремонт. В связи с простой конструкцией пробки бачка выполнить ремонтные работы под силу каждому автовладельцу. Для починки клапанов крышки расширительного бачка необходимо:
- Открыть крышку и вынуть ее из горлышка бачка.
- Поддеть при помощи плоской отвертки и вынуть из горлышка резиновый уплотнитель.
- Удалить пружину.
- Поддеть плоской отверткой и вынуть расположенное под пружиной устройство клапана (второй клапан при его наличии вытаскивается аналогичным образом).
- Удалить скопившуюся в крышке грязь, воспользовавшись мыльным раствором и ватными палочками.
- Тщательно осмотреть клапаны, пружину и резиновый уплотнитель. При отсутствии на них механических повреждений необходимо собрать устройство в обратной последовательности.
- Вернуть крышку на место, закрутить ее, проверить, герметична ли система, прогрев двигатель.
Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда вновь установленная крышка работает неправильно, к примеру, не стравливает излишнее давление из системы охлаждения двигателя либо не в состоянии довести пониженное давление до необходимых значений. В таком случае можно самостоятельно доработать заглушку расширительного бачка. Чаще всего на новые пробки жалуются владельцы автомашин «ВАЗ». Основная причина нарушений в работе клапанов заглушки вызвана излишней жестокостью их пружин.
Прежде чем приступить к доработке крышки расширительного бачка, необходимо ее предварительно разобрать. Делается это при помощи плоскогубцев и тонкой плоской отвертки. Важно запомнить месторасположение пружинок, чтобы потом правильно собрать крышку. Разобрав ее, воспользуйтесь кусачками для укорачивания пружинок. Большая (на предохранительном клапане) обычно укорачивается на один виток, маленькая – на два.
Длина второй пружинки особого значения не имеет, главное, чтобы она могла подпереть вакуумный клапан в закрытом положении и не мешала давлению наружного воздуха равному 0,03–0,1 атм. В то же время длина большой пружины имеет существенное значение. При ее укорачивании необходимо исходить из ее жесткости и давления, при достижении которого срабатывает предохранительный клапан во время проверки расширительного бачка.
Рекомендуем
«Что делать, если порвался ремень ГРМ, и как избежать этого в дальнейшем» Подробнее
После того как пружины будут укорочены, необходимо собрать заглушку бачка охлаждающей жидкости в обратном порядке. Прежде чем начать эксплуатировать автомобиль, проверьте работу системы охлаждения двигателя.
Как работает расширительный бачок
Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см2, этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.
Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.
В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.
Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см2. Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.
Лучшие крышки для расширительного бачка: эксперимент на автомобиле «УАЗ»
Расскажем о лучших протестированных крышках расширительного бачка:
- NONAME – заглушка желтого цвета, графика схожа с пробками VAG (пар и треугольник с восклицательным знаком внутри).
- АвтоПрибор (АП).
- Febi 02269 (VAG).
- SWAG 99902269 (VAG).
- Toprun Hans Pries 103643 (VAG).
Сразу скажем, что крышки расширительного бачка VAG не подходят к штатным бачкам автомобилей «УАЗ». Несовместимость вызвана шагом и диаметром резьбы. Заглушку, в принципе, можно попытаться закрутить на горловину, однако добиться герметичности вам не удастся. В ходе тестирования с использованием манометра было установлено, что даже при сильно затянутой крышке VAG давление в системе равнялось нулю.
В Интернете можно встретить отзывы относительно импортных заглушек о том, что они отлично подошли и накрутились на горловину. Однако в данном случае то, что пробка накрутилась на расширительный бачок, отнюдь не означает, что она должным образом функционирует. При отсутствии давления, впрочем, шланги течь не будут, поэтому автовладелец считает, что у него все получилось как надо, и с противоположным мнением ни за что не согласится.
К примеру, разница между крышками расширительного бачка фирм Febi и SWAG заключается разве что в их упаковке, в остальном же они идентичны. Но для того, чтобы установить на бачок отечественного автомобиля заглушку компании VAG, придется хорошенько потрудиться и поменять внутреннее устройство пробки.
При тестировании на избыточное давление использовался стенд, состоящий из нового бачка охлаждающей жидкости для «УАЗ», манометра, компрессора и шлангов. Нижний штуцер бачка, предназначенного как для евро-3, так и для евро-4, не имеет отверстия, поэтому при установке на автомобиль его придется проделывать самостоятельно.
Итак, остановимся подробнее на самом тестировании крышек расширительного бачка.
- Заглушку NONAME желтого цвета с восклицательным знаком можно установить на бачки охлаждающей жидкости отечественных автомобилей.
На продающейся без упаковки заглушке отсутствует какая-либо информация. Снаружи и изнутри пробка расширительного бачка идентична крышке , разница заключается в уплотнителях, изготовленных из черной резины вместо белого силикона.Мягкая черная резина, из которой выполнен уплотнитель крышки расширительного бачка, приклеивается к заглушке намертво, для извлечения клапана из пробки необходимо использовать отвертку, а также приложить значительные усилия. С испытанием повышенным давлением заглушка не справилась, выше 2 атм давление не нагнеталось из-за опасности разрыва расширительного бачка. Из-за прилипшей резины не открывался и обратный клапан всасывания.
Вывод по результатам тестирования: пробка является просто глухой затычкой с неработающими клапанами. Категорически не рекомендуем устанавливать подобную заглушку на ваш автомобиль.
- Заглушка .
Отличается от пробки NONAME наличием надписей «АП» на самой заглушке и на корпусе клапана. Более существенное значение имеют конструктивные различия: вместо черной резинки используется белый силиконовый уплотнитель, сохраняющий форму и эластичность при высоких температурах. Такими приспособлениями оснащаются новые автомобили «УАЗ», сходящие с конвейеров.Рекомендуем
«Как поменять дворники на машине: разбираемся в конструкции и производителях» Подробнее
Обратный клапан в крышке бачка функционирует, продуть его можно ртом, приложив некоторое усилие. Вероятность попадания воздуха в охлаждающую систему при остывании силового агрегата очень мала. Клапан, предназначенный для стравливания избыточного давления, также работоспособен. При помощи компрессора давление в бачке не удалось поднять более, чем 1,4 атм. После того как компрессор был выключен, давление в системе охлаждения двигателя за минуту снизилось до 0,4 атм, после чего его снижение прекратилось.Вывод по результатам тестирования: крышка расширительного бачка подходит для автомобилей «УАЗ» с их не абсолютно герметичными шлангами СОД. Пробка предотвратит закипание охлаждающей жидкости, не допустит возникновения избыточного давления в охлаждающей системе.
Затем тестировались пробки иностранных производителей, разработанные для концерна VAG. Крышки Febi и SWAG имеют неразборный клапан и идентичны друг другу, заглушка TopRun оснащена разными клапанами.
- SWAG/Febi.
Чтобы использовать эту заглушку для расширительного бачка «УАЗ», придется вставить ее клапаны в подходящую по конструкции пробку. При тестировании воспользовались корпусом от желтой пробки NONAME, вытащив из нее резинку и получив картридж клапанов.Для установки картриджа необходимо при помощи канцелярского ножа или наждачного круга уменьшить внешний диаметр его юбки, поскольку по размеру он превышает выемку заглушки. В противном случае существует вероятность перекоса картриджа внутри крышки.
Теперь остается поставить резинку, и крышка расширительного бачка готова к использованию.
Обратный клапан функционирует идеально, никаких усилий для всасывания воздуха не требуется. Приспособление для стравливания воздуха также работает отлично, давление внутри системы поддерживается на значении в 1,4 атм. Добиться его более высокого показателя при помощи компрессора не получилось, однако оно и не снизилось даже через 5 минут.
Вывод по результатам испытаний следующий: для системы охлаждения двигателя, выдерживающей давление в 1,4 атм, эта крышка расширительного бачка станет хорошим решением. Но штатный бачок охлаждающей жидкости V-образной формы, которым комплектуется «УАЗ», не сможет долго выдержать такое давление без повреждений или трещин. Однако если вы замените на своем авто шланги на силиконовые, установите прочный расширительный бачок (как на «Волге»/«Газели»/VAG) и помпу фирмы Bosh, то он отлично подойдет. Использовать заглушку со штатных СОД не стоит.
У пробки с двумя клапанами уплотнители изготовлены из силикона красного цвета. Для установки на бачок «УАЗ», придется пересадить ее внутренности в подходящий корпус, уменьшив внешний диаметр клапанного блока. Кроме того, в заглушке для автомобиля «УАЗ» понадобиться избавиться от мешающего центрального выступа.
Результаты тестирования оказались неоднозначными. Функционирование обратного клапана не идеально, требуется определенное усилие. К работе стравливающего клапана вопросов возникло гораздо больше, кроме того, он позволил повысить давление в системе до 2 атм.
Вывод: поскольку при использовании этой заглушки давление в СОД может превысить 1,4 атм, велика вероятность разрыва и трещин бачка, протечек из-под крышки расширительного бачка и шлангов и т. п.
Общий вывод по результатам испытаний: наиболее подходящей для автомашин «УАЗ» крышкой расширительного бачка является продукция . От подделок она отличается белыми уплотнителями, просматриваемыми сквозь отверстия в корпусе пробки, а также работой обратного всасывающего клапана. Из представленных в автомагазине четырех внешне идентичных заглушек, предназначенных для автомобилей «УАЗ»/«ВАЗ», функционирующий клапан был только у крышки «АвтоПрибора». Т. е. при выборе этой пробки основное внимание стоит уделить тому, чтобы не купить подделку. Об отличительных признаках оригинального изделия мы сказали чуть выше.
Установка на отечественные бачки ОЖ пробок VAG обладает определенными нюансами. При использовании заглушки TopRun стоит быть готовым к возможности повышения давления с СОД до 2 атм, что может вызвать негативные последствия, включая разрыв бачка. У крышек SWAG/Febi отличные клапаны, удерживающие давление в системе на отметке 1,4 атм. Однако длительная эксплуатация автомобиля при таком давлении в системе охлаждения может стать причиной капель тосола или антифриза в районе соединения верхнего силиконового шланга и тщательно затянутого силовым хомутом патрубка. Впоследствии существует вероятность появления трещин в самом расширительном бачке.
Процедура проверки
Проверить работоспособность крышки бачка не так просто, поскольку необходимо создать давление, что сложно. В сервисных центрах для этого используют специальные приборы с насосом и манометром. Это позволяет установить точные значения срабатывания клапанов крышки. Самостоятельную диагностику провести можно, только она менее точна в отношении результата. Тем не менее неисправность детали будет выявлена.
Для начала нужно открутить крышку на холодном двигателе и осмотреть ее: присутствуют ли трещины, сколы, вмятины, разрывы уплотнительных элементов, затертости и прочие дефекты. Если результат положительный, стоит перейти к следующему способу, как проверить крышку расширительного бачка. Только стоит предварительно закрутить ее.
Теперь нужно запустить двигатель и подождать пока он прогреется до рабочей температуры. Затем нужно тихонько начинать откручивать крышку. Если будет слышен звук вырывающегося воздуха сродни тому, как отвинчивается пробка с бутылки с газировкой, то все в порядке – деталь исправна и удерживает давление в системе. Пока еще двигатель работает, стоит осмотреть толстые шланги на предмет вдавленности внутрь. Если так и есть, то один из клапанов не справляется со своей задачей.
А как проверить крышку расширительного бачка по-другому? Можно сделать еще так (желательно тоже на холодном двигателе): открутить крышку, затем сжать рукой какой-нибудь толстый шланг и после этого закрутить ее на место. Теперь можно убрать руку и наблюдать: шланг принимает исходную форму – все в порядке, в противном случае лучше крышку заменить. Только такой способ не всегда можно использовать в силу особенностей конструкции силового агрегата разных автомобилей и расположения шлангов.
Что автолюбители говорят о крышках расширительных бачков
- Крышка расширительного бачка для автомобилей «Лада». – Лучшие заглушки выпускает Владимирский завод, они качественные и продаются в упаковке. Пробка в состоянии поддержать требуемое давление. К тому же цена крышки расширительного бачка составляла около 40 руб., покупку остальных, даже немецких, можно назвать выкидыванием денег на ветер.
- Пробка от «восьмерки» для любых моделей.
– Штатная заглушка быстро расплавилась, воздух больше не выходил. Попробовал пробку LUZAR, результат оказался таким же. Перечисленные крышки тоже плавились. Зато пробка от «восьмерки» отлично себя показала, не знаю, плавится она или нет, давно не заглядывал.Сестре поставил заглушку от AUDI, прекрасно функционирует, не плавится.
- Подготовка горловины.
– Поставив новый расширительный бачок, поработал над его горловиной с напильником. До этого пробка плохо закручивалась, стравливала воздух. За 6 месяцев использования синей крышки нареканий не возникло.