Порядок настройки давления — какое должно быть и как настроить
Напор теплоносителя в бачке отопительной системы является регулируемым параметром. Все действия по настройке можно выполнить самостоятельно.
Для этого нужно:
- Произвести вычисления и понять, какое давление в расширительном бачке должно быть. Его следует сделать меньше на 0,2 атмосферы, чем в системе теплоснабжения.
- Данный показатель устанавливают до размещения емкости, сбросив воздух или закачав его посредством ниппеля. Но прежде нужно знать, как накачать расширительный бак отопления правильно.
- Емкость подключают к трубопроводу и наполняют систему водой, делая это медленно, наблюдая за показателями давления. Жидкость закачивают, пока величины напора не сровняются.
- Затем подключают насос и продолжают закачивать жидкость, пока давление в баке не достигнет эксплуатационных значений, которые рассчитывают до монтажа сети. В итоге в корпус попадет резервный объем теплоносителя.
- Старт системы необходимо производить при максимальной температуре и тогда объем рабочей среды увеличивается на величину удельного приращения. Это обеспечивает поступление в прибор воды, объем которой равен емкости резервуара. В результате давление достигает максимальных значений.
Чтобы знать, каким должно быть давление в расширительном бачке двухконтурного котла, следует посмотреть инструкцию на него. Настраивать все параметры можно собственноручно, используя манометр и автомобильный компрессор.
Бак диафрагменного типа разделен мембраной. Одна из половин находится под давлением, в нее закачан воздух или азот. Уточнить этот параметр можно, посмотрев документы на бак. Предварительное (заводское) давление не обязательно будет оптимальным для работы контура. Этот параметр можно легко перенастроить. Производители предусмотрели это, оставив в корпусе его «воздушной» части золотник, с помощью которого можно регулировать напор воздуха.
Стоит учитывать, что все манометры показывают только избыточное давление. То есть, если при расчетах нужно воспользоваться понятием абсолютного давления, то к показаниям манометра всегда нужно прибавлять одну атмосферу (бар).
∆P 0,2 = 0,8 0,2 = 1,0 атм (бар).
Ниже представлены последствия ошибочно выставленного давления:
- Бак перекачан. Например, в воздушной полости изначально выставлен показатель 3 бара при статическом напоре 1,5 бара. При запуске насоса напор теплоносителя изменится, но не сильно — в пределах 1 атм. Получается, что когда манометр у котла показывает максимум 2,5 бара, в воздушной части мембранного бака по-прежнему 3 бара. Такой настройкой сводится на нет вся компенсирующая способность мембранного устройства — воздух будет стремиться вытолкнуть теплоноситель из бачка.
- Показатели внутри расширительного бака занижены. В этом случае при заполнении закрытой системы вода или антифриз с легкостью продавит мембрану и заполнит собой всю емкость. При каждом повышении температуры, а с ней и напора, будет срабатывать предохранительный клапан. В таком случае расширительный гидробак также становится бесполезным.
Давление в баке
Что же создает давление в расширительном баке? Эту роль берет на себя сжатый воздух, который находится в закрытом резервуаре вместе с избыточным теплоносителем. Подобная конструкция делает работу системы максимально стабильной и надежной. Документация, которая идет в комплекте с оборудованием, содержит всю необходимую информацию относительно показателей давления.
Как правило, для большинства моделей нормальным является диапазон от 1 до 1.2 атмосфер. При этом данный показатель измеряется при отсутствии теплоносителя в контуре. Зная оптимальный уровень в соответствии с документацией, вы всегда можете определить, когда в вашем котле Навьен падает давление.
Газовый котел baxi eco four 24
Несмотря на то, что давление в бачке должно иметь постоянную величину, оно нередко падает при эксплуатации отопительной системы.
Есть ряд причин, почему понижается давление:
- Протечка теплоносителя. Такие проблемы обычно появляются в отопительных системах, функционирующих на антифризе, который способен проникнуть даже в мелкие трещинки. В итоге возникают протечки. Их следует устранить до того, как накачать расширительный бак в системе отопления воздухом.
- Снижение давления в котле. В случае его значительного падения следует обратиться к мастерам. Если давление понизилось не критично и выровнялось после запуска системы, то ею можно пользоваться, поскольку подобные сбои ей не могут причинить вред.
Очень популярная серия среди всех остальных в линейке BAXI. Котел 4-го поколения мощностью 24 киловатта поставляется различными вариантами исполнения: с открытой и закрытой камерой сгорания. Котлы с закрытой камерой сгорания и принудительным удалением дыма обозначаются буквой “F”в названии. Турбированные котлы бакси наиболее популярны и часто используются при организации поквартирного отопления, поэтому вопросы использования в системе отопления расширительного бака рассмотрим на примере этой модели котла.
Объем встроенного расширительного бака котла baxi указан в характеристиках и для серии ECOFOUR составляет 6 литров, чтобы ответить на вопрос его необходимости в отдельно взятой системе отопления – нужно знать общий объем этой системы.
Рассчитать его не так сложно: объем заполнения котла и радиаторов есть в их характеристиках, а объем заполнения трубопроводов можно вычислить, зная их диаметр и суммарную длину. Вода, после нагрева на 80 градусов Цельсия увеличится в объеме примерно на 4-5%, поэтому, рекомендуемый объем расширительного бака составляет 8% от всего объема системы отопления в случае заполнения водой и 12% — в случае использования антифриза в качестве теплоносителя (коэффициент теплового расширения антифриза больше).
Данные цифры условные (с запасом) и при подборе емкости расширительного бака нужно руководствоваться проектировочными расчетами конкретной системы отопления, либо рекомендациями производителя.
В большинстве случаев, встроенного бака котла вполне достаточно и решение о применении отдельного дополнительного бака принимается специалистами на этапе проектирования.
Подкачка расширительного бачка должна производиться только на опорожненном котле!
Поэтому нужно выполнить следующие действия:
- Перекрыть краны системы отопления
- Через сливной кран слить воду с котла
- Накачать бак до необходимого давления
- Закрыть сливной кран
- Подпитать систему отопления через кран подпитки
- Открыть краны контура отопления
Воздушная полость расширительного бачка оснащается клапаном для проведения технического
обслуживания. Конструкция клапана — это обычный автомобильный ниппель, поэтому прокачать расширительный бак котла baxi проще всего с помощью шинного насоса – ручного или автомобильного электрического. Последний удобен наличием манометра для контроля давления, но часто котел располагается в шкафах или нишах и не всегда удобно до него добраться, поэтому предпочтительнее подкачать ручным велосипедным насосом, а затем проверить давление автомобильным манометром и при необходимости стравить лишнее.
Иногда, пользователи сталкиваются с проблемой, когда падает давление при включении горячей воды в котле baxi. Данная проблема как раз может быть связана с недостаточным давлением расширительного бака. Дело в том, что при переключении котла в режим приготовления горячей воды циркуляционный насос перекачивает жидкость по малому кругу, т.е.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Можжевельник Блю Альпс — вечнозеленое украшение сада уход
только внутри самого котла — через вторичный пластинчатый теплообменник. Контур отопления при этом фактически не греется и теплоноситель начинает остывать, объем уменьшается и при отсутствии компенсирующего давления в расширительном бачке давление системы отопления может падать и на котле будет ошибка е10.
В такой ситуации можно еще рассматривать вариант поломки самого теплообменника (брешь между пластинами) и попадание воды из контура отопления в систему ГВС, но это легко проверить. Для проверки нужно перекрыть подачу холодной воды в котел и открыть любой кран разбора. Если при таких условиях из крана идет вода — очевидно, что это теплоноситель из контура отопления и теплообменник нужно заменить.
Помните, своевременное обслуживание газового котла поможет избежать таких ситуаций и увеличивает срок службы агрегата.
Обнаружить рост давления в газовом котле помогают, кроме показателей манометра, частый сброс воды через предохранительный клапан и блокировка работы устройства. Определив высокое давление, прежде всего, сбрасывают лишний воздух через краны Маевского и отключают котел. Причин неисправностей может быть несколько.
Нормальное верхнее значение давления обеспечивается системой путем сброса избытка теплоносителя через предохранительный клапан в дренаж
К повышению напора в газовом котле может привести повреждение перегородки вторичного теплообменника, которая служит одновременно для изоляции и увеличения площади соприкосновения двух контуров —отопления и горячего водоснабжения.
Вторичный теплообменник осуществляет забор воды из контура отопления для подготовки и подачи ГВС в двухконтурном котле. Повреждение перегородки приводит к продавливанию воды из контура ГВС в систему отопления, увеличивая давление в ней.
Вторичный теплообменник служит для обслуживания системы горячего водоснабжения. Вода для ГВС нагревается в результате контакта с теплоносителем отопительного контура. От смешивания двух контуров систему защищает металлическая перегородка, повреждение которой приводит к обмену жидкостями и нарушению нормального давления
Замена теплообменника решит проблему. Выполнить самостоятельно ремонт можно, но делать это нежелательно, так как вмешательство в работу газового оборудования требует наличия знаний и опыта в этой сфере. К тому же самостоятельный ремонт котла лишит вас права на гарантийное обслуживание.
Сбой в работе автоматики газового котла или разболтанная крыльчатка насоса, которая подсасывает воздух также увеличивает давление в газовом котле. Неполадки оборудования, которые приводят к нарушениям нормального напора, могут быть как следствие заводского брака, поломки управляющей платы, неправильно настроенной системы. Устранить такого рода проблему сможет только квалифицированный мастер.
Распространенными причинами, по которым давление в отопительном газовом котле падает, являются:
- Утечка теплоносителя. Повреждение отопительной магистрали приводит к нарушению герметичности, потере отопительной воды и снижению напора.
- Трещины в теплообменнике. Протечки в самом котле не только приведут к снижению давления, но могут спровоцировать и более серьезные поломки оборудования, повредить электронику.
- Разрыв мембраны в расширительном бачке. Через повреждения в резиновой перегородке жидкость попадает в отсек для воздуха и напор в контуре снижается.
Чтобы определить место протечки в системе, ее подпитывают до нормального давления и останавливают работу циркуляционного насоса. Шаг за шагом необходимо обследовать магистраль, установить проблемный участок и устранить неполадки.
Как измерить и отрегулировать давление в расширительном бачке
H2_2
Давление в системе отопления контролируется манометрами, но в самой емкости нет штуцера под установку этого прибора. Однако есть ниппель, в который вмонтирован золотник для подкачки или выпуска воздуха. Он находится на стороне, противоположной подводу теплоносителя. Ниппель, по сути, является аналогом автомобильного, поэтому чтобы проверить этот параметр или отрегулировать его, можно воспользоваться обыкновенным автомобильным насосом со встроенным манометром.
1 Бар = 1 атм = 100 000 Па = 0,1 МПа
Измерение давления автомобильным манометром:
- Нужно отключить котел и подождать 5-10 минут до полного прекращения циркуляции системы;
- Перекрыть запорные вентили на участке, где стоит гидробак. Слить воду через дренажный штуцер. Если мембранный бак встроен в котел, то перекрывается подача и обратка теплоносителя;
- Открутить колпачок ниппеля и подсоединить к нему насос;
- Накачать воздух до 1,5 атм и подождать пока с мембранного бака не выльются остатки теплоносителя, после чего снова спустить воздух;
- Перекрыть запорную арматуру и насосом довести давление в мембранном баке до рекомендуемого в разделе выше. Если бак перекачан, нужно стравить лишнее через золотник;
- Снять насос, накрутить колпачок на ниппель и перекрыть сливной штуцер. Открыть отсекающую арматуру и добить в систему отопления воду через кран подпитки;
- Проверить, правильно отрегулирован напор воздуха или нет, легко. При достижении котлом рабочих параметров стрелка манометра не прыгает, давление набирается плавно без скачков.
Каким должно быть давление в системе отопления
При организации систем отопления могут быть использованы различные варианты, но в последнее время большей популярностью пользуются системы закрытого типа, движение теплоносителя в которых происходит за счет работы циркуляционного насоса. Газовая горелка греет воду (или антифриз) в первичном теплообменнике, а насос перекачивает ее через систему радиаторов, передавая тепло в помещения.
На схеме изображена система, котел в которой выступает в роли исключительно нагревателя. В бытовых настенных котлах ECOFOUR расширительный бак и циркуляционный насос уже встроены, именно поэтому такие котлы удобно использовать в малогабаритных квартирах.
Если открыть инструкцию – то там указано давление в расширительном бачке 0,5 бара, но это минимальная величина, правильно – давление должно быть примерно на 20% меньше давления в контуре отопления при комнатной температуре теплоносителя.
Исходя из того, что для большинства систем рекомендуемое давление при заполнении находится в пределах 1,2 до 1,5 бар, получаем необходимое давление в воздушной полости расширительного бака равное 0,8-1 бар. Специалисты обычно рекомендуют устанавливать давление в расширительном бачке BAXI равное 1 бар.
Отопительные системы можно разделить на два типа — закрытая и открытая. В открытой функцию регулировки давления выполняет негерметичный расширительный бак.
Емкость устанавливается в верхней точке отопительного контура и служит для удержания расширяющегося при нагревании теплоносителя, для отвода воздуха, а также выполняет роль предохранительного клапана. Рабочее давление в такой системе зависит преимущественно от температуры отопительной воды.
Чаще всего, при организации отопления в домах и квартирах, используют закрытые отопительные системы. Они более эффективны, безопасны, но требуют постоянного контроля давления.
Очень важно следить за давлением, температурой теплоносителя, реагировать на любые не характерные для нормальной работы отопительной системы признаки — стук, частый сброс горячей воды через предохранительный клапан, холодные участки контура
Напор в контуре закрытого типа возникает вследствие принудительной циркуляции, осуществляемой с помощью насоса. Отклонения давления от нормы могут привести к выходу оборудования из строя.
Номинальное давление в газовых котлах различных моделей может варьироваться, оно определяется техническими характеристиками оборудования
Проектируя отопительную систему, давление рассчитывают с учетом высоты водяного столба, протяженности системы, характеристик подключаемого оборудования, сечения труб.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Нормы влажности воздуха в квартире и способы ее измерить
Для регулировки рабочего давления ориентироваться нужно на следующие параметры:
- Технические характеристики газового котла. Производитель указывает возможности оборудования и параметры его настройки в инструкции.
- Температура теплоносителя. Чем больше температура, тем больший напор в контуре, при ее понижении он снижается. Поэтому настройку и измерение давления в газовом котле и отопительном контуре нужно проводить до и после нагрева теплоносителя.
- Объем контура и расширительного бака. Размер гидроаккумулятора имеет непосредственное влияние на давление в отопительном контуре, на диапазон его колебания.
- Допустимые показатели давления для наименее «слабого» элемента» системы. Напор в системе не должен превышать допустимые значения для каждого из ее элементов. Например, полипропиленовые трубы, которые в среднем рассчитаны на давление 25 бар при комнатной температуре теплоносителя, при температуре 90 °C выдерживают повышение напора лишь до 7—9 бар.
Минимальное давление в контуре может составлять 0,5—0,8 бар, точные нормативные значения указываются в инструкции, в соответствии с ними датчик давления настраивают на необходимую величину. При падении давления в отопительной системе ниже 0,5 бар возникает аварийная ситуация, при которой возможна остановка или повреждение газового котла.
Наивысшее значение давления в системе составляет до 3, реже до 4 бар. Для пятиэтажного здания настраивают значения давления до 5 бар, для десятиэтажного до 7 бар. При настройках необходимо придерживаться разницы в напоре между исходящей и обратной трубой — она должна составлять 0,3—0,5 бар. После запуска отопления проверьте, так ли это.
Повышенное давление в котле навьен
Повышение давления выше рабочего приводит к постоянному срабатыванию блокировок котла и стравливанию излишков воды через предохранительный клапан. При таком режиме работы, все элементы системы испытывают нагрузку, которая может привести к серьезным поломкам в контуре, поэтому следует в краткие сроки установить причину, почему в системе повышается давление.
Определить, что давление в контуре растет можно по манометрам. Они всегда показывают избыточное давление — разницу между давлением в системе и атмосферным давлением. Закрытые системы автономного отопления работают при 1,5 — 2,5 барах.
В открытых системах отопления гидростатический напор всегда одинаковый и зависит от разницы уровней.
Если принять котел за нулевую отметку, а расширительный бачок за высшую точку, которая находится, например, на высоте 10 м, то считается, что котел работает при избыточном давлении в 1 атм (10 метров водяного столба = 1 атм).
Причины повышения давления в контуре отопления из-за проблем с расширительным бачком:
- Маленький объем расширительного бака. Вода при нагревании до 85-90 °C прибавляет в объеме около 4%. Если выбран маленький бак, то теплоноситель при нагревании расширяется и заполняет емкость. Происходит полный сброс воздуха через клапан. При дальнейшем нагревании, бак уже не может компенсировать тепловое увеличение объема воды, в результате – в системе поднимается давление. Объем расширительного бака должен быть не менее 10% от общего объема теплоносителя в контуре, если установлен газовый котел, и не менее 20%, если котел твердотопливный. Объем бака может приниматься приблизительно — по мощности котла: на 1 кВт приходится примерно 15 л воды. Но лучше рассчитать объем отдельно взятого контура (по поверхностям нагрева);
- Повреждение резиновой мембраны бака. В этом случае вода полностью заполнит емкость, и манометр покажет падение напора в системе. Но, если открыть подпиточный клапан и добавить воду, то при нагревании теплоносителя давление в контуре отопления станет значительно выше рабочего. Для решения проблемы потребуется замена бака, если мембрана диафрагменного типа, или замена мембраны, если она баллонного типа;
- Слишком высокое или слишком низкое давление в расширительном баке. Неполадки в работе расширительного бака являются одной из основных причин повышения давления в закрытой системе. Проверить давление и подкачать его при необходимости можно обыкновенным автомобильным насосом. Перед проверкой нужно слить воду из системы отопления — стрелка манометра системы должна быть на нулевой отметке. Если на трубопроводе воды к расширительному баку стоит запорная арматура и дренажный слив, то достаточно слить воду только с бака. Затем через ниппель, который находится со стороны противоположной подводу воды, спускается воздух. Если котел работает при давлении 2 бара, то манометр на насосе должен показать 1,6 бар. Нужно открыть запорный клапан по воде и через подпиточный кран добавить объем воды, слитый с расширительного бака. Этот способ регулировки работает как для баков с нижним, так и с верхним подводом воды;
- Бак стоит сразу после циркуляционного насоса. Это приводит к тому, что давление резко повышается, и практически сразу же происходит его сброс, при этом наблюдаются скачки давления. Такая ситуация может провоцировать гидравлические удары в контуре. Для решения этой проблемы в закрытом контуре отопления расширительный бачок устанавливается на трубу обратки — в зоне ламинарного течения с минимальной температурой теплоносителя. Насос врезается в обратку после бака, перед котлом.
Причины повышения давления из-за образования воздушной пробки в системе закрытого типа:
- Быстрое заполнение системы водой при пуске;
- Контур заполняется с верхней точки;
- После ремонта радиаторов отопления забыли спустить воздух через краны Маевского;
- Неисправности автоматических воздухоотводчиков и кранов Маевского;
- Разболтанная крыльчатка циркуляционного насоса, через которую может подсасываться воздух.
Заполнять водяной контур нужно с нижней точки при открытых кранах стравливания воздуха. Заполнять нужно медленно, до тех пор, пока с воздухоотводчика в самой верхней точке контура не польется вода.
Перед заполнением контура можно обмазать все воздухоспускные элементы мыльной пеной, так проверяется их работоспособность. Если насос подсасывает воздух, то под ним наверняка обнаружится протечка.
В открытой системе при правильном проектировании уклонов весь воздух удаляется через расширительный бачок. Воздушные карманы могут возникнуть лишь при неправильном заполнении системы водой при пуске или после ремонта радиаторов.
В случае возникновения подобных проблем воздух можно легко стравить через краны Маевского на радиаторах. Если же снизить давление не удастся, то, возможно, понадобится полное дренирование системы и повторном ее запуске.
Повышение давления в системе отопления также возможно из-за того, что:
- Частично или полностью перекрыта запорная арматура. Как следствие, напор на подаче воды резко повышается и срабатывает блокировка котла. Нужно открыть запорные краны и клапаны, проверить арматуру отопления на течь;
- Если установлен механический фильтр-грязевик, то его сетка может забиваться частицами ржавчины, шлака или песка. Как результат, на участке «котел — фильтр» поднимается давление. Сбросить напор теплоносителя поможет промывка фильтров. Простейший угловой фильтр нужно промывать не реже 3-4х раз в год. Промывные и магнитные фильтры стоят дороже, но воду такие устройства очищают лучше и требуют чистки только раз в год;
- Пропускает или не «держит» кран подпиточной воды. Напор в водопроводной сети находится в пределах 2,5 — 3,5 бар, то есть вода будет перетекать в систему отопления, где давление ниже. Это неизбежно приведет к увеличению объема теплоносителя. Чтобы решить проблемы, нужно перекрыть или заменить кран подпиточной воды. Чаще всего приходят в негодность и требуют замены резиновые прокладки. В качестве временного решения проблемы до замены испортившихся деталей, можно сбросить показатели, полностью перекрыв подачу воды на двухконтурный котел;
- Сбой в работе автоматики котла, выход из строя термостата или контроллеров. Не всегда можно установить, почему это происходит. Причиной могут быть заводской брак, использование некачественных материалов при изготовлении платы управления, неправильная установка и т.д. Самостоятельно можно исправить проблему, зная код ошибки и имея технический паспорт устройства. Если в техническом паспорте нет кода ошибки и способа ее устранения, без сервисной службы не обойтись.
Источник: https://sovterror.ru/povyshennoe-davlenie-v-kotle-naven/
Устройство и расположение расширительного бака BAXI
Расширительный бак baxi eco four 24 – резервуар круглой формы красного цвета, который располагается на задней стенке котла. Встроенный расширительный бак бакси объемом 6 литров разделен на две части эластичной мембраной, одна часть подключается к системе отопления, вторая – накачивается воздухом. Поэтому, при нагреве системы отопления, увеличивающийся объем жидкости преодолевает сопротивление мембраны и заполняет освобождающийся объем бака, а при остывании, мембрана стремится перейти в исходное положение и выталкивает жидкость назад в систему отопления. Таким, образом, давление в системе отопления в процессе работы остается практически неизменным.
Повышение давления в отопительном контуре
Контроль за давлением в системе осуществляется с помощью приборов, которые измеряют и отражают давление в контуре с помощью цифрового или механического стрелочного циферблата. Датчики устанавливаются производителем на выходном патрубке котла.
В процессе монтажа системы манометры устанавливают также возле коллекторов, которые распределяют теплоноситель в различные части или этажи здания.
Группа безопасности для котлов в системе отопления помогает контролировать температурный режим, давление в контуре, предохраняет оборудование от разрушения, отводя излишнее давление наружу
Дополнительный контроль давления требуется при использовании бойлеров для нагрева воды, в системах теплых полов. Падение или повышение давления может по-разному наблюдаться на разных участках отопительной системы.
Замкнутый контур позволяет увеличить давление в системе, что повышает ее безопасность, так как при более высоком давлении температура закипания жидкости повышается
При запуске газового котла проверяют показатели манометра пока отопительная вода еще холодная — давление не должно быть ниже минимального значения, на которое указывает красная настраиваемая стрелка манометра. Настройку проводит представитель компании, с которой заключен договор на обслуживание и поставку газа.
Начальная настройка выполняется при первом запуске отопления. В дальнейшем давление проверяют каждую неделю, при необходимости подпитывают систему водой. Подпитку проводят при температуре теплоносителя ниже 40 °C.
Что делать, если давление в системе отопления чрезмерно повышается?
Прежде всего нужно установить причину, а их может быть несколько:
- Неправильное заполнение контура, его завоздушивание. Из-за быстрого наполнения отопительной магистрали в ней могут образоваться воздушные пробки. Чтобы избежать этого явления, при запуске отопления наполнять его нужно медленно.
- Температура в контуре слишком высокая. Любое повышение температуры и теплоносителя приводит к его расширению и увеличению давления в системе. Нужно не допускать слишком сильного повышения, чтобы уберечь отопительное оборудование от критических нагрузок.
- Прекращение движения теплоносителя. Причиной может стать перекрытая запорная арматура, закупорка фильтра-грязевика, воздушные пробки.
Чтобы выявить проблемный участок, необходимо шаг за шагом обследовать весь контур.
Контролировать и чистить фильтр необходимо сразу после первого запуска котла, а затем еще раз через неделю. Далее проводят плановые проверки и чистки 1 раз в месяц или сезон, в зависимости от степени загрязненности теплоносителя
К утечкам может привести поломка крана подпитки — износ прокладки вентиля, механические повреждения деталей, попавшая между седлом и прокладкой окалина. Если кран пропускает, то лишняя вода, поступая из системы водоснабжения в отопительную магистраль, увеличивает напор в ней, ведь давление в трубопроводе ХВС всегда выше. Нужно подкрутить кран или заменить его, если он вышел из строя.
Воздушные пробки — распространенная причина проблем в работе отопительной системы. К ним могут привести как неисправности самого газового котла, так и проблемы в контуре или неправильный запуск отопления.
Устранить неполадки поможет перезапуск системы — ее медленное заполнение теплоносителем, начиная с самой нижней точки, пока из верхней точки контура не пойдет вода. Все краны для стравливания воздуха при этом должны быть открыты. Завоздушивание системы могут привести как к росту, так и к понижению давления.
Почему увеличивается давление в закрытых котлах
Основные причины почему поднимается давление следующие:
- отопительный контур наполняется с верхней части;
- быстрое наполнение теплоносителем во время запуска;
- расшатанный вентилятор насоса, через который проходит воздух;
- поломка воздухоотводчика;
- после ремонта системы не спустили воздух.
Наполнять отопительный контур надо с нижней части, причем защитные краны должны быть открытыми. Наполнять надо постепенно, пока из защитных кранов не начнет сливаться жидкость. Прежде чем начать наполнение отопительного контура все воздухоспускные части нужно обработать мыльным раствором, так можно проверить их нормальную работу.
Важно! Если нагнетательный насос пропускает воздух, то именно он является причиной повышенного давления.
Неисправности расширительных бачков
Проверка давления расширительного бака входит в перечень процедур ежегодного технического обслуживания и при его соблюдении никаких проблем не будет, но при халатном отношении он может доставить владельцу неприятные сюрпризы:
- давление в воздушной камере постепенно уменьшается и с каждой подпиткой котла бачок все больше заполняется водой и постепенно перестает выполнять свою функцию. При этом мембрана настолько прижимается к стенке воздушной части бачка, что может быть повреждена золотником клапана и бачок придется заменить.
- давление контура отопления находится на границе допустимого, расширительный бачок не обслуживали – давления в нем нет. При остывании системы отопления объем жидкости уменьшается, падение давления ничем не компенсируется – котел останавливается по аварии. Такая ситуация может возникнуть, например, при длительной работе котла в режиме ГВС или отключении электричества.
- владельцу котла часто без видимых причин приходится подпитывать котел, например, пока используется горячая вода – давление на манометре падает и котел останавливается по ошибке – владелец подпитывает. Так как температурное расширение ничем не компенсируется, то при дальнейшем нагреве теплоносителя избыточное давление сбрасывается через предохранительный клапан. Некоторые пользователи отводят сброс и просто не замечают этой ситуации. Частая подпитка котла неподготовленной водой губительна для теплообменника!
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Простые способы преображения кухни: главные дизайнерские приемы
Как контролировать систему и работать с ней?
Расширительные баки — глухо закрытые сосуды, которые делятся на два фрагмента при помощи мембран из резины. Это не простая резина, поскольку она должна переносить значительный нагрев, при этом оставаясь эластичной и не теряя крепости.
То есть к моменту запуска в работу бак окажется полностью пуст, и весь его объем может быть использован для коррекции теплового расширения воды или антифриза. Если датчик газового котла обнаруживает, что давление в отопительной системе понизилось до 0,7 бар и менее, он дает команду на отключение нагревателя. А среднестатистическое значение, обеспечивающее нормальную работу — 1,2 бар. Поскольку переходя из неравновесного положения в равновесное, мембрана может поднять давление еще, исходным уровнем его для пустого бачка принимается показатель на 0,3 бар (в среднем) выше стандартного для отопительной системы.
Вывод: при закрытой схеме обогрева газовым котлом давление должно быть от 0,8 до 1 бар; параметры любой отклоняющейся от стандартов системы рассчитываются индивидуально с учетом:
- предполагаемого объема воды или антифриза;
- КПД бачка;
- его требуемой величины;
- исходного давления при запуске.
Бачки на двухконтурных котлах Baxi, как следует из инструкции, должны работать при давлении 0,5 бар. Однако на деле этот показатель минимален, а гарантировать нормальное функционирование устройства позволяет все то же давление 0,8 — 1 бар. Встроенный расширитель вместимостью 6 л стабильно работает с отопительными системами емкостью 75 л (на воде). Либо 50 л (на антифризе).
Нужно ли использовать дополнительный расширительный бак, или хватит штатного оборудования, решают только специалисты в момент подготовки проекта.
Очень важно бывает проверить реальное давление в расширительных бачках. Почти всегда для этой цели используют ручные манометры, поскольку большинство воздушных камер оснащены типовыми ниппелями, подобно автомобильным или велосипедным шинам. Проблема может возникнуть, если котел настенного исполнения. Компенсирующие устройства чаще всего располагают на его задней стенке, и воспользоваться ими бывает затруднительно. Выходом становится применение компактного мобильного манометра.
Как только обнаружено отклонение показателя в меньшую сторону, следует правильно накачать воздух. Оставив все как есть, можно столкнуться с экстренными остановками котла. Трудно даже сказать, хуже ли такой исход или выбросы избыточной жидкости. Каждый изготовитель газовых котлов советует потребителям ежегодно замерять давление в бачке. Не будет никакого вреда, конечно, если делать это вдвое чаще.
Нужно помнить, что подкачка производится только при полностью пустом баке, для этого следует слить воду из котла. Самым простым способом оказывается применение велосипедного насоса при контроле результата через ручной манометр.
Последовательность действий такова:
- закручиваются краны отопительной системы;
- спускается вода из котла;
- накачивается бак до нужного давления;
- перекрывается кран для слива;
- насыщается отопительный контур до нужного уровня через предусмотренный кран;
- раскрываются краны, связывающие бак с отоплением.
Проблемы с расширительным баком, которые влияют на напор в отопительном контуре, очень распространенные. Неверно рассчитанный объем экспанзомата – одна из самых характерных предпосылок.
Нарушения в работе может повлечь неправильный монтаж, низкое или высокое давление в воздушной камере бака, поврежденная мембрана — каждая из причин может привести к нарушению циркуляции теплоносителя в системе.
Если в отопительной системе установлен бачок маленького объема, он не может компенсировать расширение отопительной воды при нагревании. При температуре 85—95 °C вода расширяется примерно на 4% и ее лишний объем выходит через предохранительно-сбросной клапан.
Чтобы экспанзомат полноценно выполнял свою компенсаторную функцию, его вместительность для систем с газовым котлом должна составлять не менее 10 процентов от общего объема воды в контуре.
Если установить бак с объемом больше нормы, то колебания давления будут еще меньше. Уменьшение перепадов в напоре положительно влияет на работу системы и срок эксплуатации отопительного оборудования
Повреждение мембраны бачка приводит к тому, что вода полностью заполняет его объем и напор в контуре падает. Если заполнить объем контура, открыв подпиточный кран, это создаст новую проблему — при нагревании теплоносителя ему не будет куда расширяться и давление в системе увеличится больше нормы. Исправить ситуацию можно только с помощью замены резиновой перегородки.
Устанавливать бак следует только на трубе обратки, перед отопительным котлом. Так бачок будет минимально влиять на работу циркуляционного насоса, который устанавливается после газового котла. Кроме того, тут температура воды ниже и негативное влияние на давление в системе и на мембрану бака будет меньше.
Формируемое в воздушной камере экспанзомата давление также может привести к росту или падению напора внутри отопительной системы. Проверить и подкачать воздух в бачке можно только при отсутствии теплоносителя в баке.
Для этого нужно перекрыть с помощью запорной арматуры доступ к общему контуру и спустить воду через дренажный слив. Затем давление в воздушной камере замеряют и накачивают/спускают до необходимых значений.
Проверить показатели давления в расширительном баке можно с помощью автомобильного манометра, подкачать его — с помощью автомобильного насоса
Для настройки давления расширительного бака в воздушной камере должно быть на 0,5 бар выше, чем предполагаемое предельное давление в системе. После того, как давление в выравнивающей части бака настроено, проводят залив контура холодной водой до предполагаемой величины давления.
Затем воздух из воздушной камеры спускают до тех пор, пока напор в отопительном контуре и баке не начнет одновременно понижаться — тут необходимо одновременно следить за давлением в системе и в расширительном баке.
В этой фазе изменения показателей мало заметны, поэтому необходимо быть готовым к немедленному прекращению стравливания воздуха из расширительного бачка, как только обнаружится одновременное снижение.
Все бачки аналогичны по конструкции. У них имеется металлический корпус, разделенный изнутри на два завальцованных отсека. У бачка на одной стороне находится ниппель, а на второй – горловина, предназначенная для соединения с трубами.
Внутри корпуса располагается диафрагма. Когда емкость пустая, она заполняет ее большую часть, а оставшееся пространство занимает воздух. В процессе функционирования сети теплоноситель нагревается, его объем увеличивается, а излишки проникают в полость, имеющуюся между диафрагмой и корпусом.
После снижения температуры рабочая среда уменьшается в объеме, а закачанный ранее воздух выдавливает ее назад в систему.
Повышение давления из-за расширительного бака
В чем причина и что можно сделать, если манометр показывает большое давление?
Проблема может крыться в расширительном баке.
- Повреждение мембраны . При нагреве до максимально установленной температуры в системе отопления жидкость повышается в объеме примерно на 4% . Этот излишний объем поступает в расширительное устройство, компенсируя напор в системе.
Если мембрана повреждена, жидкость полностью заполнит объем и первоначально напор в системе упадет. При открытии крана подпитки и добавления воды в систему при увеличении температуры напор станет выше номинального.
Как определить, что повреждена мембрана — при подкачки воздухом напор падает, лишняя жидкость выходит через шланги, которые соединяются с системой. Необходим новый бак.
- Слишком маленький объем расширительного устройства является причиной того, что напор быстро поднимается при повышении температуры. Размер компенсационного бака зависит от мощности теплогенератора, при условии подключения стандартных радиаторов. Но, если у вас вместо радиаторов используются трубы, количество теплоносителя будет больше, в этом случае будет держаться постоянно высокий напор.
- Несоответствие напора в компенсационном баке номинальному также является причиной, почему поднялось давление. Подкачать его можно с помощью автомобильного насоса с манометром, предварительно слив жидкость из котла и перекрыв подающий и обратный краны.
Насосом качаете до тех пор, пока не увидите, что вода не течет. Затем нужно спустить воздух и накачать снова до значения, указанного в мануале к котлу. К сожалению, не все производители указывают в инструкциях давление расширительного бака своих изделий, например, в инструкции к теплогенератору Иммергаз оно не указано.
Гидравлические удары являются причиной высокого давления в газовом котле , что делать в этом случае? В некоторых двухконтурных котлах компенсационный бак находится сразу же после циркуляционного насоса, при его включении напор резко поднимается, затем также резко падает.
Как можно снизить влияние насоса и убрать излишек напора — расширительный бак монтируется на трубу обратной подачи, а насос устанавливают последовательно после бака, перед котлом.
Рабочее давление компенсационного бака некоторых моделей на 24 кВт приведены в таблице.