Покраска радиаторов отопления своими руками: как подобрать краску и как сделать в домашних условиях


Требования к лакокрасочному покрытию

Для окрашивания чугунных батарей своими руками выбирают ЛКМ, соответствующие следующим критериям:

  • стойкость к влиянию высокой температуры, допустимый минимум составляет +80°С, но лучше, если состав будет выдерживать значения до +100°С;
  • хорошая адгезия – она позволяет нанесенному слою долго удерживаться на поверхности радиаторов даже при его эксплуатации в сложных условиях;
  • стойкость к механическому воздействию: батареи часто находятся на участках с высокой проходимостью, важно, чтобы отделка даже при нанесении тонкого слоя сохраняла свои свойства;
  • неподверженность развитию коррозии: когда состав наносится поверх металла, вероятность ржавления должна снижаться;
  • способность сохранять цвет под воздействием перепадов температур;
  • безопасный состав: для отделки приборов центрального отопления не должны применяться вещества, содержащие токсичные компоненты, т. к. при нагреве они будут высвобождаться в воздушную среду, ухудшая здоровье жильцов;
  • выбирают краску без запаха, т. к. отделочные работы выполняются внутри жилого помещения.

Покраска батареи вне отопительного сезона

Подготовка

Первым этапом становится удаление старой краски. В виду того что конструкция батареи делает многие ее места труднодоступными очистить ее старым, дедовским способом с помощью металлической щетки не представляется возможным.

Не подойдет паяльник или термофен. Так как в первом случае можно повредить конструкцию, а во втором он просто бесполезен.

Лучшим средством очистки батареи от старой краски будут разнообразные химические смывки.

Как покрасить батареи отопления
Смывка для краски сможет удалить краску даже в труднодоступных местах

Конечно же, этот способ также имеет свои недостатки, но се же он дает лучшие результаты. Смывка работает по принципу растворителя. Она проникает в слой краски, размягчает его и затем довольно просто соскрести старую краску с помощью шпателя или металлического скребка. Кроме всего прочего смывка не портит металл или дерево, поэтому ее можно использовать перед тем как покрасить батареи.

При работе с веществом держите бутылочку горлышком от себя, чтобы случайно не дохнуть агрессивные пары жидкости. Помещение должно хорошо вентилироваться.

Как покрасить батареи:

Процесс окрашивания батарей отопления

  • наносим смывку;
  • удаляем старую краску;
  • ржавчину необходимо зашкурить;
  • батарею обработать обезжиривающим средством (уайт-спирит, или слабощелочной раствор);
  • при необходимости наносим грунтовку;
  • после высыхания можно нанести основной цвет.

Рекомендации, как покрасить чугунные батареи своими руками

  1. Окрашивать батареи необходимо только в холодном состоянии. Поэтому все работы лучше перенести на время, когда отопительный сезон уже закончился. Если же возникла необходимость в осеннее-зимний сезон, перекройте вентили и дождитесь полного остывания.
  2. Если приходится наносить краску на теплые батареи, воспользуйтесь баллончиком или наносите очень тонким слоем. Вся трудность нанесения краски на горячую поверхность в том, что остаются следу от кисточки. Кроме того, краска помежет поменять цвет и батареи покроются пятнами.
  3. Подключать радиаторы можно только после полного высыхания краски.

Как покрасить батареи отопления
Интересно окрашенные батареи станут изюминкой кухни

Помещение должно проветриваться. Если такой возможности нет, воспользуйтесь распиратором.

Как правильно подобрать краску на радиаторы отопления:

Алкидные эмали

Положительные качества:

  • устойчивость к влиянию высоких температур;
  • износостойкость, за счет чего аккуратный внешний вид батарей сохраняется на протяжении длительного периода.

Такие свойства позволяют производить окраску радиаторов отопления. Алкидная эмаль защищает приборы от ржавления, увеличивая их срок службы. При нанесении она ложится ровно, благодаря этому не требуется корректировка покрытия. Количество оттенков алкидной эмали большое, поэтому всегда можно подобрать нужный тон с учетом интерьера.

Алкидные эмали для покраски радиаторов для отопления.

Алкидная эмаль прочнее большинства аналогов. Ее недостатком является высвобождение токсичных испарений, причина заключается в содержании растворителя в составе.

Запах сильный, выветривается медленно – через 1 сутки после окрашивания. На это время нужно покинуть жилье, а комната должна проветриваться. Иногда запах слабо ощущается и после высыхания.

При поиске ответа на вопрос, как покрасить батарею отопления в домашних условиях, обращают внимание на способность ЛКМ сохранять первоначальный тон.

Алкидная эмаль быстро теряет оттенок, желтеет, хотя продолжает сохранять прочность и другие свойства. Желтизна сильнее проявляется, если выбран белый цвет. При покупке алкидной эмали лучше рассматривать более темные тона с глянцевым блеском.

Обратите внимание на: Покраска дверей: выбор лакокрасочного материала, пошаговая инструкция по покраске, как выбрать цвет

Разновидности составов

Чтоб покрашенные РО максимально долго сохраняли свою внешнюю привлекательность и максимально отдавали тепло помещению, при выборе ПС нужно внимательно изучать ее техническое и эстетическое свойство.

Плюсы акриловых ПС

Очень хвалят акриловую ПС. Ее неоспоримые достоинства:

  • отсутствие вредных веществ;
  • нет запаха;
  • не несет опасности человеку.

При +23 градусах акриловая ПС высыхает всего за полчаса. Она не боится влаги, создает прочный слой, устойчивый к различным механическим повреждениям.

Акриловая краска хорошо переносит нагрев и не теряет все свои положительные свойства примерно восемь лет.

За все время эксплуатации на РО не появится желтого оттенка, трещин и надколов. Коэффициент белизны акриловой ПС равен 96 процентам. На батареях краска выглядит хорошо, внешне напоминает глянцевый пластик.


Акриловая ПС

Специфика алкидных ПС

Алкидная ПС устойчива к сильному нагреву, поэтому ею тоже можно окрашивать батареи. Она более прочна, нежели акриловая, оказывает антикоррозийное действие, легко наносится, дает гладкое покрытие.

Но алкидные ПС не так безопасны, как водоэмульсионка. В их составе есть растворитель, поэтому они имеют неприятный запах, который ощущается еще несколько суток после окрашивания РО.

Алкидная ПС высыхает очень долго и все это время в комнате ощущается резковатый аромат. Специалисты рекомендуют использовать ее только в хорошо проветриваемых комнатах. Идеально вообще не жить в доме, пока там сохнет краска.

Еще один важный минус такой краски – быстрая потеря цвета и образование желтоватого оттенка. Чтобы немного отсрочить этот неприятный момент, выбирайте алкидные смеси с глянцевым эффектом.


Алкидная ПС

Другие типы ПС для РО

Если планируется покраска батареи отопления поверх старой краски, можно использовать смеси с алюминием и силикатными смолами. Они создадут на РО плотный эластичный слой, который не трескается даже из-за сильного нагрева.

Силикатная смесь обладает хорошей адгезией, поэтому вы можете предварительно не грунтовать поверхность. Она подходит для работы при очень высокой температуре. Единственный минус – стойкий неприятный запах.

Стоит упомянуть молотковую краску – это разновидность алкидной. Она дает интересное специфическое покрытие. После окрашивания поверхность будто побили молотком. Этот эффект и лег в основу названия.

Неоспоримое преимущество молотковых ПС в том, что ею можно скрыть многочисленные внешние дефекты РО. Это особенно важно, если не знаете, как покрасить чугунную батарею так, чтобы скрыть ее шероховатую поверхность.

Часто РО красят серебрянкой, которую создают смешиванием лака и алюминиевой пудры. Краска хорошо переносит нагрев, легко наносится поверх грунтовки и старой ПС. Но она имеет весьма сильный неприятный аромат, поэтому после окрашивания РО комнату нужно хорошенько проветрить.

Важно! Алюминиевая пудра взрывоопасна. Готовить серебрянку в условиях дома рискованно. Не стоит этого делать, если в доме имеются легко возгораемые предметы и малыши.

Акриловые эмали

Эти эмали входят в группу водоэмульсионных составов. Они условно безопасны для человека, не источают неприятный запах. Это позволяет использовать их для окрашивания предметов, использующихся внутри помещения.

Акриловая краска для по-краски отопительных радиаторов.

После нанесения сохнут сравнительно быстро, уже через полчаса нанесенный слой схватывается, перестает липнуть, поэтому покидать жилье на 1-2 дня не нужно. Высокая скорость высыхания обеспечивается при условии, что созданы подходящие условия: температура воздуха находится в пределах +18…+23°С.

Высокая прочность и антикоррозионная стойкость проявляются за счет способности акриловой эмали отталкивать влагу. Такая эмаль не деформируется при воздействии механической нагрузки, средний срок службы составляет 7-8 лет.

В течение всего периода службы она проявляет устойчивость к перепадам температур, внешний вид покрытия не портится. Для красок по металлу на водной основе не менее важной является способность сохранять первоначальный цвет, поэтому при эксплуатации они не желтеют.

Реализация

Этапы восстановления радиатора.

Демонтаж

Демонтаж радиатора своими руками начинается со сброса стояков: чугунные радиаторы крайне редко комплектовались отсекающими вентилями на подводках.

Кроме того: срок службы винтовых вентилей в чугунных корпусах, которые были в ходу 30 лет назад, не превышает 10 – 15 лет. Шансы на то, что они остались исправными, минимальны.

Сброс стояков тоже выполняется в строго определенном порядке.

Чтобы осушить стояк в доме нижнего розлива (то есть дома, в котором и подача, и обратный трубопровод отопления находятся в подвале), необходимо:

  1. Ориентируясь по подъездам (их нижние марши выдаются в подвальное помещение), найти стояк отопления, к которому подключен нужный отопительный прибор;
  2. Перекрыть вентиль на нем;
  3. Перекрыть два соседних стояка – справа и слева;
  4. Частично отвернуть заглушку на стояке и дождаться падения напора на ней;

Задача сильно упростится, если стояки оборудованы сбросниками.

  1. Поочередно приоткрыть вентиля на соседних стояках, чтобы выявить парный вашему;
  2. Открыть полностью вентиль, манипуляции с которым не вызвали увеличения напора струи из-под заглушки на вашем стояке;
  3. Закрыть полностью вентиль на другом стояке;
  4. Вывернуть заглушки для сброса парных стояков.

Для демонтажа чугунной батареи нужно:

  1. Согнать контргайки по резьбам на подводке до их окончания;

Обратите внимание! Если слои краски мешают отвернуть контргайку, предварительно отожгите краску на резьбе строительным феном, паяльной лампой или газовой горелкой.

Если подводка к вашему радиатору выглядит так же, отжиг резьбы обязателен.

  1. Согнать вслед за гайками проходные радиаторные пробки. Они откручиваются газовыми ключами №2 – №4. Если пробка не страгивается с места, не прикладывайте чрезмерных усилий, а нагрейте ее теми же феном или горелкой, после чего резьба отвернется гораздо легче;
  2. Снять батарею с кронштейнов;
  3. Уложив ее на пол, отвернуть глухие пробки. Не забудьте: они имеют левые резьбы, откручивать которые нужно по часовой стрелке.

Проходные и глухие пробки имеют противонаправленные резьбы.

Отжиг

Отжечь сразу несколько многосекционных радиаторов удобнее всего в костре: фен, горелка или паяльная лампа растянут нагрев всех секций до вишневого свечения на десятки часов.

Инструкция по отжигу предельно проста:

  • Батареи складываются домиком;
  • В центре домика разводится костер. Пламя поддерживается не менее 1,5 – 2 часов: все секции и, главное, их содержимое должны прокалиться до 700 – 800 градусов;
  • Затем радиаторы остывают естественным образом в течение 2 – 4 часов. Ни в коем случае нельзя класть их в снег или поливать водой: резкий перепад температур может привести к появлению трещин.

Очистка

После прогрева залежи ила в каналах и коллекторах секций полностью разрушены; однако их останки нужно удалить из радиаторов. Для этого:

  • Батарея разбирается радиаторным ключом на отдельные секции. После отжига эта операция требует минимальных усилий: прикипевших ниппелей можно не опасаться;
  • Затем каждая секция простукивается деревянной киянкой в вертикальном положении. Высыпающиеся из нее песок и ржавчина – это остатки ранее забивавшего ее ила.

В процессе прогрева старая краска полностью выгорает, оставляя на поверхности чугуна лишь тонкий слой копоти. Поскольку покраска батарей – чугунных или любых других – требует зачистки основания, мы очищаем поверхность обычной металлической щеткой. Зачистка каждой секции занимает не более двух-трех минут.

Остатки старого покрытия зачищаются металлической щеткой.

Переборка

Теперь нам нужно заново собрать секции в отопительный прибор. Поскольку старые прокладки выгорели, требуется их замена.

Цена новой паронитовой прокладки для чугунной батареи более чем невелика – от 1,3 рубля за штуку.

Паронитовые межсекционные прокладки.

Однако вместо жесткого паронита, требующего большого усилия для сжатия, лучше использовать самодельные прокладки, вырезанные из старой автомобильной камеры.

Они вырезаются обычными ножницами:

  1. Камера разрезается по окружности, превращаясь в плоскую полосу;
  2. Ниппель прикладывается к листу резины и обводится ручкой;
  3. Затем середина будущей прокладки вырезается ножницами с острыми кончиками лезвий;
  4. Наконец, прокладка обрезается по кругу. Ширина ее ободка должна быть равной примерно 10 миллиметрам: при стягивании секций резина расплющивается, и если сделать прокладку шире, то ее края будут выступать за пределы секций.

После установки прокладок ниппели стягиваются поочередно, по одному обороту за раз. Важно избежать перекосов, которые могут привести к заклиниванию резьбы или даже разрыву ниппеля.

Схема переборки радиатора.

Грунтовка

Как правильно красить батареи чугунные, обеспечив максимальное сцепление краски с основанием? Очевидно, стоит начать с грунтовки. Производители чугунных радиаторов поставляют их с покрытием антикоррозийным грунтом ГФ-021; для нас он тоже станет оптимальным выбором.

Антикоррозийный глифталевый грунт ГФ-021.

Грунтовка разбавляется до рабочей вязкости, соответствующей консистенции жирного молока, сольвентом и наносится обычной кистью в один слой. Время сушки при комнатной температуре составляет от 30 минут до часа.

Внимание: ГФ-021 позиционируется стандартом ГОСТ 25129-82 как слаботоксичный материал. Все работы с ней проводятся в проветриваемом помещении; настоятельно рекомендуется использовать респиратор.

Грунт наносится максимально тонким слоем; потеки тут же подбираются кистью. Засохшие неровности грунтовки удаляются мелкой наждачной бумагой, после чего участок грунтуется повторно.

Покраска

Чем покрасить чугунные батареи для получения максимальной стабильности цвета?

Любой краской, в описании которой присутствует слово “жаростойкая”. Вот несколько примеров.

НазваниеКраткое описаниеСтоимость
Dufa Aqua-HeizkorperlackВодная435 рублей/ 0,75 л
Текс Профи для радиаторовПентафталевая, разбавляется уайт-спиритом300 рублей/0,55 л
Tikkurila TermalСиликоновая на водной основе640 рублей/0,33 л

Силиконовая Тиккурила Термал.

Обратите внимание! Глянцевые краски подчеркивают все дефекты поверхности. Матовые скрывают их, зато склонны активно собирать загрязнения благодаря шершавой поверхности.

Как красить чугунные батареи, чтобы не получить потеков? Разбавленная до уже знакомой нам консистенции жирного молока краска наносится двумя-тремя максимально тонкими слоями с промежуточной просушкой.

Инструмент – кисть со средним ворсом и максимально прочной гильзой. Если вы, удерживая ворс и потянув за ручку, вырвали несколько волосков – значит, они будут оставаться и на окрашенной поверхности.

На фронтальные поверхности секций краску лучше наносить, уложив батарею горизонтально – так будет меньше потеков. Тыльная поверхность окрашивается аналогично; по понятным причинам радиатор переворачивается только после полной просушки.

После высыхания каждого слоя радиатор осматривается на предмет потеков; все обнаруженные дефекты тут же зачищаются мелкой наждачной бумагой. Последний слой не шлифуется.

В результате мы должны получить равномерное покрытие без просветов и потеков.

Не забудьте: перед покраской под батарею стоит подложить плотный полиэтилен. Как бы аккуратны вы не были, несколько капель краски неизбежно попадут на пол.

Особый случай

В промышленных условиях к покрытиям отопительных приборов могут выдвигаться особые требования, которые, соответственно, требуют применения особых материалов.

Вот несколько примеров экзотических красок, редко используемых в быту.

  • Электропроводная краска Zinga представляет собой дисперсию цинкового порошка в стойком к атмосферным воздействиям лаке. После просушки она обеспечивает максимально долговечную и прочную антикоррозионную защиту, переносящую длительный контакт с агрессивными средами;

На фото – упаковка краски Зинга бельгийского производства.

  • Огнезащитные краски по металлу Полистил при нагреве вспучиваются и образуют на окрашенной поверхности толстое покрытие с низкой теплопроводностью и огнестойкостью до 90 минут;
  • Антикоррозионная краска Церта способна переносить без изменения цвета и прочих характеристик нагрев до 900 градусов. Она может использоваться для окраски радиаторов парового отопления, паропроводов и деталей двигателей.

Дисперсионно-акриловая краска

Преимущества:

  • высокая скорость высыхания, благодаря этому можно пользоваться помещением во время ремонта;
  • отсутствие запаха;
  • материал наносится легко, в результате получают равномерный слой.

Выдерживает высокие температуры, поэтому часто применяется для окрашивания радиаторов, а в процессе эксплуатации покрытие не растрескивается, что позволяет реже его обновлять.

В продаже есть 2 типа дисперсионно-акриловой краски:

  • матовая;
  • глянцевая.

Материалы этой группы наносят в несколько слоев, их количество зависит от качества черновой основы. Популярен метод предварительного грунтования, для чего используется дисперсионно-акриловая краска, разбавленная водой. Такая мера улучшает адгезию.

Силиконовые краски

Силиконовые краски для радиаторов отопительных.

Содержат полимерные компоненты (силикон). Чтобы получить нужную консистенцию, добавляют водный или органический растворитель.

Преимущества:

  • стойкость к воздействию высоких температур;
  • умеренная эластичность готового покрытия, что исключает риск его растрескивания под воздействием перепадов температур;
  • необязательно выполнять подготовку поверхности приборов отопления;
  • стойкость к нагрузкам, снижается риск истирания при эксплуатации, что увеличивает срок службы;
  • хорошая переносимость воздействия ультрафиолета, за счет чего сохраняется первоначальный оттенок.

Силиконовая краска стоит дороже аналогов, но эксплуатируется дольше.

Выбор правильной краски

Подбирая краску для радиаторов отопления, следует учитывать несколько требований, которым должна соответствовать продукция:

  1. Термостойкость. Так как батареи это в принципе нагревательный прибор, краска должна быть термостойкая. Учитывайте это, выбирая краску, которая не боится воздействия высоких температур.
  2. Не токсичная. При нагревании краска может выделять неприятный запах а также токсичные вещества, которые могут провоцировать аллергии, головную боль и даже отравление.
  3. Блеск краске обеспечивает акрил, но стоит помнить, что при окрашивании в помещении будет довольно резкий запах. Неприятный запах может довольно долго не выветриваться – помещение необходимо проветривать несколько дней. Соблюдайте технику безопасности при работе с краской

Стоит отметить, что акриловые краски одни из самых прочных и стойких. Кроме того акриловая краска износостойкая и не подвержена истиранию.

Другие варианты красок для радиаторов

Молотковые краски отлично скрывают все неровности чугунных радиаторов.

Если по ряду причин нет возможности применить рассмотренные выше варианты, можно выбрать один из следующих:

  1. Краски, содержащие силикатную смолу. При их нанесении создается плотное покрытие. Преимущество заключается в умеренной эластичности, в результате внешний вид отделки сохраняется на протяжении всего периода службы прибора отопления. Краска качественно сцепляется с металлом, причем перед ее нанесением необязательно подготавливать поверхность. Недостаток силикатной смолы – интенсивный запах.
  2. Молотковые краски. Относятся к алкидным составам, помогают создать эффект чеканки, искусственно состарить поверхность (на ней появляются трещины), позволяют получить покрытие неравномерной толщины и структуры.
  3. На основе алюминиевой пудры. Другое название – серебрянка. Преимущества: стойкость к влиянию предельных значений температуры, возможность нанесения как на старые батареи, так и на новые после их подготовки. Краска источает интенсивный запах, поэтому после окрашивания потребуется покинуть помещение.

Обратите внимание на: Какую фасадную краску для наружных работ по бетону выбрать. Виды, характеристики, как правильно ее применять.

Краска для чугунных радиаторов отопления

Чугунные радиаторы отопления – ветераны отопительных систем

Вы собрались делать дома ремонт – у вас масса планов, проектов, идей, которые так хочется воплотить в жизнь. Выходите по квартире, оценивая фронт работ, делая пометки – что отремонтировать, что заменить, от чего отказаться в принципе. Список работ растёт быстро, список прогнозируемых финансовых трат – ещё быстрее. И вот ваш взгляд натыкается на «дедушку» почтенного возраста в гостиной – старую добрую чугунную батарею отопления.И вы задумываетесь – оставить и отреставрировать или выбросить и заменить на нечто более современное?

Не спешите отказываться от этих ветеранов отопительных систем – при правильном обращении они вполне в состоянии послужить вам ещё долго и верно. Знаете ли вы, что чугунныерадиаторыотопления были изобретены ещё в 1857 году французом Францем Сан-Галли и с тех пор верно служат для обогрева помещений любого типа. Для этого есть веские основания, а именно следующие их качества:

  1. Отличная теплоотдача;
  2. Высокая температурная инертность – то есть наши батареи достаточно долго нагреваются, однако и очень долго остывают, оставляя помещение тёплым и обогретым длительное время;
  3. Низкое гидравлическое сопротивление – теплоноситель, циркулируя внутри радиаторов, почти не встречает сопротивления и не возникает необходимости в принудительной циркуляции;
  4. Долговечность – вы только взглянитесколько лет могут служить эти «динозавры», практически не теряя своих качеств;
  5. Стойкость к коррозии – чугун слабо поддаётся коррозии, что существенно влияет на долговечность изделия.

Как видите, налицо масса преимуществ и рано ещё старые батареиотопления списывать на помойку. А что касается непривлекательного внешнего вида – так ведь изделие всегда можно покрасить, это наверняка решит проблему.

Подготовка радиаторов отопления к покраске

Итак, прежде, чем покрасить, нужно должным образом подготовить поверхность батареи. Это нужно для того, чтобы краска легла равномерно, правильно, чтобы было обеспечено хорошее сцепление с поверхностью, чтобы со временем покрытие не откалывалось и не опадало. Итак, рассмотрим процесс подготовки поэтапно:

  1. Для начала нужно тщательно протереть поверхность агрегата, полностью убрав пыль, мусор, разного рода загрязнения;
  2. Как правило, наши «ветераны» покрыты старой краской многослойно и надёжно до окаменелости – всё это необходимо убрать, прежде чем красить. Для этой цели используем разного рода химические смывки на основе растворителей и кислот. Внимательно читаем инструкцию, наносим вещество на поверхность, ждём указанное в инструкции время и приступаем к снятию «окаменелостей»;
  3. Старая краска под влиянием химических смывок размягчается и мы можем снять её при помощи шпателя и специальных жёстких щёток. Однако, нужно помнить, что смывки не действуют на краски, выпущенные до середины прошлого века, поскольку они изготавливались из натуральных компонентов;
  4. Итак, староепокрытие снято и можно приступать к следующему этапу – ошкуриванию поверхности наждачкой. Согласимся – работа муторная, требующая недюжинного терпения, но совершенно необходимая, если мы хотим качественно покрасить нашу батарею;
  5. И в конце поверхность следует загрунтовать специальной грунтовкой, чтобы краска хорошо легла и крепко держалась.

Выбор краски для радиаторовотопления

Теперь самое время задать себе законный и вполне уместный вопрос:

«Как бы это поудачнее выбрать, какой краской покрасить нашу батарею?»

Существует ряд возможных вариантов покрытия для чугунных радиаторов, и какой из них выбрать – решать вам, конечно же.

На краске указывается ее применение

Наше покрытие должно иметь следующие свойства:

  1. Термостойкость – то есть не разрушаться под воздействием температур до 80 градусов Цельсия;
  2. Экологическая чистота – покрытие не должно оказывать никаких негативных воздействий на человеческий организм;
  3. Покрытие должно защищать поверхность агрегата от коррозии;
  4. Способность долго сохранять свой первоначальный цвет.

Рассмотрим, чем же мы можем покрасить нашу батарею

  1. Алкидная эмаль – достаточно долговечна, прочна, способна долгое время сохранять целостность структуры. Однако, после нанесения долго держится специфический химический запах. Поэтому, если вы решили покрасить поверхность этой эмалью – наденьте респиратор;
  2. Водно-дисперсионная акриловая эмаль – быстро высыхает, не имеет резкого запаха, долговечна и прочна. Недостатком является то, что для покраски отопительных радиаторов нужно выбирать только специальные термостойкие эмали;
  3. Акриловая эмаль с растворителем –не требует грунтовки поверхности, хорошо наносится, быстро высыхает, не имеет резкого химического запаха. Однако, имеются сложности с растворителями и эта краска не поддаётся оттенению нужным цветом.

Можно покрыть батарею обычной масляной краской, но вряд ли это сделает агрегат привлекательней – масляная краска просто не предназначена для таких целей. И есть мнение, что от этого может пострадать теплоотдача.

Эмаль для батарей

Обязательно обратите внимание на важную деталь – батареи нужно красить холодными! При окраске нагретой поверхности краска ложится неравномерно, пузырится, морщится. Поэтому все работы такого рода следует производить в неотопительный сезон.

Заключение

Итак, как вы убедились, не следует торопиться избавляться от старых чугунных радиаторов. Будучи исправными, при правильной покраске они способны выглядеть привлекательно и ещё долгое время будут давать тепло вам и вашему дому.

Процедура подготовки батареи к покраске

Необходимость подготовки обусловлена следующими факторами:

  • обеспечение равномерности покрытия;
  • необходимость устранения дефектов;
  • обеспечение высокой адгезии.

Подготовка поверхности к окрашиванию увеличивает срок службы слоя отделочного материала. Обработку проводят не во всех случаях: металл и использование некоторых видов ЛКМ ее не требуют.

Кроме эстетических качеств, окрашивание влияет и на теплоотдачу приборов отопления. Подготовительный этап включает в себя удаление старой краски. Если этого не делать, со временем количество слоев краски возрастает, при этом сильно уменьшается теплоотдача.

Методы удаления пыли и жира

Удаление пыли и жира с радиатора.

Окрашивать нужно поверхность, очищенную от загрязнений, жировых отложений. Когда этот этап пропускается, краска ложится неровно, снижается адгезия, ухудшается внешний вид радиатора. Убрать наслоения пыли можно пылесосом и ветошью.

Влажная уборка более предпочтительна, т. к. при этом лучше удаляются частицы пыли. При сухой очистке загрязнения могут подниматься в воздух, а затем снова осесть на батарею.

Жировые наслоения убрать без специальных средств сложно. Рекомендуется применять жидкость для мытья посуды или плиты. Чтобы лучше очистить радиатор, используют губку с шероховатой поверхностью. После очистки прибор протирают увлажненной тряпкой.

Очистка от старых покрытий механическим способом

Для удаления ржавчины и облупившейся краски применяют агрессивные методы. Механическая чистка выполняется с использованием жесткой металлической щетки. Ручной способ рекомендуется применять, если площадь очага ржавления небольшая.Когда необходимо очистить весь радиатор от старой краски, задействуют болгарку с насадками (зачистным кругом), на труднодоступных участках дополнительно используют щетку.

Используя болгарку с насадкой, не следует прилагать много усилий, иначе удалится и верхний слой металла. Не рекомендуется счищать краску полностью, достаточно удалить облупившиеся участки. Когда поверхность станет ровной, можно прекратить работы, даже если очаги старого слоя еще видны.

Как избавиться от краски химическими средствами

Удаление предыдущей краски химическим способом.

Если подходящего инструмента нет под рукой, применяют растворители. Такие средства выпускаются в форме гелей, паст, аэрозолей, ими обрабатывается весь радиатор. Для использования пасты или геля нужно подготовить кисть с натуральной щетиной.

Когда вся поверхность батареи будет покрыта веществом, прибор накрывают пленкой, чтобы усилить эффект. Длительность воздействия зависит от типа средства и составляет от 15 минут до нескольких часов. Держать растворитель на радиаторе дольше не следует.

Аэрозоль распыляется над батареей, период его воздействия меньше, чем геля или пасты – до 60 минут в зависимости от вида средства.

Преимущество аэрозоля заключается в том, что с его помощью можно обработать труднодоступные участки. Выдержав достаточно времени, старую краску снимают металлической щеткой, болгаркой с насадкой, можно использовать шпатель, т. к. материал размягчается.

Химикаты не вредят чугуну, однако при производстве батарей из этого материала закладывается уплотнитель, который подвержен влиянию растворителей. Вследствие этого зимой после запуска системы отопления приборы могут протечь.

Обратите внимание на: Выбираем краску для детской мебели

Работать с химикатами нужно в перчатках, закрытой одежде и респираторе, т. к. они токсичны.

Правила грунтования поверхности

После удаления ржавчины, старого покрытия и грязи переходят к подготовке радиаторов к нанесению краски. Для этого применяют грунтовочный состав, предназначенный для обработки металлических изделий. Материал должен быть устойчивым к развитию коррозии. После высыхания грунтовки начинают окрашивание.

Необходимость покраски отопительного оборудования

Отопительные приборы нужно красить всего в двух случаях:

  • если на эксплуатируемых чугунных батареях старая краска потеряла первоначальный цвет и облупилась;
  • если строители установили в доме конвекторы образца 90-х годов прошлого века, которые представляют собой виток отопительного стояка с немногочисленными напрессованными пластинами оребрения.

Если покраска требуется во втором случае, тогда ей подвергают исключительно декоративный экран и заслонку, качающуюся сверху. Существует только один способ, как внутри покрасить батарею с оребрением, имеющимся между пластинками — это путем полного погружения конвектора в емкость с красящим составом. Но сужение просвета между ними приводит к уменьшению теплоотдачи оборудования.

Не следует подвергать покраске отопительные приборы более современного типа, особенно это касается изделий с алюминиевым оребрением. Если это сделать, то понизится теплоотдача такого радиатора и ухудшится его внешний вид. Дело в том, что намазанные кистью слои краски, вряд ли получатся идеально ровными и результат не будет похож на нанесенный в заводских условиях стойкий порошковый состав.

как покрасить чугунные батареи

Пластинчатые батареи и другие отопительные приборы, у которых большая площадь фронтальной поверхности, сделанной в форме одной панели, желательно красить на полу в горизонтальном положении при помощи баллончика или распылителя. В результате использования такого способа слой краски получается практически идеальным.

Однако вне зависимости от выбора способа, как красиво покрасить батареи, изделие лучше не станет. Чтобы вписать их в цветовую гамму отремонтированного помещения, можно использовать декоративный экран для отопительных радиаторов.

Покраска радиатора отопления

В процессе выполнения работ часто совершаются ошибки: наносят толстый слой, пренебрегают подготовкой. Это приводит к ухудшению внешнего вида прибора, сокращает срок эксплуатации.


Наглядный пример для покраски чугунного радиатора.

Общая технология окрашивания

Начинать работы нужно с нанесения небольшого количества краски на батарею. Если покрытие неравномерное, процесс повторяют. Все последующие слои наносят после высыхания предыдущего. Работать рекомендуется с помощью 2 кистей: одна широкая, вторая – небольшого размера, но с длинной рукояткой, достаточно гибкой, чтобы можно было добраться до сложных участков внутри радиатора.

Нужно удалить плохо закрепленные ворсинки, для этого кисть необходимо распушить. Работы начинают с внутренних поверхностей и продвигаются сверху вниз. Когда переходят к наружным стенкам, краску тоже наносят сначала на верхние участки. Дефекты (подтеки), образовавшиеся при окрашивании, удаляются наждачной бумагой средней зернистости. Эти участки закрашиваются при повторном нанесении состава.

Нюансы покраски алюминиевых радиаторов

Дефекты на алюминиевых отопительных приборах удаляют автомобильной шпаклевкой. Предварительно поверхность очищается, обезжиривается, покрывается грунтовочным составом. Когда шпаклевка высохнет, начинают окрашивание.

Алюминиевые радиаторы обрабатывают аэрозолем, для этой цели часто применяют автоэмаль. Ее нужно наносить на горячие радиаторы – это обеспечивает быстрое высыхание. Перед нанесением нового слоя удалять старую краску не нужно.

Проблемы

После двух-трех десятилетий эксплуатации чугунного радиатора он часто начинает страдать от нескольких видов, используя медицинские термины, функциональных расстройств;

  • Медленная циркуляция воды в крайних секциях приводит к тому, что они постепенно заиливаются частицами песка, ржавчины и окалины. В отсутствие регулярной промывки (заметьте, не ежегодной промывки системы отопления компрессором, которая эффективно очищает лишь разводку и стояки, а именно промывки самого отопительного прибора) ил за пару десятилетий приобретает прочность камня.

Соответственно, вся батарея или ее часть перестает отдавать тепло из-за остановки циркуляции;

Промывка? Не, не слышали.

Заметьте: на этом этапе промывка уже не даст сколь-нибудь значимого результата. Если и коллекторы, и вертикальные каналы каждой секции заполнены окаменевшим илом, перепада давлений между отопительным контуром и атмосферой недостаточно для их очистки. Это проверено многолетней практикой автора.

  • Многочисленные циклы нагрева и охлаждения, сопровождающиеся изменениями линейных размеров секций, постепенно приводят к тому, что паронитовые межсекционные прокладки утрачивают эластичность. При очередном охлаждении и сопутствующем ему сжатии секций на прокладках появляются первые капли воды. Через несколько лет течи становятся массовыми, и межсекционные соединения обрастают неопрятными потеками ржавчины;

Течь между секций.

  • Многократная покраска чугунных батарей отопления превращает их поверхность в нечто, сильно напоминающее лунный рельеф: наслоения краски с перекрывающими друг друга потеками выглядит откровенно неопрятно;
  • Кроме того, окраска чугунных батарей часто выполняется с использованием обычных красок для атмосферных условий или для интерьеров – алкидной эмали ПФ-115, масляных красок МА-15 и МА-25. Они не предназначены для эксплуатации при температурах выше +60 градусов; через несколько лет некогда белоснежный радиатор превращается в желтый.

Интересные идеи окраски батареи

Приборы отопления покрывают краской в тон стен. Альтернатива этому – создание акцента в помещении за счет изменения цвета батареи. Например, если стены светлые, батареи можно сделать яркими, но только при условии, что в комнате такой тон уже присутствует.

В детской на радиаторах рисуют узоры, окрашивают каждую секцию разными оттенками.

Популярна техника омбре, когда крайние секции с одной стороны покрываются яркими насыщенными оттенками, а с другого конца наносятся краски светлых тонов в той же гамме с плавным переходом от темных цветов к светлым.

Читайте далее:

Покраска горячих батарей: выбор подходящей краски, пошаговая технология окрашивания

Краски для радиаторов отопления: типы и разновидности составов, популярные марки красок

Покраска труб отопления: как и чем покрасить, пошаговая инструкция.

Покраска стен ванной комнаты: выбор краски и подготовка поверхности, пошаговая инструкция окрашивания и разные методы

Качественная покраска радиаторов отопления порошковой краской с горячей полимеризацией

Чем покрасить чугунную батарею отопления?

Надо выбирать термостойкую и устойчивую к механическим воздействиям эмаль. При работающем отоплении батарея сильно нагревается, не все краски сохранят цвет в таких условиях. Поэтому единственный правильный выбор – специальная эмаль. На банках должна иметься надпись, что она термостойкая или даже конкретно «для радиаторов».

Ищите на банке указание, что эмаль предназначена для труб и радиаторов отопления.

Термостойкая эмаль

Выбор огромен, к примеру, алкидная эмаль для радиаторов с эффектом пластика, акриловая эмаль для радиаторов, имеются даже термостойкие (до 400 градусов) кремнийорганические (силиконовые) составы, которые допускается применять для паровых систем отопления, не говоря уже про водяные. Главное условие – краска должна учитывать эксплуатацию при высоких температурах, желательно хотя бы до 75–80°С.

Для покраски приборов отопления годятся автомобильные эмали в баллончиках, поскольку тоже рассчитаны на металлическую поверхность и сильный нагрев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: