Назначение хладагента, его свойства и способы работы с ним


Как пользоваться таблицей?

  • Определяем тип фреона в системе (смотрим по шильдику, вентилям или документации)
  • Измеряем манометрическим коллектором давление в системе
  • Смотрим по таблице значение температуры для данного фреона при этом давлении

Например:

  • хладагент R22
  • давление на всасывании 4,5 Бар, на нагнетании 16 Бар
  • соответственно, температура испарения фреона +3,1 гр С, температура конденсации +44,7 гр. С

Только необходимо измерять давление конденсации после конденсатора, до ТРВ или капиллярной трубки, иначе оно не будет соответствовать действительности.

Дозаправка по давлению и температуре перегрева

Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки – полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.

Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:

  • шестигранные и рожковые ключи;
  • весы электронные (сгодятся кухонные);
  • фреон требуемой марки (указывается на табличке внешнего блока).

Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях – 134-й фреон.

Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:

  1. Присоедините шланг от манометра НД к сервисному порту, а среднюю трубку желтого цвета – к газовому баллону в соответствии с представленной ниже схемой.
  2. Откройте вентиль баллона и продуйте шланги от воздуха, на секунду приоткрыв кран высокого давления (справа на коллекторе).
  3. Поставьте емкость с хладоном на весы, обнулите показания. При заливке фреона R410a баллон ставится кверху дном.

  4. Включите кондиционер на охлаждение и откройте сервисный вентиль, предварительно открутив защитную крышку.
  5. Открывая кран НД (слева на манометрической станции), запускайте хладон в контур малыми порциями, буквально по 30 грамм. Ориентируйтесь по электронным весам.
  6. После заливки каждой порции перекрывайте кран и замеряйте температуру газового патрубка в течение 1—2 минут. При необходимости подавайте следующую порцию. Задача – снизить перегрев до нормы 5—8 °С.
  7. По окончании дозаправки закройте поочередно вентили коллектора, сервисного патрубка и баллона.

Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.

Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:

Температурный глайд

В настоящий момент синтезировано очень много видов хладагентов (более 70 видов), многие из них многокомпонентные и состоят из частей разных по физическим свойствам.

По этой причине температуры при испарении и конденсации отличаются.

Для таких фреонов существует две шкалы:

  • dew — для определения температуры конденсации
  • bubble — для определения температуры испарения

Для примера:

  • фреон R407c
  • низкое давление 4,5 Бар, высокое 16 Бар
  • определяем по шкале bubble температуру испарения -1 гр.С, по шкале dew температуру конденсации +43,8 гр. С

Что такое фреон и каковы его свойства

Фреоны или хладоны — это углеводороды, которые активно используют в разных отраслях производства. В основном они используются при изготовлении холодильных установок (холодильники, кондиционеры, морозильные шкафы). В течение длительного времени само слово «фреон» подразумевало под собой абсолютно любые хладагенты, на самом же деле «Freon®» — это название конкретного запатентованного углеводорода, права на который принадлежат известной компании американской DuPont. В СССР хладагенты называли одним словом — хладоны.

Всего на сегодняшний день насчитывается около 50 видом хладонов с конкретными свойствами и областями применения. Данная статья будет рассматривать те из них, которые применяются в работе кондиционеров. Сначала выясним, какие у них свойства.

Физические свойства

Самое главное свойство фреонов, благодаря которому есть возможность их использования в производстве холодильных установок — способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны представляют собой, как правило, газы или жидкости без цвета и запаха. Характеризуются хорошей растворимостью в неполярных органических растворителях, почти не растворяются в воде.

Химические свойства

Фреоны — инертные химические вещества, поэтому они не горючи и не взрывоопасны. Но если нагреть некоторые их виды до 250⁰С, то будет выделяться ядовитый газ фосген COCl2.

Как влияет фреон на озоновый слой

Те фреоны, которые содержат в своем составе хлор и бром крайне вредны для озонового слоя Земли. Кроме того, фреоны благоприятствуют развитию парникового эффекта на нашей планете. Такие негативные результаты производства и использования этих веществ привели 1987 году к запрету Монреальским протоколом производство «вредных» фреонов, а их производителей потребовали переходить к менее вредным производствам. В США и Европе фреон R-22 стал запрещенным в 2010 году, в России — с 2015 года.

Сейчас наблюдается тенденция к полному переходу на безвредное для природы производство фреонов, например, таких как R410a и R32a.

Программы для определения зависимости t/P

На данный момент многие производители холодильной техники и хладагентов выпустили удобные приложения для телефонов на разных операционных системах (в том числе и для iPhone).

Пользоваться ими более удобно, так как они имеют интерактивную шкалу, имитирующую популярную «линейку холодильщика» и а также позволяют ввести точное значение с клавиатуры.

В их базе имеется более 70 видов хладагентов выпущенных на данный момент.

Ознакомиться с самыми популярными из них и скачать можно в этой статье.

Как понять об утечке фреона из холодильника

Понятно, что это вещество — одно из главных составляющих исправной работы техники. Утечка фреона приводит к поломке техники и невозможности использовать ее по назначению. Самая распространенная причина такой проблемы – повреждение трубы испарителя или заводской брак. Поскольку это летучий газ, не имеющий запаха, его невозможно обнаружить обонятельными рецепторами.

Однако существуют некоторые признаки, по которым можно определить утечку. Фреон в холодильнике находится под давлением, а когда повреждаются трубки испарителя, он постепенно начинает падать. Вследствие этого в холодильной и морозильной камере повышается температура воздуха, а продуты начинают быстро портиться. Это первый признак, что необходимо проверить целостность охладительной системы прибора. Как говорилось ранее, фреон не опасен для человека при температуре не выше 250 градусов, а нагреть его до такой температуры в домашних условиях невозможно.

Таблица давление температура для фреонов

t °CR22R12R134R404aR502R407cR717
-70-0,81-0,88-0,92-0,74-0,72-0,89
-65-0,74-0,83-0,88-0,63-0,62-0,84
-60-0,63-0,77-0,84-0,52-0,51-0,74-0,78
-55-0,49-0,69-0,77-0,35-0,35-0,63-0,69
-50-0,35-0,61-0,70-0,18-0,19-0,52-0,59
-45-0,2-0,49-0,59-0,11-0,14-0,34-0,44
-400,05-0,36-0,480,320,30-0,16-0,28
-350,25-0,18-0,320,680,64-0,06-0,24
-300,640,00-0,151,040,980,370,19
-251,050,26-0,061,531,450,750,55
-201,460,510,332,021,911,120,90
-152,010,850,672,672,531,641,41
-102,551,191,013,323,142,161,91
-53,271,641,474,183,942,872,6
03,982,081,935,034,733,573,29
54,892,662,546,115,734,434,22
105,803,233,147,186,735,285,15
156,953,953,938,527,976,466,36
208,104,674,729,869,207,637,57
259,55,395,7111,510,709,149,12
3010,906,456,7013,1412,1910,6510,67
3512,607,537,9315,1313,9812,4512,61
4014,308,609,1617,1115,7714,2514,55
4516,310,2510,6719,5117,8916,4816,94
5018,3011,9012,1821,9020,0118,7019,33
5520,7513,0814,0024,7622,5121,4522,24
6023,2014,2515,8127,6225,0124,2025,14
7029,0017,8520,1630,9232,12
8022,0425,3240,40
9026,8831,4350,14
t °CR410aR507aR600R23R290R142bR406a
-70-0,65-0,720,94
-65-0,51-0,611,48-0,94
-60-0,36-0,502,12-0,9
-55-0,22-0,322,89-0,83
-500,08-0,143,8-0,8
-450,25-0,024,86-0,66
-400,730,39-0,716,090,12-0,62
-351,220,77-0,627,510,37-0,4
-301,711,15-0,539,120,68-0,2
-252,351,67-0,3810,961,03-0,1
-202,982,18-0,2713,041,440,2
-153,852,86-0,1815,371,910,4
-104,723,540,0917,962,4500,8
-55,854,420,3320,853,060,221,1
06,985,290,57243,750,471,6
58,376,400,8927,544,520,752,1
109,767,511,2131,375,381,082,6
1511,568,881,6235,566,331,463,3
2013,3510,252,0240,117,391,94,0
2515,0011,942,5445,038,552,384,8
3016,6513,633,059,822,945,7
3519,7815,693,6911,213,556,7
4022,9017,744,3212,734,257,8
4526,220,255,0914,385,029,1
5029,5022,755,8616,165,8710,4
5525,806,7918,086,8111,9
6028,857,7220,147,8513,6
709,9124,7210,2317,3
8029,9413,0721,5
9035,8216,4

Особенности хладагента 410

Фреон R410a не является азеотропным газом. Это смесь двух хладагентов в следующих пропорциях:

  1. R125, C2F5H (пентафторэтан) – 50%;
  2. R32, СF2H2 (дифторметан) – 50%.

Азеотро́пная смесь — смесь двух или более жидкостей, состав которой не меняется при кипении, то есть смесь с равенством составов равновесных жидкой и паровой фаз.

Википедия

Но свойства хладагента очень близки к азеотропной смеси. Поэтому при его утечке не всегда нужно менять фреон полностью. В зависимости от системы, пи утечках до 20-60% можно дозаправлять оборудование.

По сравнению с R22, хладагент R410A имеет на 50% большую холодопроизводительность. Для полноценной работы системы его нужно на 33% меньше. при этом его рабочее давление выше. разница между давлением пара R22 и R410a зависит от температуры.

При высоких температурах (более 25 °С) она может составлять 60% и более. За счет этого в системе должны быть более прочные стенки трубок испарителя и конденсатора. Это достигается либо большим диаметром, или большей толщиной стенок. За счет большего количества используемой меди, оборудование дороже.

В отличие от R22, хладагент R410a не растворяется полностью в минеральных маслах. В оборудование заправляют полиэфирные синтетические холодильные масла, такие как:

  • Bitzer BSE;
  • Suniso SL;
  • Mobil EAL Arctic;
  • Planetelf.


Синтетическое холодильное масло Mobil EAL Arctic 68

F.A.Q. о котлах и отоплении

t °CR22 (CF2Cl2)R12 (CF2CCl2)R134a (CH2FCF3)R404a (R125/R143a/R134a)R502 (R22/R115)R407c (32/125/134a)R717 NH3 (амиак)R410a (32/125)R507a
-70-0,81-0,88-0,92-0,74-0,72-0,89-0,65-0,72
-60-0,63-0,77-0,84-0,52-0,51-0,74-0,78-0,36-0,50
-50-0,35-0,61-0,70-0,18-0,19-0,52-0,590,08-0,14
-400,05-0,36-0,480,320,30-0,16-0,280,730,39
-300,640,00-0,151,040,980,370,191,711,15
-201,460,510,332,021,911,120,902,982,18
-102,551,191,013,323,142,161,914,723,54
03,982,081,935,034,733,573,296,985,29
105,803,233,147,186,735,285,159,767,51
208,104,674,729,869,207,637,5713,3510,25
3010,906,456,7013,1412,1910,6510,6716,6513,63
4014,308,609,1617,1115,7714,2514,5522,9017,74
5018,3011,9012,1821,9020,0118,7019,3329,5022,75
6023,2014,2515,8127,6225,0124,2025,1428,85
7029,0017,8520,1630,9232,12
8022,0425,3240,40
9026,8831,4350,14

Указано относительное давление в bar. R22 . по данным Du Pont de Nemours R404a . по данным Elf Atochem R507 . по данным ICI Остальные . по данным «Учебник по холодильной технике» Польман Хлорофторокарбонат (tкип . 51,4°C) . Фреон R410A (Формула CHClF2) Трихлорфторметан (tкип 23,8 °C) . Фреон R 11, Фреон-11, Хладон-11 Дифтордихлорметан (tкип -29,8 °C) . Фреон R 12, Фреон-12, Хладон-12 Трифторхлорметан (tкип -81,5 °C) . Фреон R 13, Фреон-13, Хладон-13 Тетрафторметан (tкип -128 °C) . Фреон R 14, Фреон-14, Хладон-14 Тетрафторэтан (tкип -26,3 °C) . Фреон R 134а, Фреон-134а, Хладон-134а Хлордифторметан (tкип -40,8 °C) . Фреон R 22, Фреон-22, Хладон-22 Хлорофторокарбонат (tкип -51,4 °C) . Фреон R407С, Фреон-R410A, Хладон-R410A С 2004 года Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты. Если быть более точным, то в наступающем сезоне, европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более того. Причем, продажа моделей .только холод., использующих озоноразрушающие фреоны, была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?
В 2003 году продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах превысили 7,000 штук, что составляет менее 4% от общего объема продаж. Хотя по некоторым брендам, она выше. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 8% от общего объема продаж, а у Panasonic . порядка 7% (таблицы 1.2).

По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено порядка 150 систем или 15% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это составляет около 1,200 штук. В сумме получается не так уж и много. В 2003 году техника на HCF попала только в 3% помещений.

И это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако, компании, занимающиеся розничной продажей оборудования, пока не спешат менять свои привычки. Почему?

Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям (таблица 3).

Внутренних
Daikin230730
ME120120
Gree5050
Итого400900

Таблица 1. Продажи сплит-систем всех типов на R-407C в 2003 г.

В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так, в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый . способствует увеличению производительности, второй . исключает возгорание, третий . определяет рабочее давление в контуре хладагента.

R-407CR-410A
Изотропность (возможность дозаправки кондиционера при утечке)данетда
Масломинеральноеполиэфирноеполиэфирное
Давление при температуре конденсации +43°С16 атм.18 атм.26 атм.
Цена за килограмм USD4,829,432,7

Таблица 3.

Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C.

К тому же его .экологичность. на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто оставят в ближайшей подворотне. И, хотя, для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных .парниковых газов..

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть, при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?

Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком . оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это несущественно меняет процесс монтажа, но потребует особого внимания к некоторым технологическим операциям. В частности, для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить разряжение до 42 атм. и соответствующий манометр. При пайке трубо проводы должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.

Климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается немного дороже. Причина . в более высоком рабочем давлении. Так, при температуре конденсации +43°С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A . порядка 26 атм. По этой причине, все узлы и детали холодильного контура, заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это несущественно увеличивает расход меди, но все же удорожает систему.

Сами озонобезопасные хладагенты стоят дороже традиционных. Так, за килограмм R-410A пока придется выложить в 7 раз больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон несколько вырастут. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней.

Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать, между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это придется сделать. Причин для этого сразу несколько.

Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах, так как R-410A самый прогрессивный хладагент на сегодняшний день (СOP достигает более 4). Это значит, что через 2.3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.

Во-вторых, уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и без заказчиков. Причем, с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.

В-третьих, заводы, поставляющие на российский рынок полупромышленные кондиционеры Daikin, ME, Hitachi и Toshiba находятся в Европе. Потому, по этим брендам уже в 2004 году значительная часть .пэкаджей. будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители .пэкаджей. . крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.

В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента, готового подписать договор на сервисное обслуживание, по этой причине мало кто захочет.

Резюмировать все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: .готовь сани летом, а телегу . зимой.. Так или иначе, но готовиться к работе с HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 года можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.

Преимущества R410a перед R22 R410a Сравнение хладогенов R22 и R410a Bristol compressors

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]