Ремонт и оформление
27.05.2018 Анастасия Прожева
Облицовка печей и каминов изразцами – древняя традиция, которая постепенно завоевывает утраченные позиции. На рынок вышли не только российские, украинские и белорусские, но и зарубежные производители изразцовой плитки. Возрождаются старые рецепты и создаются новые.
Однако, изготовление изразцов по-прежнему очень трудоемкий процесс, большая часть которого выполняется руками мастера. Именно потому каждый каминный и печной изразец является уникальным штучным образцом. Как единичный товар, он имеет высокую стоимость, что отпугивает большинство отечественных потребителей.
Изразцы для печи и камина своими руками
Как сделать изразцы своими руками
Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.
Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии с традициями русских мастеров.
Виды изразцов
Печной изразец может различаться по внешнему виду. В этом плане плитки классифицируют на:
- однотонные гладкие;
- однотонные рельефные;
- расписные гладкие;
- расписные рельефные;
- лепные.
Все эти разновидности очень красивы и считаются едва ли не самым качественным видом керамики. Разного рода узоры и целые картины с четко определенной сюжетной линией – вот так могут быть украшены печи и стены при использовании такого материала, как изразец. Фото конструкций, отделанных им, вы можете видеть на странице. В наше время интерес к этому виду отделки сильно возрос. А поэтому начали создаваться мастерские, специализирующиеся на изготовлении именно такой облицовки для печей и стен. Чаще всего они продают стандартные виды такой плитки. Однако при желании можно заказать и эксклюзивный комплект, предназначенный для данных конкретных печи или интерьера.
Австрийские изразцовые печи
Хоэнзальцбург — старинная крепость на вершине холма Фестунгсберг в городе Зальцбург, построенная в 1077 году архиепископом Гебхардом, — является одним из крупнейших средневековых замков Европы. С тех пор крепость неоднократно перестраивалась, поэтому сегодня от постройки Гебхарда остался только фундамент. Несмотря на мощные стены и внушительный вид замка, он всегда сдавался противнику без боя.
За всю историю замок только один раз подвергался осаде, да и то речь шла о вооруженном восстании крестьян в 1525 году, и в нем отсиживались испуганные феодалы. Сейчас в замке крупнейшее собрание экспонатов военной истории Австрии и одна из самых крупных коллекций военного оружия разных исторических эпох.
Керамическая печь в Инсбрукском музее ремесел
В крепости Хоэнзальцбург сохранились две старейшие в Европе изразцовые печи XVI века. Эти печи относятся к средневековому готическому искусству и облицованы керамическими изразцами, покрытыми свинцовыми глазурями. На изразцах сохранились прекрасные скульптурные изображения религиозных сцен («Изгнание Агари» из Ветхого Завета), двенадцати апостолов и царствующих персон.
Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка
Еще один шедевр венской архитектуры — Дворец Кински в Вене. Он интересен не только тем, что является необыкновенно красивым строением в стиле барокко, но и тем, что это полноценно функционирующее здание. В нем проводятся аукционы произведений искусства, а также светские и дипломатические мероприятия. Например, именно там проводились переговоры ЕС о статусе Косово.
Нижний замок в Вильнюсе
Дворец был построен по заказу графа Вириха Филиппа фон Дауна и его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. В 1784 году дворец был продан графу Францу Иосифу Кински — директору венской военной академии и автору множества трудов по военным наукам. Дворец часто называют Даун-Кински по именам его именитых владельцев. Дворец относится к стилю барокко, имеет в своих интерьерах многочисленные произведения искусства, а фасад и его декоративные элементы задавали стиль всей Вене вплоть до XIX века.
Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка
Во дворце Кински сохранилась замечательная изразцовая печь 1740 года. Эта печь является типичным представителем венских печей XVIII века, имеет пейзажные и жанровые живописные панно, многочисленные рельефные фризы и, конечно, скульптурные «ноги» в виде львов.
Реконструированные изразцовые печи 16 века в Нижнем замке
Музей ремесел в Инсбруке. В 1888 году перед лицом наступающей индустриализации и на волне движения Arts & Crafts тирольские ремесленники решили открыть музей народного искусства и ремесел. К 1903 году музей был открыт в здании бывшего францисканского монастыря в Инсбруке. В коллекции музея были собраны прекрасные образцы прикладного искусства, принадлежавшие самым разным слоям общества. Здесь и вещи крестьянского быта, и культовые религиозные объекты, и изысканные предметы искусства из домов тирольских дворян и буржуазии.
Представляем вашему вниманию изящную керамическую печь из Инсбрукского музея прикладного искусства. Это кобальтовая изразцовая печь в стиле ренессанс с белыми фаянсовыми барельефами.
Особенности конструкции и монтажа изразцов
Итак, что такое изразец, мы выяснили. Так называют облицовочный материал, изготовленный из глины. Далее посмотрим, каковы особенности монтажа этой разновидности отделки. Облицовка этим материалом производится совсем не так, как кафельной плиткой. Чаще всего изразцы используют для отделки печей. Если просто посадить их на раствор или клей, из-за воздействия высоких температур при топке они в скором времени обязательно отпадут. Бетонная смесь не используется по этой же причине даже при кладке печей. Ее заменяют на глиняный раствор.
Монтаж изразцов выполняют не на готовую печь, а сразу – уже в процессе ее кладки. В противоположных по высоте отрезках румпы при изготовлении плиток высверливаются отверстия, в которые вставляется металлический прут. Далее коробка с изнаночной стороны заполняется глиняным раствором, в который вдавливается кирпичная мелкая щебенка. При кладке печи в этом растворе выбирается отверстие до металлического прута. Далее вокруг него перехлестывается проволока, концы которой и закладывают между кирпичами в процессе кладки. Традиционно швов между изразцами не оставляют. В результате получается красивая и при этом очень надежная отделка.
Готовим глину
Кроме того, что вам потребуется специальная гончарная глина (пластинчатая), ее нужно правильно подготовить. Для начала сырье разделяется на мелкие кусочки, с которых нужно скатать шарики. Размер фракций должен быть приблизительно как крупный керамзит, которым утепляют полы. Учтите, чем мельче фракция, тем быстрее глина будет сохнуть.
Нужно использовать гончарную глину.
Сушить шарики нужно естественным путем (на солнце или просто в теплом месте). Процесс этот довольно долгий и займет несколько дней. За это время вы успеете подготовить форму, о чем мы расскажем немного позже.
Когда шарики высохнут, их следует разбить в пыль и просеять. Главная цель – это избавиться от мусора, должна остаться только глина. Крайне важно, чтобы получившаяся мука была абсолютно чистой. Во время эксплуатации печи изразцы будут нагреваться. При этом они немного увеличиваются в объеме – это называется объемным расширением. Если в глине будут какие-нибудь палочки или камешки, то из-за разности коэффициентов расширения отделка может пойти трещинами.
Для утепления потолка минватой нужно использовать пароизоляционную пленку.
На последнем этапе полученный порошок заливается водой в пропорции 1:10 и тщательно перемешивается. После того как глина осядет, а вода перестанет быть мутной, жидкость сливается. Оставшаяся масса оставляется до тех пор, пока влага не испариться и глина станет нужной консистенции. Чтобы на поверхности не образовывалась корка нужно время от времени перемешивать.
Немецкие изразцовые печи
Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.
Изразцовая печь в замке Гейдельберг
XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.
Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.
Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке
Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596), называемый чаще Ганс Краут, — гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе. Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.
Изразцовая печь в замке Гейдельберг
Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто перенес итальянскую майолику через Альпы. Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике. Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, и в итоге он даже был похоронен за пределами христианского кладбища. Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца, и фамилия Краут была известна среди гончаров до XVIII века.
Музей печей и керамики в Фелтене
Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации. Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля. Наверное, поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве: из готики через ренессанс к барокко, бидермейеру и модерну.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на XVII-XVIII век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.
Нельзя не упомянуть прекрасные рокальные печи, сделанные на фаянсовом заводе Штоккельсдорф в Любеке под руководством еще одного знаменитого немецкого керамиста Иоганна Бухенвальда.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
Иоганн Георг Людвиг Бонифаций Бухенвальд (1723—1806) — художник и руководитель нескольких фаянсовых заводов в Шлезвиг-Гольштейне, является одним из самых значимых немецких мастеров-керамистов.
Под художественным руководством Иоганна Бухенвальда немецкий фаянс стал одним из лучших в Европе, в том числе с точки зрения своей историко-художественной ценности.
Буржуйка с изразцами в стиле арт-нуво в музее в Фелтене
Еще один производитель изразцовых печей в Германии — Мейсенская мануфактура, которая дала начало предприятию Карла и Эрнста Тайхертов, выпускавшему изразцовые камины и печи до середины XX века. Примечательна изразцовая стена производства мануфактуры Мейсена, существующая до сих пор в Дрездене.
Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене. Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.
Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо и, конечно, изумительные печи эпохи модерна.
Изразцовая печь в стиле ампир в музее печей и керамики в Фелтене
В рамках одной статьи совершенно невозможно описать все европейское изразцовое и печное искусство — этому можно посвятить целую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось заинтересовать вас и, возможно, вы выберете время, чтобы посетить упомянутые нами места и особенно музей печей и керамики в Фелтене.
Адрес музея
:
Ofen- und Keramikmuseum Velten
Wilhelmstraβe, 32
16727 Velten
Telefon: 03304 / 3 17 60
Fax: 03304 / 50 58 87
- russian-mayolica.ru