Причины и необходимость чистки
Зачем же необходимо прикладывать усилия для чистоты отопительных приборов? Как и любые предметы в жилом помещении, батареи отопления загрязняются, причем не только снаружи, но и изнутри. На поверхности приборов скапливается пыль, что может негативно отразится на самочувствии жильцов. Помимо пыли, такие приборы зачастую имеют жирные загрязнения, устранить которые сложно.
Тщательно промыть отопительные батареи необходимо если:
- батарея нагревается неравномерно — одна часть отличается по температуре от другой даже на ощупь;
- увеличилось время прогрева квартиры по сравнению с предыдущими сезонами;
- радиаторы холоднее термомагистрали;
- для жителей частных домов характерным признаком необходимости промывки является факт увеличения энергоресурсов для обогрева при условии снижения или сохранения на прежнем уровне теплоотдачи.
Загрязнение отопительных батарей происходит по причине изменений в качестве жидкости. Этот факт способствует оседанию механических частиц, передвигающихся совместно с теплоносителем. После завершения сезона воду сливают, а внутри трубы часто начинает развиваться коррозия. При возобновлении отопительного сезона, под напором горячей воды коррозийные частицы начинают движение и оседают в радиаторе. Со временем мусора становится все больше, что может привести к закупорке и ухудшению качества работы. Таким образом, отсутствие чистки может привести к снижению теплоотдачи батарей при сохранении прежних затрат.
Как понять, что забит радиатор печки
Причин, почему плохо греет печка, может быть много… В том числе, это происходит по причине ее забитого радиатора изнутри продуктами разложения охлаждающей жидкости. Для проверки его чистоты нужно на прогретом двигателе проверить температуру входящего и выходящего патрубков, идущих к радиатору печки. Так, если один из них горячий, а другой холодный, значит, радиатор печки забит. О засоре радиатора отопителя укажет и тот факт, когда они оба горячие но печка все равно дует холодным воздухом.
Почему радиаторы печки забиваются
Причина забитого радиатора печки кроется в охлаждающей жидкости. Во-первых, в любом антифризе со временем эксплуатации отработанные присадки выпадают в осадок, а во-вторых, при нагревании жидкости постепенно появляется накипь, а также она может вызывать коррозию поверхностей всех элементов системы охлаждения двигателя. Как результат, весь тот мусор скапливается в тонких трубках сот именно радиатора печки. И если тосол или антифриз хорошего качества, то эти процессы происходят очень медленно, жидкость плохого качества, то так не то что радиатор, двигатель угробить за пару лет можно.
Нужно ли промывать изнутри
Локальная отопительная система устанавливается преимущественно в частных сооружениях, которые находятся за чертой города. Хозяин дома сам обновляет содержимое котла. Батареи служат дольше, так как нагревательная жидкость циркулирует только свежая. Они тоже нуждаются в чистке, но это скорее профилактическая процедура. Генеральная проводится реже, например, раз в 5 лет.
Сотрудники центральной отопительной организации обновляют содержимое линии намного реже. Чаще всего маслянистое вещество разбавляют новым, освежая его. Объемы не те, чтобы можно было часто обновлять все. Таким образом, за десятилетия жижа, циркулирующая по батареям многоэтажек, отличается по составу от своего первоначального состояния.
Радиаторы постепенно начинают хуже отдавать тепло. На стенках скапливаются нерастворимые элементы или продукты реакции материала с примесями циркулирующего вещества. В конце концов, случается закупорка, которая приводит к плачевным и затратным последствиям.
Регулярные профилактические мероприятия по уходу за теплообменником помогут избежать неприятностей. Можно будет не волноваться о том, что скоро придется обновлять дорогостоящую систему отопления из-за ее выхода из строя.
Чтобы разобраться с тем, как прочистить какую-либо батарею отопления самому, сначала нужно узнать нюансы строения современных моделей радиаторов.
Важно: главное в такой ситуации — соблюдение техники безопасности. Испортить изделие в процессе ухода не самое худшее, что может случиться. Следует помнить, что внутри батареи практически всегда есть жидкость.
Очистка радиатора снаружи с помощью специальных химических средств
В продаже сегодня можно найти автомобильную химию самого разного предназначения, в частности, есть вещества, позволяющие довольно эффективно промыть охлаждающую систему с первого раза. Однако стоит сказать, что далеко не каждое средство позволяет сделать это качественно. Бывают вещества, серьезно нарушающие работу как двигателя, так и автомобиля в целом.
В этом случае хорошо работает правило – чем дешевле средство, тем хуже оно взаимодействует с радиатором. Лучше всего использовать для промывки товары, которые предлагают всемирно известные предприятия, занимающиеся выпуском автомобильной химии, которые к тому же успели завоевать себе положительную репутацию.
По составу и предназначению данные средства бывают довольно разными. В частности, некоторые из них добавляют к охлаждающей жидкости, чтобы они работали наподобие присадки и не допускали образования накипи и ржавчины.
Кроме того, в продаже можно найти химические вещества, которые позволяют убрать течь тосола с патрубков или из радиатора. Однако использовать ее следует как можно осторожнее, так как она довольно вязкая и неаккуратное ее применение приводит к забивке трубок и тонких шлангов системы.
Типы
Прежде чем проводить очищение системы отопления, сначала необходимо определится с металлом батарей.
Алюминиевые радиаторы нельзя очищать так же, как медно-латунные и чугунные. Это связано с тем, что первые не используют припой в своей конструкции и этот металл негативно реагирует на каустическую соду.
Алюминий является более реакционноспособным металлом, чем медь-латунь, и его можно растворить каустической содой. Из-за этого такие радиаторы подвергаются другому процессу очистки.
До тех пор, пока хладагент будет регулярно заменяться и промываться, алюминиевые радиаторы не нуждаются в промывке.
Медно-латунные и чугунные батареи отопления можно почистить любыми доступными способами.
Особенности радиаторов
В новых или старых квартирах хрущевского типа устанавливают преимущественно чугунные батареи, так называемые гармошки. Они славятся своей продолжительной эксплуатацией и остаются теплыми некоторое время после того, как горячая жидкость перестала обновляться. Чугун легче переносит работу с перепадами давления в системе и некачественным содержимым. Но и стоят такие радиаторы дороже.
Изделия из биметаллического материала дешевле, тоньше, легче. Отличаются повышенной теплоотдачей, но и остывают быстро. Их проще мыть с внешней стороны и выглядят они более привлекательно с эстетической точки зрения.
Забиваются не так часто, потому что сделаны из более гладкого материала, к которому меньше налипает грязь. Но биметаллические батареи чаще лопают, не выдержав внезапного скачка давления в системе. Это не редкость в начале отопительного сезона или при резких перепадах температур. Потому их предпочитают использовать в частных домах или коммерческих строениях.
Алюминиевые изделия дешевле всего, но они хрупки, недолговечны. В квартирах со старой отопительной системой быстро теряют свою функциональность.
В процессе ухода каждый тип батареи нужно рассматривать индивидуально.
Промывание с помощью уксусной кислоты
Потребуется три бутылки пищевого уксуса (70%). Они продаются практически в каждом супермаркете. Также не забудьте слить старый антифриз. Снимите патрубки, подходящие к радиатору отопителя. После этого компрессором необходимо выдуть остатки антифриза и промыть радиатор водой. Высушив, в него нужно залить уксус и оставить примерно на час. Затем тщательно вымойте из радиатора жидкость. Чтобы понять, каков результат процедуры, лучше сливать воду в ведро. Чем старше ваш «железный конь», тем нагляднее результат. Радиатор понадобится еще раз продуть и просушить. Теперь необходимо прикрепить патрубки обратно, залить антифриз и запустить двигатель.
Простота: 5
Стоимость: 5Затраты времени: 4Качество: 5Итог: рекомендуется в случае загрязнений средней степени.
Классификация
Процедуры чистки радиаторов делятся на различные виды, в зависимости от используемых вспомогательных средств и области воздействия.
Вариантов значительно больше, но будут освещены только те, что можно осуществить самостоятельно и в домашних условиях без использования специфического оборудования.
Чистка раствором соляной кислоты
Ещё один опасный способ, который не рекомендуется проводить без аналогичного практического опыта. Кроме того, соляную кислоту довольно сложно достать. Соблюдение техники безопасности как и в случае с использованием серной кислоты просто обязательно.
При применении кислоты для избавления от сильных загрязнений нужно заполнить систему охлаждения 2%-ным раствором кислоты. Понадобится не более 50 мл на 1 л воды. После промывки отопительной системы нужно несколько раз аккуратно промыть её водой. Ни в коем случае не используйте подобный метод, если система охлаждения состоит из подверженных коррозии деталей.
Простота: 1
Стоимость: 3Затраты времени: 4Качество: 5Итог: рекомендуется в случае загрязнений высокой степени.
Подготовка к промывке
Не стоит заблуждаться, что это легко сделать, тем более когда речь идет о чугуне. Но если подойти к ситуации разумно и руки «растут откуда надо», двое мужчин справятся с поставленной задачей.
Технология подготовки:
- Выбирать день лучше до середины осени, когда службы уже продули магистраль, но вода еще не запущена в систему. В идеале, нужно чистить батареи всем соседям по стояку одновременно. Иначе грязь в радиаторе, который стоит в другой квартире, окажется в вашем, и процедура станет бесполезной.
- Слить воду из системы в частном доме не составит труда и сделать это можно когда угодно. В многоквартирном строении придется договориться с сантехником, чтобы тот провел все манипуляции в подвале, где находится распределительный узел дома. Нужно уведомить соседей, если это происходит в отопительный период. Хотя к последнему прибегают, когда есть закупорка. Проводить плановую чистку радиаторов лучше летом.
- Если о работе батарей, их подключении к системе и прочих нюансах знания есть только поверхностные, лучше предварительно изучить матчасть. Или вызвать профессионала.
- Заблаговременно подготовить тару, куда будет стекать оставшаяся жидкость.
- Открутив элемент, нужно его снять. На данном этапе и понадобится помощник. Даже биметаллическое изделие одному демонтировать неудобно.
- Следует осмотреть теплоноситель. Может, его чистить уже нет смысла.
- Если планируется промывать изделие водой в ванне, под него нужно что-то подложить. Например. силиконовый коврик. Иначе царапины на емкости будут настолько серьезными, что придется потом еще платить за реставрацию ванны.
Совет: если соединения заварены, нужно использовать резак или другой инструмент, чтобы нагреть муфту.
Чистка с помощью молочной кислоты.
Данный метод может дать неплохой результат, но молочную кислоту не найдёшь в супермаркете. Предложения о продаже иногда встречаются на автофорумах. Обычно продается 36%-ная кислота, для чистки же понадобиться 6%.
Поэтому разведите кислоту в соотношении 1:5 в дистиллированной воде. Залейте и подождите, когда закончится образование углекислого газа. Затем нужно слить грязную жидкость.
Есть автолюбители, которые предпочитают проехать на машине несколько километров и лишь потом слить промывочную жидкость. Однако будьте бдительны — несмотря на то, что данный раствор не так агрессивно воздействует на алюминиевые детали, двигатель может сильно нагреться. И, главное, не забудьте нейтрализовать кислоту, промыв детали дистиллированной водой. Двигатель должен работать около 15 минут. Только после этого можно залить антифриз.
Простота: 5
Стоимость: 4Затраты времени: 5Качество: 4Итог: рекомендуется в случае загрязнений средней и высокой степени.
Способы очистки
На данный момент существует несколько методов, с помощью которых можно очистить батареи из чугуна от загрязнений. Некоторые умельцы делают все работы в домашних условиях, а кто-то предпочитает обращаться за помощью к работникам теплосети.
Рекомендуем: Установка теплого электрического пола
Каждый вариант промывки имеет свои особенности.
Сухая чистка
Сухая чистка подразумевает повседневную уборку. Отмыть батарею снаружи не составит труда, если делать это раз в день или хотя бы раз в неделю.
Чистка радиаторов отопления снаружи:
- Вместе с пылесосом идут специальные насадки, которыми можно удалить всю пыль между секциями, если они очень близко расположены друг к другу.
- Если нет пылесоса можно воспользоваться феном. Прикрепляем влажную материю между радиатором отопления и стеной. Поток горячего воздуха направляем внутрь секций и выдуваем всю скопившуюся пыль. Благодаря влажной материи грязь не будет падать на ковер, а прилипнет к тряпке. Затем ополаскиваем материю в чистой воде и продолжаем чистку других приборов.
Можно купить в магазине специальную щетку для радиаторов отопления. Оттирать загрязнения ей будет проще. Она оснащена мягкими губками, которые очень плотные и позволяет очистить батарею сразу с нескольких сторон.
Влажная чистка
Используйте любые моющие средства, которыми можно помыть чугунный радиатор снаружи.
Смешайте немного жидкости в ведре с горячей водой, взбейте пену. Окуните губку и выжмите лишнюю воду. Протрите радиатор снаружи, также не забудьте про трубопровод и клапаны.
Стену за отопительным прибором тоже можно промыть мыльным раствором.
Механическая
Для такой чистки разбирают трубы. Она эффективно устраняет накопившуюся грязь, но слабо эффективна в отношении накипи на внутренних поверхностях контура. Перед такой промывкой перекрывают вентили перед и после котла, затем сливают воду из контура посредством сливного крана. Если его нет, откручивают заглушку на радиаторе, который расположен ниже и дальше всех в квартире. Для большей эффективности после сброса воды производят демонтаж батарей.
Для разбора радиатора используют ключи нужного размера, в том числе трубный. Для этого отпускают накидные гайки, которые соединяют радиатор с трубами. Радиатор выносят на улицу либо в ванну, предварительно застилая ее плотным текстилем, оберегающим от механических повреждений. После промывки текстиль выбрасывают. Слив в ванне перекрывают сеткой, чтобы не допустить засора канализации.
Прочищают радиатор тросом, им же чистят трубы. Можно первичную грязь убрать в предварительно подготовленную емкость, чтобы снизить нагрузку на систему канализации. Для большей эффективности перед промывкой можно разобрать радиатор на звенья по 2-3. После прочистки батарею промывают, направляя во внутренний контур струю воды. Для этого применяют шланг с переходником, обеспечивая герметичность соединения шланга. Прекращают промывку тогда, когда вода на выходе становится чистой.
Дисперсная
Биологическая промывка является усовершенствованной модификацией химического способа устранения засора радиаторов. Однако действие реагента здесь несколько отличается от первоначального метода. Поступавший в систему разбавленный реагент не разрушает структуру металлических радиаторов: его действие направлено на молекулярный разрыв соединений металла и спрессованной грязи. Данный способ применим для батарей из разных материалов, что удобно, и не образует течи.
Используемые растворы не вредны для человека, поэтому здесь нет проблем с утилизацией отработанного материала. В процессе промывки грязь из батарей выходит в расщепленном виде, поэтому ее куски не забивают пролеты радиатора и трубы. После обработки на поверхности образуется специальная гидрофобная пленка, которая предупреждает образование нового известкового налета внутри контура.
Процесс осуществляют следующим образом:
- рассчитывают количество реагента исходя из особенностей систем отопления;
- подготавливают устройство, как в химическом методе;
- прибор подсоединяют к системе, включают насос, вводят жидкость в контур системы;
- по прошествии нужного времени отработанный материал сливают в канализацию;
- выполняют промывку системы водой несколько раз;
- систему заполняют чистой водой.
При выполнении промывки в отопительный сезон нужно подсоединять прибор, замыкающий систему отопления.
Гидродинамическая
Эта методика представляет собой подачу в отопительную систему тонких струй воды под высоким давлением. Для него применяют специальные насадки. Вода будет подаваться не из крана при помощи шланга, а посредством насоса под давлением. При использовании этого метода возможно останавливать подающий шланг на особо проблемных участках, где требуется промывка. Способ считается экологически чистым и эффективным в отношении чугунных радиаторов.
Однако в домашних условиях его выполнить не так просто, ведь оборудование, которое может дать давление воды в несколько сотен атмосфер, стоит недешево. К тому же для такой промывки нужен опыт, что может потребовать вызова специалиста. Недостатком является и тот факт, что предварительно отложения нужно размягчить специальным раствором, который для каждого материала батарей различен.
Гидропневматическая
Этот метод подразумевает собой промывку отопительной системы за счет подачи внутрь контура воздуха под высоким давлением. Ее осуществляют через вход либо выход одного из радиаторов, применяя компрессор, который подключают через обратный клапан. Такое подключение исключает попадание воды в систему. Компрессор обеспечивает подачу пара, создавая турбулентный поток с большой энергией. От этого происходит срывание наростов спрессованной ржавчины внутри контура и вымывание их из системы.
Чтобы промыть таким способом радиаторы, перекрывают воду. После этого к радиатору подключают компрессор с пневмопистолетом. Когда батареи не демонтируют, на самой дальней из них откручивают заглушку и подключают через переходник шланг, который будет собирать мусор. Его выводят в унитаз. Первую подачу воздуха, которая представляет собой кратковременный импульс, выполняют в направлении, обратном потоку циркуляции системы.
Повторную подачу выполняют, меняя направление воздуха. Для этого шланги для подачи и сбора меняют местами. Для большей эффективности метода можно провести демонтаж радиатора, хотя это более хлопотно. Батареи можно вынести на улицу, где промыть их будет проще. После промывки их ставят на место, затем контур подключают к теплоносителю и запускают систему, чтобы вымыть остатки грязи.
Затем перекрывают подачу воды, убирают шланг для слива, ставят заглушку на место. Теперь систему можно запускать в работу. Метод основан на ударных волнах, которых в общей сложности может понадобиться от 2 до 5. Данный способ промывки не занимает более нескольких минут, если радиаторы не снимают. Он не зависит от электричества, так как установка работает автономно. Его недостатком является ограниченный радиус действия, что зависит от технических характеристик используемого пневмопистолета.
Электрогидроимпульсная
Такая очистка выполняется на основе применения энергии электрического разряда, что разрушает накипь и соли, осевшие внутри контура. Однако при этом батареи и трубы не повреждаются. Для данного метода нужно специальное оборудование, хотя эффективность его высока, а сам процесс не нуждается в разборке системы отопления. Ударная волна будет уничтожать имеющуюся накипь. А после проведения процесса останется только промыть систему чистой водой, чтобы избавиться от отставших от стенок отложений.
Данный метод является альтернативой замены батарей. Он основан на применении электрического заряда в воде и не требует большого количества энергии. После применения специальной установки теплообменные поверхности очищаются от илистых и известковых отложений полностью, что увеличивает внутреннее сечение контура до фабричного. При этом можно очистить радиаторы и трубы любой конфигурации. В трубу помещают коаксиальный кабель со специальной аппаратурой на конце. В процессе работы создаются периодические электроразряды, отчего образуются мощные волны и гидродинамические потоки, за счет которых происходит эффективное очищение.
Рекомендуем: Опрессовка системы отопления — самая полная информация
Химический
При желании, очистить коммуникации можно и самостоятельно. Но это достаточно трудоемкая работа, сложность которой определяется, в первую очередь, весом отопительного оборудования.
В ходе работ при химическом способе очистки не нужно нарушать целостность системы — разбирать батареи на секции. Он больше всего подходит, когда коммуникации установлены в автономной системе отопления, то есть частном доме, коттедже или квартире.
Сама очистка чугунных радиаторов отопления производится с помощью химических элементов — реагентов, которые продаются во многих магазинах. При желании, могут быть использованы и подручные средства, например, кальцинированная или каустическая сода.
Промывать чугунные радиаторы допускается также композиционными растворами, щелочами, органическими и минеральными кислотами в небольших пропорциях. На каждой упаковке с химикатами есть четкая инструкция, которой нужно следовать в ходе очистки. Дело в том, что эти элементы, при помощи которых чистятся батареи — агрессивные вещества. Они оказывают воздействие не только на накипь и отложения, но и на сам материал, из которого сделан радиатор.
Для продления срока службы оборудования очистку достаточно проводить раз в 3-4 года.
Нередко при самостоятельной промывке пользователи допускают грубую ошибку — готовят слишком концентрированный раствор кислоты. Большая концентрация промывочного раствора с легкостью «съест» загрязнения, а вместе с ними и уплотнительные элементы прибора. Это может стать причиной течи батарей. Химические жидкости ни в коем случае не должны применяться для прочистки алюминиевых радиаторов, если только это не специально предназначенный препарат.
При недостатке навыков не рекомендуется проводить работы самостоятельно, иначе есть вероятность окончательно испортить оборудование. Лучше всего обратиться к специалистам, у которых есть все необходимое.
Если все же хочется выполнить чистку самостоятельно, то не рекомендуется пользоваться слишком сильнодействующими веществами.
Оптимальные варианты — соль этилендиаминтетрауксусной кислоты или более щадящий вариант в виде лимонной кислоты.
Перекись водорода
Хороший помощник в хозяйстве — 3%-ная перекись водорода. Это известное всем вещество отлично очищает и дезинфицирует батареи. Для применения в 2-3 литра воды добавить ¾ пузырька. Для устранения сильных загрязнений можно использовать перекись в чистом виде, нанеся вещество непосредственно на место загрязнения или губку.
Лимонная кислота
При помощи лимонной кислоты можно не только эффективно почистить от загрязнения радиатор, но и избавиться от неприятного запаха. Как правило, запах появляется от застоявшейся воды, попавшего на поверхность радиатора удобрения для цветов. Для приготовления раствора для уборки потребуется в стакане воды растворить 3 ч. л. лимонной кислоты.
Пищевая сода
Для мытья батареи подойдет обычная пищевая сода. Для этого в 3 литрах воды растворить 2 ст. л. соды. Для большего эффекта можно добавить 1 ч. л. яблочного уксуса и 7 капель любого жидкого мыла.
Уксус 9%
Уксус наливается в пульверизатор для дальнейшего распыления на место загрязнения, заранее очищенное влажной тряпкой. После батарею требуется тщательно промыть водой, протереть. Может быть использована и уксусная эссенция, смешанная с водой в соотношении 1:10. При распылении в помещении должны быть открыты окна, дыхательные пути лучше защитить маской.
Использование специальных составов
Без усилий, всего за несколько минут помогут удалить грязь и жировые пятна специальные чистящие средства. Чтобы удалить жирные пятна, можно применить средства для мытья посуды, например, «Фейри», «Пемолюкс», «МИФ». Перед применением необходимо развести концентрат в воде, вспенить и при помощи щетки или губки протереть поверхности радиатора. Несильные загрязнения поддаются хозяйственному мылу. Удалить сложные загрязнения можно при помощи специальной бытовой химии, предназначенной для сантехники и бытовых приборов, например, «Доместос», «Крот», «Тирет». Застарелые пятна убирают при помощи пятновыводителей, например, «Ваниш» и «Антипятин».
При помощи специального оборудования
На данный момент существует несколько видов специальной аппаратуры, используемой для прочистки батарей.
Для бытовых целей это следующая техника:
- пневмопистолет «Тайфун»;
- прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24;
- аппарат Крот-Мини.
Тайфун
Пневмопистолет — это компактное и простое в использовании устройство. Благодаря точечному воздействию на засорения им можно прочищать водопроводные и канализационные трубы диаметром не больше 150 мм.
Суть чистки заключается в гидравлическом таране, который, двигаясь со скоростью 1,5 км/ч, удаляет со стенок оборудования затвердевшие отложения. Максимальное расстояние ударной волны достигает 60 метров. Применение пневмопистолета актуально, если обычная гидравлическая промывка не дает результатов.
ЗЕВС-24
Несмотря на небольшие размеры, это оборудование обладает достаточной мощностью, чтобы разрушить затвердевшие, крепко прилипшие к внутренним стенкам труб отложения. С его помощью можно очищать изделия диаметром от семи до 150 мм.
Рабочий принцип таков: аппаратом создается электрический разряд, в результате чего возникает ударная волна и мощные гидродинамические потоки. Установка ЗЕВС-24 позволяет очищать труднодоступные гнутые и спиралевидные трубы.
Крот-Мини
Этой установкой прочищаются коммуникации диаметром от 20 до 150 мм — внутридомовые канализационные сети и другие трубопроводы. Благодаря спирали, установленной в барабане, облегчается очистка труднодоступных мест.
Аппарат используется во многих отраслях человеческой деятельности: начиная от служб жилищно-коммунального хозяйства, гостиниц, автозаправок и заканчивая промышленными предприятиями.
Электроприборы
Тщательную уборку батареи можно провести при помощи электроприборов. Важно соблюдать меры предосторожности.
Пылесос
Для промывки можно воспользоваться пылесосом. Желательно использовать узкую насадку, это позволит проникнуть в труднодоступные места. Сначала необходимо удалить всю пыль и мусор изнутри, затем обработать внешнюю часть. По завершении можно протереть радиатор влажной салфеткой.
Фен
Для применения фена необходимо предварительно под радиатором разместить смоченное в воде полотенце или любую плотную ткань. Струю горячего воздуха направить на радиатор. Пыль переместится с батареи на влажную ткань. Не самый эффективный способ: грязь может остаться между секциями, попасть в воздух или стены, пол.
Моющий пылесос
Хорошая альтернатива обычному пылесосу. Прекрасно справится даже с серьезными загрязнениями. Уборку стоит начинать с внутренней части, после чего приступать к внешней поверхности. Моющий пылесос, благодаря аквафильтру, способен предотвратить распространение пыли по помещению.
Чем промыть радиатор печки автомобиля
На современных автомобилях радиаторы печки выполняют из двух основных материалов — меди и с алюминия. Для алюминиевых радиаторов нужно использовать кислотные средства, а для медных — щелочные составы. Нельзя использовать щелочные растворы для чистки алюминиевых радиаторов, поскольку его поверхность сразу же начнет окисляться, и ситуация с засорением только ухудшится либо и вовсе испортите деталь!
Перечень средств, которые можно использовать для мойки алюминиевых и медных радиаторов печки.
Средство | Тип радиатора | Необходимость демонтажа радиатора при промывке | |
Алюминиевый | Медный | ||
Лимонная кислота | ✓ | ✓ | × |
Столовый уксус | ✓ | ✓ | × |
Молочная кислота или сыворотка | ✓ | ✓ | × |
Аккумуляторный электролит | ✓ | ✓ | ✓ |
Каустическая сода | × | ✓ | ✓ |
Ортофосфорная кислота | ✓ | ✓ | ✓ |
Кипяченная или дистиллированная вода | ✓ | ✓ | × |
Специальные профессиональные средства | ✓ | ✓ | × |
Промывка радиатора печки лимонной кислотой
С помощью лимонной кислоты можно чистить радиаторы из любого металла, как алюминия, так и меди. Пропорций и рецептов ее применения может быть также несколько. Один из них заключается в том, чтобы взять 20…40 граммов сухой кислоты и растворить их в одном литре воды. Если радиатор сильно забит, то количество может быть увеличено до 80…100 граммов на один литр (объем промывочной смеси увеличивайте пропорционально). В идеале кислотный раствор нужно проверить с помощью лакмусовой бумажки — значение pH-фактора должно равняться 3. Это оптимальный состав для чистки радиатора печки.
Раствор кислоты можно использовать по методам описанным выше, заливая его во внутрь. Как вариант — залить его вместо антифриза в автомобиль, и запустить двигатель на 30…40 минут, дав поработать на холостых либо прокатится, после чего оставить на ночь. Затем слить жидкость, если она будет очень грязная (с большим количеством осадка) процедуру стоит повторить еще один-два раза. После этого промыть систему охлаждения обычной дистиллированной водой и залить новый антифриз.
Промывка уксусом
Уксусная кислота — еще один доступное и эффективное средство для чистки как системы охлаждения в целом, так и радиатора печки в частности. Для приготовления промывочного раствора понадобится 500 мл столового уксуса, который нужно развести в 10 литрах вскипяченной либо дистиллированной воды. В остальном поступать можно по аналогии с промывкой лимонной кислотой. Такой состав подходит для радиаторов, изготовленных как из меди, так и из алюминия.
Промывка сывороткой
Промывка радиатора печки сывороткой
Молочная кислота что имеется в сыворотке отлично отмывает налет, ржавчину, мусор со стенок как алюминиевых, так и медных радиаторов. Однако в чистом виде молочную кислоту найти достаточно сложно, поэтому проще всего использовать натуральную (это очень важно!!!) молочную сыворотку.
Для чистки радиатора печки ее нужно 5…10 литров. Перед использованием сыворотку нужно пару раз процедить через фильтр для того, чтобы удалить из нее куски жира!
Чаще всего ее заливают в систему и катаются около получаса, а затем сливают и промывают систему горячей дистиллированной водой несколько раз, поскольку в сыворотке содержится жир.
Промывка радиатора печки электролитом
Аккумуляторный электролит также хорошо отмывает различные отложения и налет. Можно использовать практически любой электролит в достаточном объеме. С его помощью можно чистить и медные и алюминиевые радиаторы (однако не очень долго!). При работе с электролитом нужно обязательно одеть рабочую одежду, резиновые перчатки, респиратор и защитные очки.
Сняв радиатор в него под завязку заливают электролит заливают и оставляют на пару часов для того, чтобы произошла химическая реакция, при которой грязь и налет растворятся. Потом сливают и промывают. Только первый раз используемая вода должна быть с небольшим количеством пищевой соды (1 ст. л. на литр). А затем желательно воспользоваться цикличным «прогоном» воды по внутренностям радиатора.
Промывка каустической содой
Каустическая сода — едкая щелочь, может иметь несколько названий, едкий натр, гидроксид натрия, каустик. С её помощью нельзя чистить алюминиевые радиаторы, только медные и причем сняв с машины, ведь она пагубно влияет на алюминиевые детали системы охлаждения.
А для очистки радиатора используют 10%-ный раствор едкого натра. При его изготовлении нужны средства индивидуальной защиты, ведь при попадании на кожу каустик может нанести химический ожог. Полученный раствор перед использованием нужно разогреть, а затем залить и оставить его на несколько часов, потом слить. При необходимости повторить процедуру два-три раза до того, пока выливаемая жидкость не будет относительно чистой. По окончании обязательно промыть радиатор чистой кипяченой либо дистиллированной водой.
Как промывать ортофосфорной кислотой
Для чистки алюминиевых и медных радиаторов отопителя также хорошо подходит ортофосфорная кислота, а точнее ее 85%-ный раствор, реализуемых в специализированных магазинах. Ее применяют на снятом с авто радиаторах. Работать нужно в средствах индивидуальной защиты, перчатках, респираторе.
Кислоту нужно просто залить внутрь радиатора и оставить там на пару часов. После этого хорошенько промыть кипяченой либо дистиллированной водой. Она не разъедает металл, а вместо этого растворяет образовавшийся внутри налет и ржавчину.
Промывка водой
Самый простое, однако самое неэффективное средство — это обычная кипяченная (это важно!!!) либо дистиллированная вода. Однако если вы захотите просто промыть радиатор водой, то делать это нужно под давлением. В чистом виде ею как правило не пользуются а лишь в качестве промывки после какого то из средств.
Специальное средство для промывки радиатора печки
Для тех кто не доверяет народным “дедовским методам” производители автохимии сделали уже готовые средства, которые специально предназначены для чистки системы охлаждения автомобиля.
Популярное средство LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger
- LAVR Radiator Flush Classic. Может быть использован для промывки радиатора, изготовленного как из алюминия, так и из меди. Реализуется в банках объемом 430 мл и 980 мл. Маленькая банка рассчитана на объем системы охлаждения 8…10 литров. Поэтому его количество нужно рассчитывать в соответствии с объемом радиатора. Инструкция есть на упаковке. Отмечается, что средство отлично удаляет ржавчину, известковый налет, грязь и прочий мусор. Цена одной маленькой банки по состоянию на лето 2021 года составляет порядка 400 рублей.
- LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Средство также предназначено для очистки системы охлаждения. Может быть использовано для очистки радиаторов из любого металла. Хорошо удаляет ржавчину, налет, мусор. продают в металлической банке объемом 300 мл, которая рассчитана на систему охлаждения 10 литров. Стоит около 625 рублей.
- Hi-Gear Radiator Flush. Отличительная особенность промывки — выполняет чистку в течение семи минут. Может быть использована для очистки любых радиаторов из алюминия или меди. Одна банки объемом 325 мл рассчитана на 17 литров. Цена составляет порядка 290 рублей.
Обратите внимание, что старые радиаторы после промывки могут дать течь, поскольку накопившийся внутри мусор мог попросту герметизировать корпус. Поэтому после выполнения промывки специальными средствами необходимо обязательно промыть радиатор водой изнутри и внимательно изучить его на предмет течей в местах швов.
Промыть чугунные батареи отопления – не проблема
Промыть чугунный радиатор отопления, так как у него большой вес, что само по себе неудобно. К тому же, из-за особенностей конструкции, он сильно заиливается.
Чтобы снять чугунную батарею придется попотеть – как правило, соединительные муфты и краны приржавевшие, поэтому открутить из будет сложно. Начните с того, что слейте остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части, подставьте таз или другую емкость под нижнюю и начните ее легко отворачивать.
Рекомендуем: Вентиляция для газового котла в частном доме: требования к системе, ее виды, расчет мощности и монтаж
Важно!!!На чугунных радиаторах заглушки могут быть как с левой, так и с правой резьбой.
Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом» чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40.
Когда остатки воды слиты, необходимо отсоединить чугунный радиатор от общей магистрали. Обычно он крепится на специальных муфтах (см. фото). Как и в случае с заглушками, муфты тоже могут быть приржавевшими. Вместо муфт могут быть установлены вентили, краны или фитинги. В таком случае нужно будет откручивать их.
Такими муфтами обычно соединяют трубы в системах отопления с чугунными радиаторами.
Промывку чугунной батареи лучше всего производить в ванне, которую нужно полностью обложить ветошью или тряпками, чтобы не повредить эмалированное покрытие или акрил.
В первую очередь прочистите нижнюю и верхнюю часть с помощью тряпок. Возможно, потребуется что-то вроде металлического прута, чтобы снять остатки затвердевшей грязи, в особенности в нижней части.
После того как это сделано, необходимо закрутить заглушки в нижней части чугунного радиатора и залить в него жидкость или раствор для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько этого требуют правила применения, после чего слейте, открутив нижнюю заглушку.
Снова закрутите заглушку в нижней части и залейте все секции горячей водой. Дайте ей отстояться 3-5 мину и слейте. Повторяйте процедуру, пока вода на выходе не будет настолько же чистой, как на входе.
Уровень загрязнения чугунных радиаторов выше, чем биметаллических и алюминиевых. Поэтому повторите процедуру промывки очищающей жидкостью заново. Возможно, придется сделать это 3-4 раза.
Промывка батарей
Батареи удобнее всего промывать в больших ёмкостях. Учитывая малый вес изделий, оптимальным вариантом станет обработка оборудования в ванне. Первая очистка осуществляется без применения химии. Радиатор заливают водой и при помощи встряски механически убирают грязь из него.
Отработанное содержимое прибора следует вылить, а на его место залить специальные реагенты. Раствор находится внутри батареи около часа, по истечении которого по оборудованию стучат деревянным молоточком либо встряхивают для того, чтобы отпали остатки ржавчины и загрязнений. В конце устройства выполаскивают в проточной воде.
Чистка с помощью лимонной кислоты.
Один из самых дешевых и доступных методов избавления от накипи. Раствор для промывания легко сделать самостоятельно. Необходимо растворить 200 гр кислоты в теплой дистиллированной воде. Иногда рекомендуют добавить немного уксуса. Полученную жидкость нужно подогреть. После этого потребуется слить старый антифриз и залить промывочную жидкость. Далее делаем паузу и пользуемся автомобилем в привычном режиме. Через 3-4 дня сливаем жидкость, с которой должна выйти все загрязнения и частички накипи. После этого заливаем антифриз и работа закончена.
Простота: 5
Стоимость: 5Затраты времени: 3Качество: 5Итог: рекомендуется в случае загрязнений средней степени.
Промывка отопительной системы в частном доме
В домах частного типа очистка радиаторов отопления – это более острая проблема. Это объясняется тем, что вода в отопительной системе частного дома поступает не из труб, а из колодцев или водоемов. Вода, которая поступает из труб, в жилых домах подвергается очистке, а колодезная – нет. В частных домах радиаторы загрязняются несколько быстрее, так как в них может скапливаться ил или другие мелкие частицы, поэтому чистка батарей отопления потребуется чаще. Если вы живете в частном доме, то лучше промыть всю отопительную систему, а не только радиаторы.
Чугунные трубы можно промывать в теплое время года, главное – не зимой. Перед тем, как отмыть батарею отопления и всю отопительную систему, необходимо выпустить воздух из батареи, поэтому потребуется открутить все вентили. Если вы сомневаетесь в своих способностях, то лучше вызвать специалиста, который не только произведет спуск воздуха из радиатора отопления, но и полностью осуществит такую операцию, как прочистка батарей отопления. Если совершить даже не слишком значительную ошибку, можно повредить оборудование или устроить потоп.
Из отопительного котла не нужно выпускать воду. Линию для паропровода вовремя того, как прочистить батарею отопления, необходимо полностью закрыть.Если все необходимые вентили перекрыты, а продувка батарей отопления выполнена, тогда можно пустить по системе отопления воду. Подавать воду необходимо до того момента, пока не начнет литься чистая вода из труб.
Данный способ поможет очистить не только радиаторы, но и трубы.
Чтобы осуществить такую операцию, как промыть радиатор отопления, более эффективно, можно добавить в воду некоторые химические средства. К таким относятся уксус, сода, молочная сыворотка и другие. Для промывки подойдет такое средство, как «Крот», или средство для очистки радиаторов автомобилей.
Если для того, как почистить батареи отопления, используются различные химические средства, то потребуется после их применения хорошо промыть систему водой. Лучше всего промыть систему горячей водой, а для этого потребуется включить котел. Такая процедура, как чистка радиаторов отопления, должна осуществляться хотя бы 2 раза в год.
С помощью какого средства можно очистить радиатор машины снаружи?
Радиатор засоряется во время использования автомобиля вследствие того, что в машину так или иначе с дороги летят пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.
В радиатор также могут попасть насекомые, которые в дальнейшем вместе с пылью превращаются в довольно твердую массу.
Чтобы почистить радиатор, не снимая его, можно использовать обыкновенную воду, которая очистит его наружную поверхность, однако зачастую добраться до этой детали автомобиля бывает не слишком просто.
Для произведения качественной очистки радиатор нередко снимают.
Бывает даже и такое, что обыкновенная чистка водой снаружи оказывается недостаточной, так как грязь засела настолько прочно, что убрать ее с поверхности традиционными методами не получается.
Чтобы избавиться от загрязнения, применяют специальное средство для очистки радиатора транспортного средства снаружи.
Как правило, отопительный радиатор или же радиатор кондиционера промывается проточной водой, но на автомойках это делают под довольно большим давлением. При этом операцию необходимо производить максимально осторожно, так как здесь можно нанести повреждение сотам, что вызовет попросту протечку радиатора. Он в итоге потеряет свою герметичность.
В случае, если одновременно с грязью на радиатор сядет соль, то ее следует убирать с поверхности детали максимально быстро. Дело в том, что деталь выполнена из алюминия, а солевой раствор способен его разъесть буквально за несколько минут. В результате это закончится такой же протечкой радиатора автомобиля.
Стоит также отметить, что вода вряд ли сумеет убрать стойкие отложения, а это значит, что придется использовать специальное средство для того, чтобы избавить его от грязи.
Химических веществ, разработанных непосредственно для того, чтобы химическую очистку радиатора можно быть произвести, не снимая данную деталь, довольно-таки много.
Среди водителей широкой популярностью пользуются химические средства, выпускаемые следующими производителями:
- Хадо;
- VERYLUBE;
- Liqui Moly.
Имеются в продаже и универсальные очищающие вещества, с помощью которых можно вычистить не только грязь из радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля, но и из всего мотора.
Стоимость подобного вещества бывает самой разной – это зависит от того, какая фирма выпустила данное средство. В частности, стоимость одного флакончика, объем которого будет составлять порядка 250 мл, может достигать тысячи рублей.
Слишком дешевые средства приобретать нежелательно, так как в недорогих препаратах могут применяться слишком активные вещества, которые могут оказаться такими же вредными, как и само загрязнение.