Инструкция по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на энергоблоке Комсомольской ТЭЦ-3, страница 9


Главная / Котельные

Назад

Опубликовано: 30.11.2019

Время на чтение: 2 мин

0

769

Хоть и нечасто, но все же в сводки по чрезвычайным ситуациям время от времени попадают новости о взорвавшихся котлах. И что самое интересное – причина не всегда заключается в неисправной печи или непотушенной сигарете.

Бывает и так, что виновником становится котел отопления. Мы привыкли, что все устройства, в названии которых есть слово «промышленное», используются на производственных предприятиях, на территории заводских цехов и крупных мастерских.

На самом деле, это не всегда так. Компании, занимающиеся выпуском отопительного оборудования, предлагают потребителям крупные установки для автономного обогрева многоквартирного дома.

Последствия разрыва котла

И хоть они эксплуатируются в жилых зданиях, их все равно называют промышленными. Причина заключается в высокой мощности, которой вполне хватает не только для многоэтажного здания, но и склада, крупной производственной линии.

Но и им свойственно выходить из строя. Вот только проблема в том, что последствия могут оказаться печальными.

  • 1 Как взрывается промышленный котел?
  • 2 Техника безопасности

Почему взрываются бытовые котлы и как их безопасно эксплуатировать

Механизм взрыва котлов простой. В зону риска в основном попадают те котлы, которые работают не постоянно, а эпизодически. Слабые места находятся там, где систему отопления может “прихватить” ледком – это расширительные баки, циркуляционные трубы и холодные помещения типа чердаков.

Основной причиной, по которой взрываются котлы является замерзание системы отопления, при этом вода в трубах перестает циркулировать. Топливо при этом продолжает гореть. Внутри чугунных (металлических) секций котла или труб закипает вода. При этом давление пара внутри системы начинает очень быстро расти. В некоторый момент будет достигнута критическая точка роста давления, которую металл не может выдержать – и какими будут последствия разрушения труб и секций котла, предугадать уже невозможно. Дело в том, что одновременно в замкнутое пространство выкидывается очень большой объем пароводяной cмеси. Давление внутри помещения быстро растет. И, в лучшем случае, все закончится выбитыми стеклами. При худшем раскладе будут разрушены конструкции помещения, возможны причинения вреда здоровью людей или даже смертельный исход лиц, находящихся в зоне действия взрыва, в результате обрушения конструкций помещения котельной.

Так, например, 04.01.2016 произошёл взрыв бытового твёрдотопливного котла, установленного в квартире блокированного жилого дома в г. Ляховичи. Никто не пострадал, повреждены ограждающие конструкции помещения топочной, в которой был установлен котёл. Причина взрыва – отсутствие циркуляции воды в системе отопления, предположительно в результате в системе отопления, предположительно в результате образования ледяной пробки в отводящем трубопроводе. Способствующие факторы – бессистемный режим топки котла, вынужденная эксплуатация котла лицом, не знающим правил безопасной эксплуатации котла.

8 января 2021 в г. Любани (Минская область) в котельной жилого дома взорвался бытовой твердотопливный котел. В результате взрыва произошло обрушение кирпичной стены, повреждена крыша, уничтожены помещение котельной и котел. Пострадавших нет. Причина взрыва устанавливается.

За последние восемь лет это уже семидесятая чрезвычайная ситуация, произошедшая при эксплуатации бытовых отопительных котлов

Для снижения риска замерзания трубопроводов котла и системы отопления Правила безопасности требуют от владельцев потенциально опасных объектов, т.е. водогрейных котлов, чтобы монтаж и наладку систем отопления проводили только специализированные организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь и имеющие при этом соответствующее разрешение (лицензию) Госпромнадзора на выполнение данного вида работ.

При этом сотрудники или специалисты этой организации должны провести обучение владельца правилам безопасной эксплуатации котла и отопительной системы и сделать отметку об этом в паспорте котла.

Перед пуском котла домовладелец должен убедиться в том, что запорные системы должны быть открыты сразу на двух трубопроводах – том, который подает теплоноситель в котел, и том, который отводит теплоноситель из котла. Открыть надо и все запорные устройства, установленные на системе отопления. С нижнего отделения дымовой трубы необходимо удалить накопленный конденсат. Это поможет избежать отравления угарным газом. Необходимо регулярно проверять состояние оголовка дымовой трубы и каналов дымоходов. Прежде чем начать разжигать котел, необходимо открыть линию подпитки системы и контрольную линию заполнения расширительного бака. То, что система не замёрзла, станет ясно, когда вода начнет вытекать с контрольной линии.

Но представим себе следующую ситуацию: с контрольной линии системы отопления вода не пошла. Что же делать в таком случае? Если давление в котле непрерывно растет и достигает показателя давления водопроводной сети, то это свидетельствует о том, что система отопления замерзла. При таком раскладе разжигать котел категорически запрещается. Надеяться на то, что пар преодолеет ледяную пробку, не надо – вместе с этим пар разнесет и трубопровод и котел. Нужно определить примерное место замерзания отопительной системы, отогреть его и проверить, побежала ли из контрольной линий отопительной системы при открытой подпитке вода. И только, если это произошло, начинайте разжигать котел, контролируя при этом показания манометра. Если давление теплоносителя в системе отопления приближается к максимально допустимому, нужно немедленно прекратить подачу топлива. Если же котел работает на местных видах топлива, нужно удалить его из котла в безопасное место. Это состояние отопительной системы свидетельствует о том, что система отопления не отогрета.

Нечасто, но случается и так, что на чердаке замерзает установленный там котел. Как и трубу, отогревать его открытым огнем категорически запрещено, делать это можно с помощью, например, горячей водой. Однако, если при разогреве вы увидели, что с поверхности нагрева котла пошла вода – то это означает, что котел разгерметизировался. И дорога ему только одна – в ремонтную мастерскую. В таком состоянии котел к дальнейшей эксплуатации непригоден. Стальной котел специалисты, имеющие на это соответствующее разрешение переварят, ну, а, в чугунном котле они заменят поврежденные секции и перепакуют их заново.

Особую тревогу в органах Госпромнадзора вызывает эксплуатация котлов созданных (сваренных) так называемыми в народе «кулибиными» (народными умельцами).

За последние пять лет восемь котлов, которые взорвались, были самодельными. Народные умельцы кое-как склепали отопительные агрегаты. Но понятно, что при этом возникает огромный риск того, что могут начаться проблемы с поверхностями нагрева, топками, застойными зонами котлов… В конце концов это заканчивается тем, что вода перегревается, что приводит к разрыву котла. К тому же необходимо учитывать, что на “самоделки” не установлены, как правило, ни термометры, ни манометры, ни предохранительные клапаны.

И поэтому Госпромнадзор предупреждает: не пользуйтесь самодельными котлами и не доверяйте установку сертифицированных тепловых агрегатов лицам, которые не имеют специальной квалификации. Те деньги, которые вы сэкономите на этом, могут аукнуться пожаром, сильным разрушением или тяжелыми травмами людей. Так нужно ли рисковать ради экономии материальных средств своим имуществом, жильем, а может, здоровьем или даже жизнью?

Главный государственный инспектор Павлющенко В.В.

Ведущий государственный инспектор

Мисюн В.М., Казимирский О.С.

Автор: Intex-press

О причинах взрывов в содорегенерационных котельных установках (СРК) и мерах по их предупреждению

На целлюлозно-бумажных комбинатах, в современном сульфат-целлюлозном производстве, содорегенерационный котлоагрегат (СРК) является одним из основных компонентов оборудования. В нем сжигаются отработанные щелока, в результате происходит регенерация химикатов, используемых в дальнейшем для варки целлюлозы, одновременно генерируется пар энергетических параметров. Являясь энерготехнологическим агрегатом, СРК состоит из собственного котла и комплекса вспомогательного технологического оборудования, входящего в схемы подготовки щелока к сжиганию, очистке дымовых газов и технологических выбросов. Использование потенциального тепла отработанного щелока, позволяет покрывать ощутимую долю баланса энергопотребления производства.

Специфика СРК заключается в том, что сжигаемый в топке отработанный черный щелок с энергетической точки зрения является влажным высокозольным и низкокалорийным топливом, а также в аккумуляции на поду топочной камеры значительного количества расплавленных натриевых солей при температуре порядка 850-900 °С [1].

Ранее на подавляющем большинстве целлюлозно-бумажных комбинатах СРК применялись при рабочих параметрах: давление до 4,0 МПа (40 кгс/см2) и температура перегретого пара до 440 °С. Это было вызвано необходимостью предупреждения высокотемпературной коррозии труб поверхностей нагрева. В настоящий момент, в соответствии с федеральными Нормами [2] применение СРК на более высоких параметрах допускается при обеспечении специальных мер по предупреждению высокотемпературной коррозии поверхностей нагрева.

Учитывая высокую специфическую потенциальную опасность, которую представляют содорегенерационные котлоагрегаты, они в соответствии вышеуказанными Нормами, должны устанавливаться в отдельных зданиях, а пульт управления – в отдельном от котельного цеха помещении, имеющем выход помимо помещения для СРК.

Разрешается компоновка СРК в одном общем блоке с энергетическими, водогрейными и утилизационными котлами, а также неотрывно связанными с выпарными и окислительными установками щелоков.

Программа обеспечения надежности при производстве содорегенерационных котлоагрегатов имеет три этапа: конструирование, разработка технологии изготовления, процесс изготовления. Реализация этапов приводит к созданию исходных свойств, которые можно охарактеризовать как потенциально возможные. В разные периоды эксплуатации фактические свойства сравнивают с потенциально возможными и по степени изменения оценивают надежность.

Основными показателями надежности являются безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Надежность обеспечивается на этапах проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонтов. Ошибки, допущенные на любом из них, сводят на нет материальные средства, трудозатраты и время, потраченное на всех других этапах. Совершенная конструкция СРК с высокими технико-экономическими показателями, широкомасштабной автоматизацией, обеспечивающими комфортные условия труда, не может быть реализована, если для его изготовления использовались трубы, тройники, арматура, прокат металлов и другие материалы и оборудование плохого качества, а технологический процесс осуществлялся с нарушениями требований нормативной технологической документации. Котлы с высокой потенциальной надежностью могут быть быстро приведены в полную негодность, если не будут соблюдаться заданные проектом режимы работы, а эксплуатация будет осуществляться недостаточно квалифицированным персоналом [3].

Поэтому к эксплуатационному персоналу должны предъявляться повышенные требования по знанию основных принципов организации топочного процесса и физико-химических свойств жидкого сульфатного плава, т.к. при определенных условиях взаимодействие плава с водой может привести к взрывам. Кроме того, в СРК используется высококалорийное вспомогательное топливо (газ, мазут), которые применяется при пуске и останове СРК, при перебоях в подаче черного щелока с выпарной станции и для «подсвечивания» в случае повышения влажности щелока сверх предела устойчивого горения. Это налагает дополнительные условия на организацию работы рассматриваемых котлов т.к. несоблюдение правил сжигания мазута или газа может явиться причиной взрывов в топках. Не исключена вероятность взрывов в баке-растворителе в момент контакта плава с зеленым щелоком. Такие взрывы могут привести к серьезным разрушениям оборудования. В отечественной промышленности имели место несколько случаев взрывов различной силы в СРК. Продолжительность аварийно-восстановительных ремонтов при этом составляла от нескольких дней до нескольких месяцев. Необходимо помнить, что взрыв горючих газов в топке СРК может привести к повреждению трубной системы и попаданию воды на плав, что еще более усугубит аварию.

Из публикации (стр. 164) [4] следует, что в 1964 г. и в начале 1965 г. , «Альстрем-Варкаус», а.о. «Свенска Машинен Верке», «Мицубиси» «Санчи», «Парсонс» и другие прислали в Советский Союз информационные письма о взрывоопасности содорегенерационных котлов. Из этих сообщений, а также из опубликованных материалов стало известно, что в то время за границей произошел ряд взрывов в процессе эксплуатации содорегенерационных котлоагрегатов.

Например, в США из 223 содорегенерационных котлоагрегатов взорвалось 38; в Канаде на 76 предприятиях, где работает 174 содорегенерационных котлоагрегата, произошло 33 взрыва. Взрывы привели к чрезвычайно серьезным последствиям. Было установлено, что примерно 40% аварий произошло вследствие взрыва накопившейся в топке взрывоопасной смеси газов от несгоревшего вспомогательного топлива, 40% взрывов произошло в результате попадания воды на огарок и в плав при разрывах экранных труб котла и 20% вследствие грубых нарушений элементарных правил технической эксплуатации.

В настоящий момент мы не располагаем статистическими данными за период 1964-1965 г., но имеющиеся в нашем распоряжении отдельные архивные материалы позволяют утверждать, что в отечественной практике эксплуатации взрывы СРК различной силы не являлись редким явлением. Так, в 1966 г. [4] на одном из предприятий в период остановки содорегенерационного котлоагрегата было оставлено на поду топки большое количество невыжженного огарка. В период пуска котла после включения его в паропровод было обнаружено, что единственная летка топки забита застывшим плавом и огарком.

Поскольку пробить летку плава в течение длительного времени не представлялось возможным, операторы для повышения температуры в топке с целью расплавления плава, застывающего в летке, включили одну щелоковую форсунку при усиленном сжигании мазута. Через некоторое время накопившийся в топке плав хлынул через неплотности пода. Обслуживающий персонал, отключив мазутные горелки, вентилятор и отсоединив котел от паропровода с целью охлаждения, стал обильно поливать массу раскаленного плава щелоком. Через несколько минут после этого произошел взрыв, в результате которого прогнулись трубы экранов, стягивающие их балки, каркасы и была разрушена обмуровка котла.

Анализ эксплуатации содорегенерационных котлов [5], проведенный на основании результатов обследований комиссиями и службой ведомственного технического надзора, показывает, что несмотря на ряд указаний Министерства целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, на многих предприятиях отрасли работа СРК осуществлялась с отступлениями от Правил и норм, на низком техническом уровне, что приводило к возникновению аварийных ситуаций. Так, 11 ноября 1981 г. на Байкальском ЦБК был аварийно остановлен СРК-350. Рассмотрение обстоятельств, предшествовавших аварийному останову, показывает, что котел в течение двух часов работал при отсутствии напряжения на пульте управления, без оперативного контроля со стороны эксплуатационного персонала, в результате произошел упуск воды, нарушение циркуляции, перегрев труб поверхностей нагрева и последовавший разрыв одной из них на отметке +9,3м. правого заднего блока. В производственном объединении «Братский ЛПК» 26 ноября 1981 г. произошел взрыв в топке СРК. Расследование причин этой аварии показало, что после реконструкции с заменой нижней части топки, котел включили в работу с отключенными защитами, блокировками и сигнализацией. Из-за неверных показаний датчиков уровня, котел работал без подачи питательной воды, что привело к упуску воды и нарушению циркуляции. Эксплуатационный персонал не принял мер по остановке работы котла, а включил мазутные форсунки, это вызвало перегрев экранных труб и разрыв одной из них. Вместо полного прекращения подпитки котла, персонал перевел управление питательным клапаном на ручное управление и осуществлял питание котла после разрыва экранной трубы в течение 30-40 мин. В результате, спустя два часа после останова котла, произошел взрыв в топке, топочная камера получила деформации, что привело к необходимости проводить восстановительные работы в течение длительного времени.

На Сегежском ЦБК 18 февраля 1982 г. произошел взрыв в топке СРК-700, в результате фронтовой экран от боковых был оторван с отметки +14,4м до верха топки (отметка +31,5 м). Остальные экраны были деформированы. Авария произошла вследствие неверных действий персонала по ликвидации течи плава помимо летки. Вместо останова котла, как это предусмотрено разработанным на ТЭС-2 «Планом ликвидации аварий» персонал путем снятия с качального устройства и разворота щелоковой форсунки в течение 20 минут заливал щелоком район предполагаемой протечки плава. В результате газификации щелока, налитого на под топки, образовалась взрывоопасная смесь газов, и произошел ее взрыв. Анализ эксплуатационной документации показал, что в схеме защит, блокировок и сигнализации имелись отступления от требований действующих правил и норм, а инструкции по эксплуатации СРК не пересматривались с 1972 г. и имели существенные ошибки.

Аварийные остановы СРК, связанные с неработоспособностью систем автоматического управления, контрольно-измерительных приборов, блокировок и защит, были и на ряде других предприятий отрасли.

На ТЭЦ Астраханского ЦКК [6] 24 ноября 1984 г. произошел взрыв в топочной камере СРК-560 станционный № 2. Непосредственно перед взрывом из-за отсутствия щелоков СРК был переведен на сжигание топочного мазута. В эту же смену в мазутном хозяйстве комбината производился слив мазута из железнодорожных цистерн. Прием мазута из-за отсутствия приемного резервуара осуществлялся непосредственно в расходные резервуары, из которых мазут подавался в котельную.

В 14 часов 40 минут начальником смены ТЭЦ и обслуживающим персоналом котельной по снижению нагрузки котлов БКЗ-75-39 ГМ станции было установлено попадание воды в мазутопроводы котлов. Давление в барабанах котлов БКЗ-75-39 снизилось до 25 ати, а СРК ст. № 1, работавший на мазуте – погас. Начальник смены ТЭЦ предупредил персонал, обслуживающий СРК ст. №2 о попадании воды в мазутопроводы, дал распоряжение о прекращении слива мазута из оставшихся цистерн и об открытии линии рециркуляции мазута на СРК ст. № 2 с целью увеличения его расхода. В 14 час. 45 минут произошел взрыв в топке СРК ст. № 2 в результате чего экраны топки получили деформацию, произошло раскрытие до 145 мм передних углов топки, разрывы угловых соединений поясов жесткости, деформация 10 задних труб кипятильного пучка, нарушение изоляции и обшивки.

Причиной аварии явилось попадание воды в мазутопроводы и мазутные форсунки и неверные действия эксплуатационного персонала, который знал о попадании воды в мазутопроводы, но н принял меры к аварийному останову СРК.

На ТЭС-3 ПО «Братский ЛПК» 04.12.1984 г. произошла авария с содорегенерационным котлом СРК ст. № 12. В результате взрыва в топке котла произошло ее раскрытие по всей высоте во всех четырех углах с образованием свищей в экранных трубах и пароперегревателе. При этом были деформированы стенки топочной камеры, пояса и балки жесткости. Максимальная стрела прогиба на высоте пятого пояса жесткости составляет 210 мм. Проведенное расследование показало, что авария возникла в результате грубого нарушения эксплуатационным персоналом и должностными лицами «Производственной инструкции по безопасной эксплуатации СРК» при ликвидации течи плава в левом углу пода топки. Вместо подвода сжатого воздуха или останова котла, как это предусмотрено Инструкцией было принято решение ликвидировать течь плава подачей к поврежденному месту черного щелока посредством разворота щелоковой форсунки. При погашенных мазутных форсунках и в отсутствии огарка на поду произошла газификация щелока, образование взрывоопасной смеси газов и взрыв в топке котла. Расследованием также было установлено, что нарушение эксплуатационным персоналом Правил и инструкций по эксплуатации СРК на ТЭС-2 и 3 Братского ЛПК стало системой. Так, аналогичная авария на СРК-12 с менее серьезными последствиями была 7 марта 1984 г. Однако и после этого на станции продолжали нарушать Инструкции по ликвидации течи плава (01.12.84. и 02.12.84).

Происшедшие аварии свидетельствовали об отсутствии планомерной систематической работы с эксплуатационным персоналом, бесконтрольности со стороны руководства ТЭЦ за действиями персонала при выполнении производственных обязанностей, формальном проведении противоаварийных тренировок.

Из международного опыта следует, что специально созданная в свое время Консультационная комиссия по содорегенерационным котлам (BLRBAC) разработала рекомендуемую систему, направленную на профилактику или уменьшение последствий взрывов при попадании воды в плав. Эта система известна как процедура аварийного останова (ESP-процедура). Если понятно или предполагается что вода попадает в топку BLRB (СРК), оператор обязан активизировать ESP-процедуру, которая одновременно подает сигнал об аварийной эвакуации людей и по заданной изготовителем СРК программе осуществляет аварийную остановку работы котла.

Консультационная комиссия для обобщения и анализа причин располагает материалами о случаях взрывов СРК на предприятиях Северной Америки, в результате которых для восстановления котлоагрегатов требовалось несколько дней, а в худших случаях ущерб был настолько велик, что восстановление занимало несколько месяцев. При этом отмечалось, что основными источниками воды, попадающей в топку СРК, являлись утечки через напорные компоненты котла. В дополнение к полугодовой или годовой проверкам огневой стороны котлов Комиссия рекомендовала проводить ежегодные осмотр напорных частей для выявления существующих и идентификации потенциальных утечек, чтобы принимать упреждающие меры по предотвращению контакта воды с плавом. В ходе ежегодного осмотра также рекомендовалось проверять: систему ESP, защиты при низком уровне воды, систему черного щелока и вспомогательную систему сжигания топлива. Особое внимание обращалось на необходимость проведения периодического контроля уровня подготовки операторов для определения того, что они не только обладают знаниями об эксплуатации СРК в обычном режиме, но и способны распознавать различные нештатные ситуации, знают, какие корректирующие действия являются целесообразными, умеют определять, когда вода попадает в топку, и как система ESP приводится в действие.

Кроме попадания воды в топку при разрушении поверхностей нагрева (свищи, разрывы) существует еще несколько других источников воды. Если содержание воды в черном щелоке превышает 42%, это может привести к взрыву. Может произойти попадание конденсата через неисправную систему обдувки сажи или неисправный калорифер парового змеевика. Вода может попасть из внешних промывочных водяных шлангов, из системы промывки трубопроводов черного щелока водой или неисправных теплообменников щелока.

С целью предупреждения высокотемпературной коррозии поверхностей нагрева, при применении содорегенерационных котлов на рабочих параметрах более 4,0 МПа и температуре перегретого пара более 440 °С, широко применяются композитные трубы, применение хромирования труб, металлизации напылением и наварки нержавеющего покрытия. Композитные материалы – это принципиально новый класс конструкционных материалов, без которых был бы невозможен прогресс в энергомашиностроении. При наплавке нержавеющего покрытия, в том числе и при ремонтах, если в этом возникает необходимость, следует учитывать рекомендации главы 12 [7] и надо помнить, что при монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации) указанных котлоагрегатов запрещается использование стальных труб, ранее бывших в употреблении.

Изучение технической документации предприятий – изготовителей для поставляемых в Россию зарубежных содорегенерационных котлов свидетельствует о том, что изготовители очень заботливо и достаточно конкретно регламентируют периодичность, объемы и методы контроля и дефектоскопии узлов и элементов СРК в период их эксплуатации, определяя при этом требования к квалификации персонала, который это может выполнять, требования к приборам и контрольному оборудованию, а также к качеству применяемых инструментов.

В этом наши специалисты убедились при проведении работ по контролю металла в период ежегодного капитального останова содорегенерационного котла производительностью 3560 т. с.в./сутки, расчетные параметры пара а барабане 12,4 МПа (124 кгс/см2), температура перегретого пара 490±50 °С.

Котел изготовлен предприятием ″Andritz Oy″ Satakunnaankatu 7, Varkaus, Finland в 2009 г., смонтирован на предприятии ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», установлен в отдельном здании, а пульт управления в отдельном от котельного цеха помещении, имеющим выход помимо помещения для СРК.

В приложении к техническому заданию, утвержденному Техническим директором ОАО «Монди СЛПК» было указано: матрица разграничения ответственности, объем контроля металла, сортамент примененных труб и допустимая их толщина, инструкция по проверкам в период ежегодного останова (Andritz).

В настоящей статье не рассматривается, но при эксплуатации СРК исключительно важную роль для обеспечения работы без повреждения поверхностей нагрева и других элементов содорегенерационных котельных агрегатов имеет выполнение требований предприятий – изготовителей СРК по организации водно-химического режима и надлежащего контроля за его осуществлением.
Вернуться в блог

Что такое обратный огонь в пеллетном теплоагрегате

Термин «обратный огонь» в области пеллетных теплогенерирующих устройств означает продвижение фронта огня от зоны нормального горения в котле (в чашке пеллетной горелки или на арматуре топочного агрегата) в сторону хранения пеллет (пеллетного бункера).

Явление достаточно неприятное, приводящее к выходу из строя системы подачи пеллет (шнек может разрушиться под воздействием высоких температур), а в самом критическом варианте — к пожару.

Как мы знаем, для корректной работы пеллетной горелки необходимы две субстанции – кислород (воздух) и пеллеты. Они принудительно подаются в зону горения: воздух нагнетается вентилятором, а пеллеты подаются с помощью шнека. Часть воздуха подается по специальным воздуховодам непосредственно в зону горения в виде первичного или вторичного воздуха, а часть — по тому же самому каналу (шнеку), по которому подаются пеллеты.

Пропорция этих частей подачи воздуха должна соответствовать определенной формуле, потому что с одной стороны, полное отсутствие движения воздуха в канале подачи пеллет может само по себе провоцировать возникновение обратного огонь, а в случае 100% подачи воздуха по каналу пеллет мы должны обеспечить герметичность бункера, иначе часть воздуха при возникающем сопротивлении в чашке горелки будет выходить в пеллетном бункере, выдувая древесную пыль.

В ситуации, когда подача одного из требуемых компонентов остановлена или затруднена, возникают условия для возникновения обратного огня.

фото 1. Шнек подачи и лепестковый клапан (вверху) синхронизированы. Показан оптический датчик наполнения промежуточной камеры.

При остановке подачи пеллет сначала прогорают пеллеты в чашке горелки (нормальный режим работы), а затем тлеющее пламя начинает двигаться в сторону бункера хранения пеллет. Процесс это может быть практически незаметным с внешней стороны, при чём подача воздуха в этот момет может усугубить данный процесс. Кстати именно по этому, так важно правильно производить остановку пеллетного котла. Алгоритм остановки варьируется от производителя к производителю, но главным остается подача оставшейся в шнеке части пеллет в горелку и дожигание их с помощью принудительной подачи воздуха.

При остановке подачи воздуха котёл вероятнее всего остановиться, так как пеллеты без подачи воздуха горят с худшими характеристиками. В этой ситуации возможно высыпание несгоревших пеллет в зольный ящик, что тоже не является нормой. Однако если котёл продолжит работу то за счёт отсутствия подачи воздуха в зону горения тление может двигаться в сторону бункера не смотря на подачу пеллет. Особо хотелось бы отметит необходимость контроля герметичности всех соединений воздуховодов, дело в том, что если отверстие в наружной части можете вести только к потере мощности, то исходящий воздух в зоне горения может прожечь даже чугунные части котла.

Как предотвратить появление обратного огня

Как было уже сказано выше, причиной обратного огня является работа котла в аварийном режиме (остановка подачи одного из необходимых для горения компонентов, аварийная остановка работы котла) или же неправильная настройка котла, например, при несоответствии скорости подачи пеллет (а соответственно и их объема) объёму подаваемого воздуха, пеллеты могут сначала прогореть в чашке горелки, а затем продолжить горение в самом шнеке. Основным способом предотвращения этого неприятного явления является правильная настройка котла, недопущение его аварийной работы, и использование котлов с интеллектуальными блоками управления. Поэтому кстати, рекомендуем устанавливать интеллектуальные блоки бесперебойного питания, с помощью которых возможно корректно завершить работу котла.

Как бороться с огнём

Системы борьбы с обратным огнём можно поделить на активные и пассивные системы. Активные системы направлены на устранение причин возникновения обратного огня и возвращение котла в нормальный режим работы, а пассивные — для его тушения и остановки дальнейшего продвижения в сторону пеллетного бункера. В современных пеллетных котлах используются смешанные активно-пассивные системы.

Активные системы В шнек подачи пеллет горелки BioLine встроен термодатчик. При распространении пламени температура повышается и при превышении порогового значения датчик активирует электродвигатель внутреннего шнека, одновременно блокируя работу внешнего шнека. Всё это приводит к разрыву потока подачи пеллет как среды, передающеё огонь. Помимо разрыва среды, внутренний шнек продвигает тлеющие пеллеты в зону нормального горения, освобождая от их шнек и предохраняя его от разрушения. После снижения температуры до допустимого уровня горелка может функционировать в нормальном режиме.

Пассивные системы Пассивные системы могут также быть основаны на принципе разрыва среды передающей огонь, так и представлять собой обыкновенные огнетушители, заливающие водой тлеющие пеллеты.

К устройствам, прерывающим распространение огня можно отнести легкоплавные шланги подачи пеллет, которые деформируются при повышенной температуре, системы двойных шнеков, воздушные клапаны и т.д. Легкоплавые шлаки применяются в системах подачи пеллет с гибкими шнеками, когда пеллеты с помощью внешнего гибкого шнека подаются на определенную высоту, а затем под силой собственного веса падают вниз по шлангу в промежуточную камеру. Системы двойных шнеков, как с лепестковым клапаном, так и без, применяются в основном на котлах с жесткими шнеками.

На фотографии справа хорошо виден лепестковый клапан, лопасти которого выполнены из пластика, что, кстати, значительно уменьшает шумность при его работе.

Фото 2. Лепестковый клапан пеллетной горелки EcoTec

Огнетушители представляют собой ёмкости с негорючими материалами, срабатывающие (возможно как электронное срабатывание, так и просто механическое, например, расплавление восковой пробки) при превышении пороговой температуры в локальной области. Неприятной особенностью является необходимость дальнейшей очистки шнека от мокрой древесной массы.

| More

Причины поломок

Неисправности не появляются из неоткуда. Существует ряд причин появления поломок. Их важно учитывать, чтобы максимально долго не допускать выхода из строя котельного оборудования работающего на пеллетах.

Самые распространенные причины выхода из строя пеллетных котлов:

  • Нарушение требований по эксплуатации.
  • Выход из строя одиночной детали, узла или комплекта составляющих которые подлежат замене.
  • Допущены ошибки в установке и проектировании системы отопления.

До производства, какого либо вмешательство в работу или устройство пеллетного котла необходимо тщательным образом изучить его инструкцию по эксплуатации.

Причины, не связанные с пеллетным котлом

Ремонтные работы будут сводиться к выявлению и устранению поломок. Существую неисправности, которые напрямую не связаны с поломкой пеллетного котла:

  1. Потребляется количество топлива значительно большее, чем положено по нормам или предыдущему опыту использования пеллетного котла. Причина такого поведения может быть скрыта в: качестве пеллетного топлива; сильном ветре, или относительно низкой температуре окружающей среды; проведению каких-либо работ или действий которые обеспечивают дополнительную влажность в помещениях. Если ведется ремонт или наклеиваются обои. Попробуйте сменить поставщика гранул. Не качественное сырье для гранул может быть причиной производства топлива с пониженными полезными свойствами.
  2. В комнате, где расположен пеллетный котел, появляется черный дым. Идет он из дверцы пеллетного котла. При обслуживании пеллетного котла необходимо соблюдать осторожность для профилактики получения ожогов лица. Такая неисправность является следствием засора дымохода или жаровых труб. Устраняется соответственно прочисткой.
  3. В помещениях становится излишне жарко. Для устранения необходимо сделать только одно, прикрутить трехходовой кран на пеллетном котле и в доме температура придет в норму. Соответственно если после этого становится прохладно, верните кран в исходное положение.
  4. В ночное время видно как из дымохода вылетают искры. Такой симптом сигнализирует о том, что засорился зольник установки. Полностью устраняет данный дефект очистка зольника от продуктов сгорания.

Пеллетный котел- 6 распространенных проблем

У Вас уже стоит пеллетый котел. Значит Вы уже знаете, что при его эксплуатации могут возникать различные проблемы, неисправности. Оно и понятно. Любая машина периодически ломается. Мой опыт показывает, что, как правило, основной причиной возникновения поломок являются сами хозяева котлов. Почему? Судите сами. Сегодня перечисляем самые распространенные проблемы, причины их возникновения и варианты их решения.

Неисправность №1: Вы вдруг обнаружили, что ваш пеллетный котел «кушает» очень много пеллет. На много больше, чем показывали расчеты в момент, когда Вы принимали решение котел купить. Более того, он «ест» много больше, чем в прошлом году (если Вы эксплуатируете котел не первый год). Возможные причины возникновения этой неисправности:

— Возможно в Вашем доме проходит ремонт, включающий в себя оштукатуривание стен, поклейку обоев, смену ли ремонт окон. Ремонт в доме может приводить к повышенному расходу гранул, т.к. часть тепла расходуется на просушку стен, обоев,… Как только ремонт будет закончен, стены высохнут, расход гранул стабилизируется.

— Возможно на улице стоят морозы, дует ветер. Такие погодные условия приводят к быстрому выхолаживанию помещения, что опять же влечет за собой повышенный расход топлива.

— Возможно, что Вы купили гранулы, сделанные из лежалой древесины. Теплотворность таких пеллет ниже, чем у гранул из свежей древесины. Они дают меньше тепла. Смеите поставщика топлива и расход пеллет войдет в норму.

Неисправность №2: Вы вдруг заметили, что из дымовой трубы летят искры. Как правило это видно в темное время суток

Возможные причины возникновения такой неисправности:

— Скорее всего у вас засорились зольники пеллетного котла. Вы просто забыли их во время очистить от продуктов сгорание пеллет- золы. Почистите зольники и искры исчезнут.

Неисправность №3: В помещении, где стоит пеллетный котел появился дым. При открывании дверцы котла дым устремляется в помещение и даже иногда «пыхает» в помещение с хлопком. Это очень опасная ситуация, БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, можно обжечь лицо!

Возможные причины возникновения такой неисправности:

— Первым делом обратите внимание на Вашу дымовую трубу и жаровые трубы котла. 90% из ста они засорены. Прочистите их и не допускайте засорения. После прочистки работа котла будет стабилизирована.

— Еще о такой проблеме я писал в данных статьях о котле Грандег. В них я подробно описал что и как и зачем я делал. Прочтите обязательно.

Неисправность №4: Что-то в доме стало очень жарко.

Возможные причины возникновения такой неисправности:

— Конечно, сложно это назвать неисправнеостью, но частно владельцы котлов именно так это и воспринимают. Главное в этой ситуации не заниматься самостоятельной регулировкой (уменьшением) подачи гранул в камеру сгорания. Сделайте проще — подожмите трехходовой кран пеллетного котла и в доме станет комфортно.

— Если вдруг в доме похолодало делаем обратное — открываем трехходовой кран пеллетного котла и пускаем тепло от пеллетного котла в дом.

Неисправность №5: В доме холодно, даже когда пеллетный котел работает на полную мощность. Возможные причины возникновения такой неисправности:

— Первое что может быть- Ваш пеллетный котел, его мощность слишком мала для отопления Вашего помещения. Она неправильно подобрана. Как это ни грустно звучит, но Вам придется заменить котел на более мощный.

— Возможна так же воздушная пробка в системе отопления дома. Проверьте и устраните. Горячий теплоноситель начнет поступать в дом и все стабилизируется.

— Возможно так же, что количество радиаторов отопления в доме подобрано неверно. Их просто мало. Обратитесь к тем, кто расчитывал и количество. Это их косяк. Добавьте радиаторы в систему отопления.

— Проверьте, а открыт ли у Вас трехходовой кран, которым оснащен Ваш пеллетный котел. Ах он у Вас закрыт? Так откройте его скорее полностью.

Неисправность № 6. Самое плохое и страшное- внутри пеллетного котла влажные, масляные, потеки. Они плохо пахнут. От них исходит едкий дым. Едкий, черный дым идет из дымовой трубы пеллетного котла.

Возможные причины возникновения такой неисправности:

Проблемы нужно искать сразу в нескольких местах, проверяйте и устраняйте все по порядку!

— Воздушная пробка в прямом или обратном трубопроводе. Проверить, устранить.

— Дымовая труба забита. Проверить, устранить.

— Жаровые трубы котла забились. Устранить.

— Вентилятор подачи воздуха в пеллетный котел вышел из строя. Заменить вентилятор.

— Возможно Вы владелец пеллетного котла Грандег. Очистите пеллетную горелку котла, отвернув металлическое кольцо, расположенное снизу пеллетной горелки. Уверен, что как только вы отвернете кольцо из горелки высыпится много золы. Прикрутите кольцо обратно и работа котла стабилизируется.

— Подача пеллет в горелку сбилась. В горелку подается меньше пеллет, чем нужно. Вызовите специалиста по обслуживанию пеллетного котла, попросите увеличить количество подаваемого топлива.

— Вероятно у Вас проблемы с электроэнергией. Скачки напряжения. Они приводят к плохой работе вентилятора, который недостаточно нагнетает воздух в камеру сгорания котла. Устраните, поставив стабилизптор напряжения. Сделайте это СРОЧНО.

При устранении неполадок по этому пункту требуется много времени. Оно будет потрачено на то, чтобы работа котла стабилизировалась, все «влажные» отложения высохли. На это уйдет от одних до семи суток. В течение этого времени наблюдайте за котлом каждый день, проверяя как подсыхают все влажные места.

Пока на эту тему нет связанных статей.

Метки: пеллетный котел

Виды пеллетных котлов

Оборудование классифицируется по двум критериям — способу подачи топлива и типу горелки. Есть три варианта загрузить пеллеты в горелку:

  • механический,
  • полуавтоматический,
  • автоматический.

Механическая подача горючего подразумевает постоянную поддержку горения в топке хозяином, в том числе и в ночное время. Вместо того, чтобы наслаждаться теплым вечером в кругу семьи, домовладелец выполняет функции кочегара.

Полуавтоматическая подача выглядит выигрышнее — вручную задается лишь мощность котла, а пеллеты загружаются в топку без участия человека. Это наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Чуть дороже обходятся пеллетные котлы с автоматической подачей топлива. В отличие от предыдущих вариантов, для их монтажа следует пригласить специалистов. Настройка котла на нужный режим занимает не более пары минут, после чего котел выполняет всю работу по поддержке заданных параметров и загрузки пеллет в топку в автоматическом режиме.

Горелки пеллетных котлов бывают:

  • факельными,
  • каминными,
  • объемного горения.

Факельными горелками оснащаются маломощные котлы с небольшими топками. Они легко поддаются настройке, просты в эксплуатации, достаточно надежны. Их недостаток — выраженная направленность пламени на одну из стенок котла, которая в итоге постоянно подвергается локальному нагреву. К тому же факельные горелки чувствительны к качеству горючего — они с трудом поддерживают пламя, образуемое второсортным топливом.

Горелки каминные отличаются безопасностью, малым уровнем шума при работе, однако тоже реагируют на качество твердого топлива. Также у них мало возможностей регулировки.

Этих недостатков лишены устройства объемного горения, которые вследствие высокой мощности нередко используют и в промышленных целях. Они без проблем работают на пеллетах низкого качества. Единственный недостаток этих горелок в том, что они утяжеляют оборудование.

Реальные случаи аварии в котельных

Октябрь 2021 года.

В Балашихе произошел сбой автоматической системы котельной, приведший к выходу из строя вентиляции. Произошедший взрыв, причиной которого явилось накопление отработанных газов, повредил вентиляционный короб и выбил стекла здания. Никто не пострадал.

Декабрь 2021 года.

В Бузулуке из-за прорыва трубопровода, проходящего внутри котельной, произошла аварийная ситуация, результатом которой явилось нарушение системы отопления нескольких микрорайонов . Из-за последствий происшествия без отопления остались жилые дома, школы и детские учреждения. Их ликвидация потребовала двое суток усиленной работы коммунальщиков.

Январь 2021 года.

В результате гидроудара произошло отключение водоснабжения в Щербинке. Это небольшое поселение, являющееся частью Новой Москвы. Отзывы жителей позволяют судить о том, что авария была оперативно устранена.

Еще одна чрезвычайная ситуация произошла в Красногорске. Авария случилась из-за выхода из строя насосов. Более 12 тысяч жителей на долгое время остались без теплоснабжения при температуре окружающего воздуха -25 градусов.

Февраль 2021 года.

В Кемерово при внутри котельной, который возник вследствие возгорания трансформатора, было нарушено теплоснабжение нескольких . Оперативное прибытие на место коммунальных служб позволило быстро переподключить тепловые носители на резервную схему работы.

, на котел и бойлер в Минске

«Мой дом- моя крепость»- выражение стало крылатым. Именно так мы и представляем себе свой дом, уверены, что находясь в нем, мы полностью защищены от любых внешних неурядиц и тем более домашних неурядиц. Но а как же быть с внутренними опасностями? Мы поговорим об опасности, которая может привести не только к разрушению вашей «крепости», но и к травмам или даже летальному исходу. Это — взрыв . Чаще всего взрываются именно котлы на твердом топливе. менее предрасположены к таким форс-мажорам. Так почему же мы видим в сводках СМИ новости о взрывах отопительных котлов каждую зиму? Почему с виду не очень большой и безопасный отопительный прибор становится причиной разрушения дома или смерти человека? Давайте рассмотрим возможные причины такого происшествия.

Причины взрыва котла отопления на твердом топливе могут быть разные: это и неправильный подбор оборудования, и неправильный , пренебрежение правилами эксплуатации отопительных котлов, а также желание сэкономить на простейших системах безопасности. Недостаточно просто КУПИТЬ твердотопливный котёл, и просто УСТАНОВИТЬ отопительный котёл!

Что значит «неправильный подбор отопительного котла»? Все просто. Последнее время все чаще и чаще при покупке котла на дровах клиент предпочитает рассматривать модели с глубокой топкой, которые предусматривают отопление дома площадью от 150 и выше. Но чем больше объем топки в котле, тем этот котел больше нравиться покупателю. Здесь есть нюанс, на площадь 50 кв.м. котел не может и не должен иметь такую мощность. Иначе при закладывании большего объема дров, вам не избежать перегрева и «закипания» котла. А это, в свою очередь, приводит к повышению давления в котле. Повышенное давление в котле еще не взрыв, но может предшествовать ему. Вы на шаг приблизились к непоправимым последствиям.

Следующим шагом может быть неправильный монтаж котла на твердом топливе. В нашей стране нет строгих правил по поводу специалистов, осуществляющих монтаж бытовых отопительных приборов. Вот и монтируют по всей стране котлы на дровах дяди Вани, Пети и т.д. Почему же им доверяют столь ответственную работу? Не всегда клиент хочет сэкономить (не без этого конечно), но, мы проанализировали объекты с твердотопливными котлами и поняли, что у владельцев частных домов на момент монтажа котлов, отсутствовала информация о правилах монтажа и специалистах, которые обвязывают котлы. Хорошие современные твердотопливные котлы- это котлы с автоматическим регулированием подачи воздуха в камеру сгорания и с датчиками управления контурами отопления. Очень часто срабатывал рынок рекомендаций, вроде:- д. Ваня «варил» мне отопление 10 лет назад и все до сих пор работает. Д. Ваня посоветовал взять котел Купер или Мозырьсельмаш…. Это хорошо, что работает, Хорошо что посоветовал…но за 10 лет изменился принципиальный подход к системе отопления дома и тем более к отопительным котлам на твердом топливе. Современная система и котлы стали более энергозависимые, но в тоже время экономные. Монтаж, управление и эксплуатация которых требует определенных знаний, умений и навыков. А также постоянного нахождения — «в теме». После монтажа вам обязательно должны рассказать, как пользоваться системой с отопительным котлом. И не просто бегло объяснить, куда спичку подносить, а как разжигать котел, как проверять наличие тяги в дымоходе, как включать насосы,

Если вы и правильно подобрали котел и правильно вам смонтировали, то это только половина успеха. По статистике процент ошибок в эксплуатации значительно выше количества ошибок монтажа. Итак, на что же надо обратить внимание обладателю котла на твердом топливе?

Эти простые правила помогут вам избежать возможных проблем с котлом.

Есть также еще одна причина, не зависящая от пользователя. Это когда в момент топки дровами или другим твердым топливом пропадает электроэнергия, останавливается циркуляционный насос и теплоноситель не поступает в систему. В таком случае температура в котле растет, давление также, что может привести к взрыву котла.

Но, что же делать если по какой то из вышеперечисленных причин котел все-таки начал неконтролируемо набирать температуру и начало повышаться давление?

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ КОТЕЛ «ЗАКИПЕЛ»???

Перекрыть подачу топлива в камеру сгорания. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не поливайте пламя водой!!! Если тушить котел водой, то можно обжечься паром или взорвать котел. Если есть возможность, забросайте пламя песком или золой. Если есть в системе насос и в сети электричество, откройте все окна, форточки, двери -чтобы увеличить потери тепла в системе. Если совсем все плохо — БЕГИТЕ, чем дальше, тем лучше.

Хотим дать пару советов, как избежать взрыва котла отопления.

Обязательно устанавливайте аварийный клапан, а лучше группу безопасности котла.

-Желательно, монтируйте контур охлаждения котла на твердом топливе. В случае повышения температуры в водяную рубашку котла начнет поступать холодная вода из системы водоснабжения, что уменьшит температуру в котле.

По возможности,покупайте и устанавливайте, она не даст вашему котлу «закипеть» даже при попадании электроэнергии. Примет на себя избыточную температуру и сохранит тепло для системы отопления. А также продлит время горения одной закладки.

— Устанавливайте для работы котлов и насосов. Тогда при пропадании электроэнергии, ваше оборудование будет снабжаться электроэнергией из резервного аккумулятора. И поможет вам избежать взрыва отопительного котла.

Всегда выбирайте проверенные временнем компании по продажи отопительного оборудования, которые смогут еще и смонтировань «одними руками». Система отопления частного дома требует постоянного внимания не только со стороны пользователя отопительным оборудованием, но и со стороны сервисанта, который раз в год будет приезжать и проверять работоспособность смонтированной системы, проверять состояние фильтров, расширительных баков, соединений резьбовых, автоматических развоздушников…

Удачи вам системой отопления вашего дома, и пусть в гостях будет хорошо, а дома тепло.

Здесь на сайте нашего интернет-магазина Дом котлов Минск можно выбрать и купить отопительные котлы газовые, твердотопливный или электрический, а также различное отопительное оборудование — бойлер, водонагреватель, теплоаккумулятор, буферная емкость, радиаторы отопления, дымоходы, трубы, гребенка и теплый пол — см. наш интернет-магазин в Беларуси «Котлы и отопление дома » цена и наличие. Мы выполним по вашему заказу необходимые работы — см. Монтаж отопления, обвязка котла, установка отопительного оборудования в Минске и по Беларуси , в том числе «под ключ».

Подробности ЧП: в Вологде произошёл взрыв на котельной в районе ПЗ

Почти 50 тысяч вологжан на несколько часов остались без горячей воды и тепла в областной столице. Сегодня утром в Вологде произошёл взрыв на котельной в районе ПЗ, не выдержал тепловой котёл. В результате ЧП никто не пострадал. Отопление в квартиры жителей города вернулось в районе 4 вечера, когда в работу запустили резервный котёл.

«Холодная, совершенно холодная», — проверяют батареи вологжане.

Остыли за считанные минуты. Батареи почти в 300 домах областной столицы, в их числе и 5 больниц, сегодня стали холодными на несколько часов. Температура в квартирах вологжан начала снижаться стремительно. Тамара Александровна говорит, что уже с утра пришлось надевать теплые шерстяные носки.

Тамара Сайкина: «Пришла вот из магазина, батареи просто холодные, остыли буквально за 15 минут».

Тамара Александровна похолодание заметила сразу, говорит в ее доме на Костромской, 4 б холодно и с отоплением. А когда батареи остыли, стало практически как на улице, только без ветра — рассказывает пенсионерка. На помощь пришел старый обогревать. А вот воду пришлось греть на плите. Об аварии на котельной она узнала от сына.

Сильный хлопок было слышно даже в отдаленных от Подшипникового завода районах областного центра. Взрыв произошел на котельной ПЗ в 9 часов утра. Как позже выяснилось, не выдержал один из котлов. На место ЧП сразу прибыли сотрудники МЧС. Тушить пламя и спасать из под завалов людей не пришлось. Никто не пострадал. Кроме 40- метровой трубы, части которой разлетелись на десятки метров.

Григорий Сафиулин, представитель регионального управления МЧС: «По прибытии на место было установлено, что нет возгорания, но произошло обрушение трубы. Были привлечены силы и средства спасателей».

Всего таких котлов 8. Из них рабочих осталось 7. Чтобы минимизировать потери тепла, специалисты закольцевали сети. Так вода в трубах вологжан должна была оставаться теплой.

Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области: «Все циркуляционные насосы работают в полном объеме. В связи с этим температура не падает. Все резервные котлы прошли проверку Ростехнадзора. Мы уверены, что все ресурсы котельной ВПЗ будут задействованы».

На решение проблемы специалистам потребовалось несколько часов. Запустить в работу резервный котел удалось к 4 часам вечера и вода в трубах снова начала теплеть.

Максим Иванов, директор «Западная котельная»: «Проектная мощность рассчитана так, что предусмотрено резервирование. Мы воспользовались резервом и запустили более мощный котел. Никаких опасений быть не должно».

На этом работа не закончится. Теперь сотрудникам частного предприятия предстоит установить причину происшествия и разобрать остатки конструкции. А вологжанам придется привыкать к новому виду микрорайона ПЗ. Ведь вместо узнаваемых трех труб, теперь красуются только 2,5.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: